Исследую человеческое сознание и основанные на нём системы, в том числе социально-политические.
1) Я исхожу из предположения, что человеческое сознание является универсальным разумом по А.Тьюрингу – разумом, способным решить любую задачу. Эта гипотеза обоснована тем, что человеческое сознание – самый сложный из известных нам разумных объектов. Если универсальный разум – самая сложная из возможных систем – вообще существует, то на её роль подходит только самая сложная из известных систем – человеческое сознание. Другим обоснованием является высказанное А.Тьюрингом положение о неспособности мыслящего субъекта представить что-либо более сложное, чем он сам. Оно оправдывает предположение о сущности человеческого сознания как универсального разума тем, что человек сумел сформулировать само понятие универсального разума.
2) В то же время мы наблюдаем, что сознания значительной части людей таковым разумом не являются. При этом я из этических соображений отвергаю предположение, что потенциальная универсальность разума присуща не всем людям. Следовательно, существуют некоторые помехи полной реализации сознания человека, причём эти помехи частично определяются свойствами самого сознания, частично – внешними обстоятельствами.
3) Свойства сознания, мешающие полной реализации его возможностей, проявляются в системных ошибках, которые обязательно будут сделаны сознанием – если не предпринимать специальных мер к тому, чтобы этого не произошло. Люди, не имея возможности сравнения работы сознания с эталонной работой аналогичного устройства, просто не замечают этих ошибок. Найдя такие ошибки, я пытаюсь разработать методики их предупреждения. Для этого я занимаюсь моделированием человеческого сознания.
4) При разработке таких методик встаёт задача обучения им максимально возможного количества людей. Поэтому я занимаюсь теорией образования.
5) Вторая группа факторов, влияющих на реализацию потенциала сознания – это внешние факторы, прежде всего – социальное окружение. Оно может как помогать развертыванию сознания, так и мешать ему. Значит, необходимо определить структуры социальных систем, помогающих или хотя бы не мешающих полной реализации участвующих в них людей. Поэтому я занимаюсь моделированием социальных систем, или социальной теорией.
6) Предположим, удалось разработать методики предупреждения и коррекции системных ошибок сознания, научить их использованию достаточно большое количество людей и создать методики, которые устраняют влияние угнетающих развитие людей факторов социального окружения. Возникает вопрос: как будут взаимодействовать люди с полностью или почти полностью функционирующим сознанием? Все ранее существовавшие общества рассчитаны на среднего человека с крайне невысоким уровнем мышления. Это означает, что все ранее существовавшие социальные системы не будут работоспособны при наличии в обществе достаточно большого количества развитых людей. Следовательно, необходимо разработать новую концепцию объединения людей – концепцию информационного общества.