OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.26 · 12:55 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМВ.И.Хорошилов
2012 — В.И.Хорошилов — Прогулки по задворкам памяти — Мы все учились понемногу…
.

Альманах рукописей: от публицистики до версэ    Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Виктор Хорошилов  ·  «Прогулки по задворкам памяти»

Мы все учились понемногу…



Не рискну осуждать существующую у нас систему обучения, когда замороченным ученикам и студентам каждый день в голову насильно впихивают информацию по нескольким дисциплинам. Сам варился в этой системе семнадцать лет – школа, техникум, вуз. В голове что-то осталось – и то хорошо.

Пища, съеденная через силу, плохо усваивается.
О пользе же раздельного питания те, кто составляет учебные программы, наверняка имеют смутное представление. Заходя в столовую, эти знатоки заказывают себе бифштекс с картошкой. Поглощают их, заедая хлебом, желательно, белым. Эту ядовитую смесь – неразрешимую головоломку для желудка, привычную со времён развитого социализма, усугубляют вдобавок сладким чаем или не менее сладим компотом.
Процесс усвоения информационных продуктов имеет много общего с перевариванием обычных. И та, и другая пища должна быть привлекательной, а её компоненты – совместимы между собой.
Но есть и отличие.
Желающие иметь стройную фигуру и не клевать носом после обеда ограничивают себя в калориях. Тем, кто лишь мечтает об этом, не имея сил сдерживать себя, совсем уж распуститься не дают объективные обстоятельства. Лишняя калория – и не желаемые изменения в фигуре.
Но распухнут ли мозги от лишнего бита информации? И какой авторитет сможет безапелляционно заявить – столько мало, а вот этим битом голова уже будет забита? Впрочем, авторитетов у нас хватает.
Рецепты, используемые в традиционной восточной, западной или советской кухне, «кулинары учебных продуктов» без особых изменений переносят в кухню информационную.

Как-то на глаза попалась фраза. Привлекла своей неожиданностью. Глубину мысли, заложенной в ней, постиг позже: «Меньшинство может ошибаться, большинство ошибается всегда».
Возьму на себя смелость заявить: десять или даже одиннадцать школьных лет вполне можно уложить в три-четыре года, пять вузовских лет – в год-полтора.
Рехнулся парень, – решит большинство читающих эти строки.
Будет ли оно право? Судите сами.

Первый курс института. Вдали от дома, от родителей. Совсем иная среда – город студентов Томск. Пятьдесят тысяч пожелавших получить знания, съехавшиеся со всех уголков Союза, – на четыреста тысяч коренных жителей.
Приехал учиться, но как-то не до учёбы. Новые знакомства, свободная жизнь.
И новые непривычные дисциплины. Чего стоят только начертательная геометрия и сопромат (сопромуть – как её называют студенты вдали от преподавательских ушей). Но сопромат – это второй курс, первое испытание студентов – «начерталка».
Зимняя сессия. Экзамен по этому предмету шёл первым. Оставалось пять дней. А в арсенале – тройка, пара неудов, не сделанная курсовая работа, да мусор в голове.
Реальность отчисления становилась угрожающей.
Забросил тетрадку с пропущенными лекциями, взял в библиотеке учебник. Начал с Введения.
Утро, незаметно – ночь, крепкий чай. Последующая мысль легко цепляется за предыдущую. Логика ясна. Пробелов в ней не возникает – пробелов, неизбежных при пропуске лекций. Да и, не пропуская лекций, не всегда угонишься за мыслью преподавателя. А то, что догнал, к следующей встрече частично улетучится из головы или будет придавлено информацией по другим дисциплинам.
На третий день четыре сотни страниц учебника прочитаны.
Какая зубрёжка? Всё понятно! Зачем полгода было издеваться над бедными студентами?
На четвёртый день принёс преподавателю курсовую работу, извинившись за опоздание. Профессор Скрипов – он вёл этот курс – тут же просмотрев её, довольный, вывел на ней «отл».
Экзамен.
Взял билет. Ответ – перед глазами.
Сосед с вопросом. Объясняю.
— Вам что-то непонятно? – Слышу голос профессора.
— Нет. Я готов.
Ответил без запинки на все три вопроса. Добавил от себя об оригинальном методе начертательной геометрии, изобретённом самим Скриповым, но не включённом в учебник из-за спора об авторских правах на этот метод (записал на одной из немногих его лекций, не пропущенных).
Из сотни человек нашего курса, сдававших ему этот экзамен, оценку «отл» не получил больше никто.

Не скажу, что своё открытие я взял на вооружение. Система не стимулировала. Следующий экзамен – по истории КПСС – сдал лишь на четыре. И не только система тому виной. Не лежала душа к Писанию о славных деяниях «чести и совести» минувшей эпохи.
Лишь дважды обстоятельства подстегнули.
Основной экзамен в аспирантуру – четыре университетских курса по прикладной математике и информатике, которые студенты вымучивают в течение двух лет – пробежал за двадцать дней. Четырёх-пяти дней не хватило, чтобы уверенно дотянуть до отличной оценки. Но и полученной четвёрки оказалось достаточно для проходных четырнадцати баллов из пятнадцати.
А чуть раньше кандидатские минимумы по философии и немецкому языку. Язык Гёте и Шиллера пятнадцать предыдущих лет легко отскакивал от головы.
Спустя две недели подготовки к минимуму сносно владел разговорной речью, бегло читал немецкие газеты и технические тексты.
К сожалению, память удерживает лишь необходимое для повседневной жизни, для работы. Четыре университетских курса, переваренные за двадцать дней, не понадобились даже для подготовки диссертации. И незаметно выветрились из головы. Был бы процесс выветривания помедленней, протирай я над этой обязаловкой штаны в течение двух лет? Скорее, наоборот.
Разговаривать по-немецки тоже было не с кем. И знание иностранного языка опустилось до школьного уровня. Но осталась мечта – непринуждённо поболтать на этом языке, если выпадет случай. Возможно, эта мечта не дала улетучиться полученным знаниям, собрав их в ларец, оставив его на одном из стеллажей памяти. До поры.
Не дождался я этой поры. Правда, как-то приснился сон.
Стою на знакомой Берлинской улице Unter den Linden («под липами»), на которой никогда не бывал, и непринужденно болтаю с немкой. Сон был недолгим. Просыпаясь, с сожалением ловил ускользающий запас немецких слов и фраз. Произношение вновь становилось корявым.
Сон ли это был? Возможно, на грани между сном и явью мысленно беседовал с реальной немкой, которой в тот момент приснилась также эта встреча?
Слишком волнующим виделось её лицо, слишком яркими были краски.

P.S. Впрочем, первый «блин» нетрадиционного поглощения информационной пищи не стал комом. Та самая «начерталка», освоенная за три дня, оказалась неплохим подспорьем для бытовых хозяйственных нужд.

—————— ——————
Виктор Хорошилов
Омск, 2005


Опубликовано:
21 декабря 2012 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 21.12.2012
 
 
 
 
Автор : Хорошилов Виктор Иванович  —  Каталог : В.И.Хорошилов
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD