Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2019.07.20 · 15:54 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСоциум. Образование
2011 — Гончаренко А.А., Кныш Н.А. — Формирование инновационных компетенций вузовской молодёжи (часть 1)
.



Гончаренко
Александр Александрович
директор Межвузовского инновационного бизнес-инкубатора ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»

Кныш
Наталья Александровна

кандидат исторических наук, начальник Центра инновационных компетенций Межвузовского инновационного бизнес-инкубатора ФГБОУ ВПО
«Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»








Доклад 
на второй научно-практической конференции 
«Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения»
31 мая 2011 года

Формирование 
инновационных компетенций вузовской молодёжи 
в сфере наукоёмкого предпринимательства

(часть 1)

С 1 сентября 2011 года все российские вузы должны перейти на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [1]. Их разработка осуществлялась в рамках модернизации российского образования в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации [2] и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Главными целевыми установками в реализации образовательных стандартов третьего поколения являются компетенции, полученные учащимися в ходе обучения. Переход на новые федеральные стандарты изменил само понятие качества подготовки специалиста. Происходит переориентация оценки результата образования с понятий «образованность», «общая культура» обучающихся на понятия «компетенция» и «компетентность». Данные понятия становятся ведущим критерием в подготовке современного выпускника высшей школы. В качестве составных частей в понятие «компетенция» входят знания, умения, навыки, личностные качества, социальная адаптация и профессиональный опыт, и в совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели специалиста. 
Самое сложное в обновлении профессионального образования и перестройке образовательных программ заключается в чёткой формулировке и определении перечня тех компетенций (прежде всего, профессиональных), которые должны быть присущи выпускникам учебных заведений. Сложность связана с тем, что для выделения компетенций и их компонентов необходимо учитывать разные точки зрения: видение профессорско-преподавательского состава, взгляд работодателей и точку зрения «потребителей образования». Это и объясняет то, что сегодня ещё нет однозначных подходов к классификации компетенций. А это, наверное, самое важное в практике реализации компетентностного подхода в образовании. Ведь, в конечном итоге, все взгляды должны найти отражение в государственных стандартах. И здесь необходима совместная работа государства, вузов и производства. 
Департамент стратегического развития Министерства образования и науки Российской Федерации предложил для обсуждения проект Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах [3]. В проекте приоритетными направлениями развития для технологической модернизации российской экономики заявлены – подготовка кадров с новыми компетенциями, формирование источников инновационных идей и технологий в системе высшего образования, развитие инновационного предпринимательства с участием вузовской науки и тесная кооперация вузов с реальным сектором экономики. При том, что изложенные в Проекте мероприятия ориентированы, прежде всего, на вузы технической направленности, на обозначенные мероприятия необходимо ориентироваться и всем образовательным учреждениям, нацеленным на «выживание» и работу в современных условиях, к требованиям, которые сегодня сформированы и предъявлены к вузам. В данном докладе мы не касаемся темы споров о целесообразности, о плюсах и минусах компетентностного подхода, о контрольно-измерительных способах достижений выпускника, проблемы оценки компетенций выпускника и пр., сейчас это данность, с которой приходится работать образовательному и научному сообществу. Отметим одно, что в связи с данными процессами перед вузами города Омска, как и всеми вузами страны, стоит задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путём усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности. Образовательные программы разворачиваются в сторону практического формирования компетенций будущих специалистов, в том числе и инновационно-ориентированных специалистов. Подчеркнём, что это относится не только к выпускникам вузов, но и к уже работающим специалистам для обеспечения принципа непрерывности обучения в период трудовой деятельности. 

Формирование инновационной экономики требует превращения интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. В этом случае источником доходов может стать не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. В настоящее время, в условиях взятого в стране политического курса на переход от сырьевой экономики к экономике знаний, наблюдается недостаток общественно полезной активности молодёжи в инновационной сфере, и, как следствие, нехватка проектных идей, способствующих повышению темпов модернизации общества. Пока же наш национальный интеллект продолжает работать на поддержание и повышение конкурентоспособности экономик других стран. Одной из причин такого положения дел является отсутствие достаточного количества эффективных публичных механизмов отбора талантливой молодёжи, а также отсутствие у начинающих инноваторов компетенций по превращению собственных идей в успешный коммерческий продукт. В этой связи актуальным является создание системы по подготовке инновационно-ориентированных кадров, способных выводить на рынок наукоёмкие продукты. И для решения данной проблемы необходимо провести комплекс мероприятий с привлечением талантливой молодёжи различных возрастных категорий и различной тематической направленности к практико-ориентированным мероприятиям с целью формирования и развития у них инновационных компетенций. 

