Омские изобретатели создали инновационную систему регулировки аэростатической подъёмной силы дирижабля. Всего на счету новаторов – более двухсот патентов, на основе которых в России может появиться принципиально новый вид транспорта.
Современные самолёты, автомобили, поезда и корабли всё ещё далеки от совершенства. Одни требуют строительства магистралей, другие – дорожающего горючего, третьи не могут использоваться как транспортное средство круглый год. Омские инженеры считают, что альтернативой им могут стать дирижабли.
Популярный в начале прошлого века цеппелин, по мнению учёных, забыт совершенно незаслуженно. Впрочем, на то имелись четыре вполне объективные причины. Дирижаблям ставилась в вину тихоходность, а также низкий ресурс, поскольку они имели тканевую оболочку. По этой же причине они были пожароопасными. Считалось также, что дирижабли – игрушка ветра. Не добавила популярности аэростатам серия аварий, случившихся в разных частях света в конце тридцатых годов прошлого столетия.
Вмешались в рыночный процесс и политические мотивы. В частности, вето на серийное производство знаменитых в ту пору цеппелинов наложило руководство фашистской Германии, сделавшей ставку на выпуск истребителей и бомбардировщиков. Точку на немецких дирижаблях поставил министр немецкой авиации Герман Геринг, лично отдавший приказ взорвать сборочные верфи. Так или иначе, цепеллины на десятилетия канули в лету, дав возможность развиваться другим видам транспорта. Между тем, полагают специалисты, они лишь отчасти восполнили освободившуюся нишу.
— Современные транспортные средства находятся на пределе своих технических возможностей как по скорости и грузоподъёмности, так и по надёжности и экологичности, – считает профессор Сибирской автодорожной академии (СибАДИ) Владимир Сыркин. — А по энергозатратам их применение и вовсе становится нерентабельным. В то же время во всём мире растёт потребность в недорогом, но отвечающем всем современным требованиям транспортном средстве. Им вполне может стать дирижабль. Естественно, выполненный с учётом новых требований и с применением высоких технологий.
Омские инженеры разработали целую линейку таких аппаратов и утверждают, что смогут обеспечить быструю комфортную и безопасную доставку людей, товаров и грузов в самые труднодоступные и отдалённые районы мира.
— Дирижабли «Ша-100» и «Ша-200» способны транспортировать груз весом около двух с половиной тысяч тонн. Столько же может перевезти железнодорожный состав, – сообщил «РГ» директор инновационного центра СибАДИ Вячеслав Шалаев. — Стоимость перевозки, по подсчётам экономистов, составляет 16 центов за тоннокилометр. Это примерно пять-шесть рублей. По нынешним временам это сущие копейки.
Разработка грузового дирижабля нового поколения.
Четыре причины, которые ставились в вину «старику»-цеппелину, изобретатели свели на нет.
— Мы изменили его сигарообразную форму, сделав вдвое короче. Разработали принципиально новые системы регулирования аэростатической подъёмной силы и антиобледенения, – говорит Вячеслав Шалаев. — Каркас и оболочка нового дирижабля выполнены из углепластика и современных материалов. Водород заменён инертным негорючим гелием. Безбалластная система, новейшие силовые установки, приборы навигации, прогрессивные ракетные технологии делают это вид транспорта принципиально другим. Современный цеппелин способен совершать перелёты от Калиниграда до Дальнего Востока на разных высотах, начиная от двух тысяч метров и заканчивая двенадцатью тысячами. И развивать при этом скорость от 150 до 450 километров в час. Причём в любую погоду, независимо от силы ветра.
По словам учёных, безопасность конструкции достигается многосекционной системой летательного аппарата. В случае отказа одного или нескольких двигателей, дирижабль переходит в состояние дрейфа, и инженеры могут спокойно починить или заменить «забарахливший» мотор. Учёные уверены, что новый вид транспорта заслуживает того, чтобы не только составить конкуренцию традиционному транспорту, но и стать отдельной отраслью отечественного машиностроения.
Проект грузового дирижабля «Ша-10б» (SHa-10b).
Справедливости ради стоит сказать, что пятнадцать лет назад тема становления дирижаблестроения в России очень активно обсуждалась на самом высоком уровне. Мало того, в 1991 году в Омске было создано государственное конструкторское бюро «Крыло», в задачи которого как раз и входила разработка дирижаблей нового поколения. Над перспективным проектом трудились сотни изобретателей, конструкторов и инженеров. Спустя три года государство даже выделило деньги на создание опытного образца первого отечественного грузового цеппелина. Однако реализации проекта помешал разразившийся политический и финансовый кризис. «Крыло» расформировали, а оставшуюся группу изобретателей-энтузиастов, просуществовавших некоторое время в ранге общественной организации, приютила Сибирская автодорожная академия.
Так или иначе, омские учёные не остановились на достигнутом и продолжили разработки. Все их изобретения сегодня подтверждены патентами. Только по основополагающим узлам и конструкциям дирижабля их насчитывается более двух сотен. Сегодня омичи готовы к созданию опытного образца цеппелина.
— Разместить экспериментальное производство можно и в Омске, – полагает Владимир Сыркин. — Здесь есть опыт ракето- и самолётостроения. Регион располагает моторостроительным производством, производит полимеры и резину. В городе работает несколько приборостроительных предприятий. Плюс три государственных вуза, где готовят инженеров-авиаторов и прикладных математиков. Объединившись, они могли бы создать студенческое конструкторское бюро, кующее кадры для работы в новой аэростатической компании.
Экономисты подсчитали, что для организации поточного производства дирижаблей потребуется порядка двух миллиардов евро. Инвесторам без поддержки государства запустить такой проект будет сложно. Однако игра стоит свеч, считают учёные. Цеппелины воздадут сторицей, поскольку существенно сэкономят государственные деньги на строительство дорог и транспортировку грузов традиционным способом.
Вячеслав Степанович Шалаев.
Макет дирижабля «Ша-10б» (SHa-10b).
— Возьмите хотя бы грядущую олимпиаду в Сочи, – аргументирует Вячеслав Шалаев. — Чтобы доставить туда стройматериалы, потребуется огромная сумма на прокладку в горах многокилометровых тоннелей, магистралей, мостов. А какой путь придётся проделать грузам? Перевоз тех же стройматериалов – на трейлере от предприятия до аэропорта или железной дороги, и снова на трейлере до места назначения, плюс погрузка-разгрузка – влетит в копеечку. Другое дело – дирижабль, способный доставить груз прямо с завода к месту назначения без лишней суеты и трат.
По мнению экспертов, аэростатический транспорт с минимальными расходами доставит оборудование геологам, буровщикам, лесорубам, обеспечит «северный завоз». С помощью дирижаблей можно тушить пожары и спасать пострадавших, где бы они не находились. Компактные аэростаты могут оказаться неоценимым подспорьем в охране государственной границы.
Кстати, к производству грузовых цеппелинов уже приступили авиастроители Германии и США.