Столбики эти – не жёсткие, не по-военному строгие. Стоят не по струнке, а – вольно.
Одна строка – сучком свербит пространство.
Другая – вдолблена в столбик. В нём прячется.
А третья вовремя обрублена – аккурат по столбу…
Здесь их – вольное поселение, а не казённое однообразье.
Прозоэзия Светланы Василенко – очень речевая. Только там – в Речи – т а к нужны интонация, пауза, Голос, чем насыщены повествования Маэстро.
Маэстро потому, что она буквально дирижирует нашим – не прочтением – произношением. Выговариванием…
Дирижирует перебивами строк несистемными, игрой знаками препинания, музыкой внезапной остановки фразы…
Светлана не повествователь Слова, а действователь внутри него…
Действователь – Словом… Значит – Поэт…
Прозаик рассказывает Слово.
А Поэт – проживает его. Живёт-поживает – метафоры наживает…
Нагнетанец причудливых и острых, пронзительных, прозных деталей, наблюдений, образов, провоцирующих повествование, – «впасть как в ересь» – в неслыханную поэзию…
Как скажет:
«Змея с глазами рассерженной прачки…»
«Собаки с волчьими лицами…»
«Золотая орда пала, как лошадь…» –
как скажет – мы вздрогнем – как от стиха. Проза же становится поэзией не когда в рифму (иногда и в рифму – не становится), но когда не может не стать поэзией, когда не может оставаться прозой… И вместе им – сойтись. Если прозаик Поэт…
Междуметина (о «Между» – классные строки её) – примета Светиной поэтики…
Межа распахана,
и распахнута, чтоб всем –
смежеваться… смешаться, а не размежеваться.
Чтоб – сойтись, а не разойтись…
Не между, а на…
Мир Светланы Василенко очень насыщен фактурой, встречами, былями-былинами…
случившимися наяву,
случившимися с Автором и преображёнными особенным талантом.
События её прозопоэзии – не сочиняемы, но – увидены. Как чудесное (иногда печальное, иногда светлое, иногда неожиданное) –
Про-исшествие.
Исшествие реальности
«Клинопись чаек, скоропись соек» –
это словопись жизни
Светы Василенко, её стремительная и уверенная стилепись – роспись на приключениях души и университетах Судьбы…
Роняет стих она – на каждый случай…
на каждую встречу…
Стихами устилается Стезя…
Особая пластика её творчества – в Свободе. В незакрепощённости сложившимися эстет-обычаями… Несменяемыми ритуалами.
Ну принято кем-то (кем?!), что строй стиха должен быть – высоким, одиозным (от оды), одиоким (от неё же).
А Света Василенко говорит речью разговорной, органической, без крутых виражей внешней новизны, но и без оскоминной простоты одинаковости…
Её азарт – в нахождении своестилия и своеформия. И в э т о м её новизна.
Новизна индивидуальной человеческой природы…
Любой человек, нашедший себя, – авангардист априорный. Ибо необычен всякий человек.
Да не всяк – знает это, и не в силах воплотить знаемое.
Именно отсюда – от слышанья себя – так легко, до шарнирного динамизма, организуется Светланой её строчное пространство (её богатство) – не по неписаному закону, а по творческому повелению…
Есть белый стих… Есть зарифмученный…
А у автора «Прозы столбиком» – в абсолютно белом стихе вдруг прорезывается лёгкое, ненавязчивое зарифмление. Как будто сквозь тело её сочинений прорезываются Крылья…
Белая строка вдруг наливается рифмой. Как яблоком – яблоня…
Её письмо –
тихо тонко остро стильно
очень сдержанно и глубинно
Фольклорно, балладно, сказово.
И даже – рассказово…
Фраза отрывиста обрывиста. Но – не углоносна, а – гармонична Свету этого мира. Ведь Поэт даже черноту ночи «перерабатывает в Свет».
Я вдыхаю ночь в себя,
Всю её черноту,
Чтобы переработать её в свет, –
Ведь меня зовут Света…
Не бойся, читатель, что ночное просветление не даст тебе выспаться. Буквализм в прочтении Поэзии – плохой советчик для понимания василенковского творчества и даримого ею Света…
Для уловления её здешних смыслов – надо немного эстетического юмора. Много доверия Автору и открытая к нему душа…
Впечатление будет из незабываемых…
Из СВЕТОНОСНЫХ