Весьма актуальным сегодня является приобретение компетенций в области управления инновациями, создания и развития наукоёмкого предпринимательства, использования и защиты объектов интеллектуальной собственности для управленческих кадров хозяйствующих субъектов. Соответствующие дисциплины в программы высшего профессионального образования в вузах к настоящему времени частично включены. Однако, объём подготовки и обучающихся по данному направлению не соответствует требованиям дня и его увеличение является одной из необходимых задач. В данном докладе мы не рассматриваем учебные планы по дисциплинам для основных образовательных программ (ООП) бакалавриата и магистратуры. Предлагаем рассмотреть дополнительные мероприятия для вузовской молодёжи, не входящие в перечень обязательных образовательных дисциплин, направленные на формирование и развитие компетенций, необходимых для занятия инновационной деятельностью и наукоёмким предпринимательством. Представленные в докладе выкладки и выводы являются результатом личного практического опыта авторов проведения предлагаемых мероприятий в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (далее – ОмГУ), а также результатом изучения и анализа практик российских и зарубежных вузов в вопросе привлечения представителей вузовской молодёжи к инновационной деятельности, формирования и развития у них инновационных компетенций, а также построение и функционирование обеспечивающей всё это инновационной инфраструктуры вузов. 
Формировать и развивать инновационные компетенции можно в нескольких направлениях и формах. Одна из действенных форм – привлечение молодёжи в конкретные практики создания и продвижения инновационных проектов. В данном докладе рассматриваются две формы – проектно-групповая и проектно-индивидуальная деятельность и малые инновационные предприятия. Реализация представленной программы мероприятий способствует развитию и формированию инновационного мировоззрения вузовской молодежи и развитию их компетенций в сфере инновационной деятельности. 
Остановимся на некоторых используемых далее понятиях:
Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов – деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов [4].
Инновации – введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [5].
Инновационный проект – комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов [6].
Инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг [7].
Инновационная деятельность – деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение её деятельности [8].
Инноватор – профессионал в сфере инновационной деятельности с перечнем компетенций, необходимых ему для эффективной работы.
ФЗ-217 – Федеральный закон от 02.08.2009 г. № ФЗ-217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». 
МИП – малые инновационные предприятия, разрабатывающие и внедряющие в производство наукоёмкие технологии и изделия.

Ключевые инновационные компетенции, на формирование и развитие которых ориентированы представленные в проекте практики: 
- развитие системного инновационного мировоззрения;
- умение проводить стратегический и маркетинговый анализ;
- умение проводить анализ возможностей применения инновации, включая методы технологического аудита;
- умение проводить анализ барьеров и рисков на пути коммерциализации инновационной разработки;
- умение формировать стратегию коммерциализации инновации и её продвижения;
- владение методами проектного управления и бизнес-планирования;
- умение применять теорию решения изобретательских задач;
- знание правовых основ интеллектуальной собственности;
- умение формировать команду;
- способность эффективно работать в группах;
- умение расставлять акценты и приоритеты;
- инициативность, целеустремленность и стрессоустойчивость;
- умение представлять результаты работы и держать внимание аудитории;
- владение навыками использования информационных технологий;
- умение применять широкий спектр инструментов финансирования инновационных разработок;
- владение навыками формирования контрактов, в том числе внешнеэкономических;
- умение продвигать разработку на рынок и др.

Проектная деятельность предполагает развитие инновационных компетенций через привлечение студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов и молодых учёных к практике групповой проектной деятельности и индивидуальной проектной деятельности (для инноваторов-одиночек) для работы над наукоёмкими проектами. На протяжении ряда лет в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники» (ТУСУР) внедрена и успешно реализуется особая форма обучения – групповое проектное обучение, которая является одним из основных элементов Инновационной образовательной программы университета [9]. В ТУСУРе работа проектной группы организуется как составная часть учебного процесса подготовки специалистов, бакалавров, магистров. Подчеркнём, что данная форма предполагает именно непосредственное включение в образовательный процесс университета, с включением в расписание. Индивидуальным учебным планом предусматривается изучение в процессе проектирования некоторых дисциплин, которые необходимы для реализации проекта. Целью группового проектного обучения является получение опыта работы в команде и проведения исследований и разработок. Основные требования, предъявляемые к проекту, – инновационный и/или наукоёмкий характер разработки, а также перспективы коммерциализации проекта. Для выполнения проектов на каждой кафедре организуются специализированные лаборатории группового проектного обучения, в которых оборудованы рабочие места для студентов, а также монтажные, макетные, испытательные участки и пр. Лаборатории оснащены вычислительной техникой, измерительным и технологическим оборудованием. Студенты, участники проектов группируются в творческие коллективы. Каждому проекту назначается руководитель, который поможет сформулировать и развить тематику проекта, спланировать сроки и наметить индивидуальные задачи для каждого участника. В одном проекте могут принимать участие студенты разных курсов, разных специальностей, разных кафедр и факультетов и даже студенты разных вузов города. Траектория обучения каждого студента, участника проектной группы, связана с выполнением проекта. Лучшие проекты представляются к участию в конкурсах на гранты и на продолжение работы по проекту в студенческом бизнес-инкубаторе с дальнейшей перспективой создания собственного малого предприятия и размещения его в технико-внедренческой зоне. 
Сложность прямого заимствования опыта ТУСУРа заключается в том, что групповое проектное обучение встроено непосредственно в образовательный процесс, в учебное расписание. Групповое проектное обучение является определённой организацией учебного процесса. Изучив опыт ТУСУРа, мы предлагаем как вполне возможную для введения во всех вузах практику групповой/индивидуальной проектной деятельности для развития инновационных компетенций бакалавров, магистрантов, аспирантов и молодых учёных университетов. В данном случае работа проектной группы организуется как факультативная часть процесса подготовки специалистов. Возможен вариант, при котором, по согласованию с кафедрами и научными руководителями, работа в проектной группе будет проходить в рамках выполнения курсовой работы, лабораторной работы и др. Работа группы над проектом может быть защищена и в качестве преддипломной практики, и диплома по согласованию с научным руководителем и выпускающей кафедрой. В данном случае целью групповой/индивидуальной проектной деятельности является параллельное с теоретической подготовкой в ходе основных образовательных программ практическое закрепление знаний и навыков проектной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности на примере разработки инновационных проектов, ориентированных на дальнейшую коммерческую реализацию. Формируемая в процессе работы над проектом (возможно, под «заказ» конкретной компании) команда специалистов после окончания университета представляет собой проблемно ориентированный «кадровый резерв» на профильные фирмы или сложившуюся, сработанную бизнес-команду для организации собственного наукоёмкого предприятия. Проектно групповая/индивидуальная деятельность ориентирована на преобразования концепции проектной идеи в проект, готовый к практическому внедрению, а также формирования в процессе работы над проектом компетенций менеджера инновационного бизнеса. Данная форма имеет практическую направленность, что предполагает использование широкого спектра активных методов обучения.
Начальным этапом проектной деятельности выступает поиск и отбор инновационных идей и предложений, которые могут быть реализованы в форме создания новых наукоёмких изделий и технологий, востребованных на рынке или в промышленности. Для этого в вузе организуется конкурсный отбор. В конкурсе участвуют студенты, бакалавры, магистранты, аспиранты и молодые учёные вуза, которые могут выдвигать свои предложения, а также предприятия и фирмы, заинтересованные в разработке и выпуске новой продукции для своего или нового товарного рынка. По результатам конкурсного отбора предложений происходит формирование проектных групп из 3-7 человек, в состав которых могут входить студенты одного или разных курсов, специальностей и факультетов. В каждую проектную группу по согласованию назначается руководитель из числа преподавателей или сотрудников организаций инновационной инфраструктуры вуза. И  из числа студентов назначается ответственный исполнитель проекта. 
Разрабатывается регламент проектной деятельности, который согласовывается со всеми участниками. Регламент включает организацию проектной деятельности и текущую работу по её выполнению. В общем виде регламент может состоять из следующих мероприятий: объявления и проведения конкурса на лучший научно-технический замысел проекта, предлагаемого к разработке в рамках проектной деятельности; организацию совместно с факультетами и кафедрами работы по формированию проектных групп над отобранными наукоёмкими предложениями (при этом предусматривается кооперация и взаимодействие со всеми кафедрами и подразделениями университета, а также со сторонними организациями); разработку рабочей программы проектной деятельности для каждой конкретной группы или индивидуального инноватора с учётом учебного расписания; определения руководителей проектных групп их числа преподавателей и сотрудников инновационной инфраструктуры вуза и ответственные из числа участников групп; ведения дневника работ, в котором ведутся все записи, касающиеся работы над проектом; отчёта о проделанной работе над проектом (по разработанной форме); проведением практико-ориентированных обучающих программ для участников групп и всех желающих и др. В конце работы над проектом принимается решение о коммерческом использовании результатов проектирования и составляется бизнес-план реализации проекта. На завершающем этапе проектной группе оказывается содействие и помощь в трудоустройстве либо в организации собственного предприятия. В процессе или по завершении работы над проектом проектная группа может принимать участие в конкурсе на замещение вакантных мест в бизнес-инкубаторе при вузе. 
За время работы над проектом группа или индивидуальный инноватор выполняет комплекс работ, включающий следующие основные разделы:
- анализ проблемы;
- проведение проектных расчётов и разработка технико-экономическое обоснования; 
- необходимые экспериментальные исследования;
- макетирование, или создание опытного образца устройства или системы;
- составление технической документации, если требует выполняемый проект;
- испытания и опытная эксплуатация образца;
- составление обзоров и отчётов по результатам проводимой работы;
- изучение рынка, разработка бизнес-плана;
- организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях различных мнений;
- нахождение оптимальных решений по вопросам качества продукции, стоимости, экологической безопасности и охраны труда и др.
Если проект выполняется по заказу/инициативе или в интересах сторонних фирм, то между этими фирмами и университетом устанавливаются договорные отношения, а со студентами могут заключаться договоры на целевую контрактную подготовку с предоставлением дополнительных услуг. Проектная группа сохраняет авторское право на разработанный проект. Проект может быть использован университетом для учебных и научных целей. Использование проекта в коммерческих целях возможно с учётом интересов университета и членов проектной группы. 
Реализация в вузах проектной деятельности предполагает обязательную организацию и проведение образовательных модулей по программам инновационного технологического предпринимательства и менеджмента. Программы должны расширять представления о возможностях применения теоретических знаний научно-исследовательской деятельности и иметь практическую направленность и нацеленность на выработку у её участников знаний, умений и навыков в области менеджмента инновационных проектов: научить создавать, управлять и развивать инновационные бизнес-проекты, создавать конкурентоспособную наукоёмкую продукцию с использованием современных инструментов и механизмов развития бизнеса. Программы обязательно должны включать практическую отработку полученных знаний и включать семинары, тренинги, мастер-классы по вопросам разработки, оформления, презентации и продвижения бизнес-проектов; работу в команде над реальным бизнес-проектом и конкурсы по разработке бизнес-схем и презентации проектов. 
Представленная проектная деятельность позволит повысить инновационную активность молодёжи, сформировать у неё целостные представления о содержании и механизмах инновационного цикла и освоить практику реализации инновационных проектов. Выпускники вуза получат базовые практические навыки продажи своего инновационного продукта. На выпуске студент будет иметь не только диплом о высшем образовании, но свой бизнес или проект, готовый к внедрению. Для вуза проект актуален, поскольку направлен на решение задач подготовки кадров для высокотехнологичного предпринимательства и повышения конкурентоспособности выпускников на современном рынке труда. Проект интересен и может быть поддержан и внешними организациями – органами власти, бизнесом и общественными организациями, заинтересованными в разработке перспективных проектов для их дальнейшей поддержки и развития и обеспечении занятости молодёжи путём создания рабочих мест в сфере инновационного предпринимательства. 
Результатом представленной проектно групповой/индивидуальной деятельности может стать реализация проработанного проекта в форме малого инновационного предприятия. Но МИП это уже конечное звено в инновационной цепи. На первом месте – авторы идеи, сами идеи и команда, желающая и готовая работать над внедрением проекта. И вот здесь необходимо провести поиск творческой молодёжи, которая занимается или, что не менее важно, хотела бы заниматься инновационной деятельностью. Необходимо работать и с такой категорией талантливой учащейся молодёжи, которая имеет желание заниматься инновационной деятельностью, но не представляет себе с чего начинать и к кому обратиться за помощью. Таким участникам инновационной деятельности требуется в большей степени даже не материальная помощь, а информационная и консультационная поддержка, которая позволит им определиться в сфере инновационного предпринимательства. Важность привлечение молодёжи в практику создания и развития малых инновационных предприятий, созданных при вузах на основании ФЗ-217, не вызывает сомнения. Для работы с инновационным проектом необходима не только соответствующая квалификация, но и нестандартные идеи, новые подходы. У молодых учёных в силу своего возраста есть преимущество и свежего взгляда, и гибкости, и амбиций для реализации инновационных проектов.

(См. продолжение доклада: часть 2)

___________________________
[1] Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/.
[2] Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/7762/. Концепция Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы. URL: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/8268/. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. URL: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/8182/. Приоритетный национальный проект «Образование». URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы». URL: http://mon.gov.ru/dok/prav/nti/8449/. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры  инновационной России» на 2009-2013 годы. URL:  http://mon.gov.ru/dok/prav/nti/4859/. Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы». URL: http://mon.gov.ru/dok/prav/nti/4035/ и др.
[3] Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/7762/
[4] Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // Российская газета. Федеральный выпуск №5537 от 26 июля 2011 г.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Там же.
[9] http://www.tusur.ru/ru/education/edu-process/gpo/


Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения» 
31 мая 2011 года, г. Омск

 
 
Автор : Гончаренко Александр Александрович  —  Каталог : Социум. Образование
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD