Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2017.04.29 · 11:31 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНОВАТОРЫ РОССИИ
НОВАТОРЫ — А. С. Заворин и др. — Патриарх сибирской теплоэнергетики
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК А. С. Заворин, В. М. Лебедев, Л. А. Беляев
НОВАТОРЫ РОССИИ
NR
Патриарх сибирской
теплоэнергетики
(К 130-летию со дня рождения И. Н. Бутакова)
Личность Иннокентия Николаевича Бутакова – это высокий ориентир и яркий пример служения избранному делу: с его именем связано начало тепломеханического образования в Сибири, внедрение в теплоэнергетике и на железнодорожном транспорте передовых методов производства, развитие системы подготовки высококвалифицированных инженерных кадров в Советском Союзе, создание сибирской теплоэнергетической научной школы.
Иннокентий Николаевич Бутаков родился 28 августа (по новому стилю) 1881 года в г. Александровский завод (ныне – Забайкальск Читинской области) в семье коллежского асессора. В связи со служебными перемещениями отца он в детстве побывал на Нерчинском заводе, в Баргузине, в Верхнеудинске, видел величественную природу и необозримые просторы Сибири. Всё это формировало ту любовь к суровому краю и населявшим его людям, которая и отличала И. Н. Бутакова в последующие периоды жизни и питала стремление к разностороннему развитию в юности.
В 1891 году он поступил в Читинскую гимназию, которую окончил в 1900 году с золотой медалью. В гимназические годы интересовался техникой, с увлечением занимался языками и литературой; оттуда берёт начало привычка к систематической и упорной самостоятельной работе. Одарённый от природы и любознательный юноша мог успешно реализоваться в любой сфере, если бы не событие, которое бесповоротно направило его интересы в теплотехнику. Событием этим стал приход в Читу первого железнодорожного поезда по тогда ещё незаконченной строительством на всех участках Транссибирской магистрали. Паровоз как совершенное творение инженерной мысли произвёл на гимназиста настолько сильное впечатление, что оно трансформировалось в желание стать инженером, специалистом по паротехнике.
Это и привело И. Н. Бутакова в 1900 году в Томский технологический институт, куда он как сибиряк и медалист был зачислен без вступительных экзаменов и который окончил в 1906 году по механическому отделению в числе первых выпускников со званием инженера-механика, перед этим выполнив и защитив дипломный проект на тему «Главные железнодорожные мастерские», а также дипломную исследовательскую работу*[1]. Поскольку алфавитный список 16-ти выпускников 1906 года открывался фамилией И. Н. Бутакова, за Иннокентием Николаевичем со временем закрепился статус Первого выпускника Томского технологического института. Этому способствовало и то, что он быстро прогрессировал не только на профессиональном поприще инженера, но и приобрёл известность в научно-техническом творчестве.
ЭК
Иннокентий Николаевич Бутаков.
Производственная деятельность И. Н. Бутакова началась 1 января 1907 года в депо станции Курган с должности стажёра машиниста паровоза. Всего через два месяца, 1 марта 1907 года, он по представлению начальника службы тяги Сибирской железной дороги С. М. Богашова был назначен на должность мастера литейного цеха Омских главных железнодорожных мастерских. В то время каких-либо инструктивных и руководящих материалов, справочной литературы по проблемам подвижного состава не было, и все возникающие непростые вопросы по его ремонту специалистам приходилось решать самим, изыскивая методы и средства на местах. В таких условиях за время работы мастером в литейном цехе И. Н. Бутаковым были изучены, систематизированы, обобщены и даже составлены различные рецепты по сплавам для ремонтных технологий, в том числе 20 рецептов для арматурной бронзы, 33 рецепта бронзы для золотников, 19 рецептов антифрикционных сплавов на основе свинца и 72 рецепта сплавов на основе олова.
С. М. Богашов с 14 августа 1909 года беспримерно расширяет полномочия молодого специалиста: назначает И. Н. Бутакова мастером котельного цеха и заместителем начальника сборного цеха с одновременным возложением на него обязанности по оборудованию нового литейного цеха. И. Н. Бутаков успешно справляется и с этим новым делом и параллельно с большой организационной работой разрабатывает основы паспортизации паровозов, систематизирует основные характеристики (место постройки котла, место работы, общий пробег, процент износа огневых элементов, графики ремонта и др.).
16 августа 1911 года Иннокентия Николаевича переводят из котельного цеха на должность мастера вагонного цеха, самого большого и ответственного в мастерских. Фактически И. Н. Бутаков стал первым начальником вагонного депо в г. Омске. Здесь под его руководством была усовершенствована технология сверловки рессорных серёжек, что позволило приспособить товарные вагоны под 1000-пудовую нагрузку.
В этот период проявилась одарённость И. Н. Бутакова как продуктивного молодого учёного: в центральных журналах и специальных брошюрах регулярно публикуются его работы по разным вопросам техники и организации производства. Широкую известность приобрела вышедшая в 1915 году его книга «Сплавы для подвижного состава железных дорог», впоследствии в 1920 году переизданная Наркомпутём (Народным комиссариатом путей сообщения РСФСР). Следует отметить, что самым первым научным трудом Иннокентия Николаевича стала выполненная в 1906 году дипломная работа «Изменение степени наполнения в паровых машинах при изменившемся противодавлении». В доработанном виде она была опубликована в 1909 году в Санкт-Петербурге в четырё номерах журнала «Вестник общества технологов» и, как оказалось впоследствии, дала начало одному из научных направлений, которое плодотворно развивалось под руководством самого автора томской научной школой. Современное название этого направления «Переменные режимы теплоэнергетических установок» является актуальным и ныне для ряда ведущих научных центров страны.
В Омске И. Н. Бутаков приобрёл и первый преподавательский опыт: в организованных при его участии так называемых «технических классах» читал курс паровых машин и паровых котлов.
Эрудированность и продуктивная инженерная деятельность И. Н. Бутакова не могли остаться незамеченными, и по рекомендации С. М. Богашова, получившего назначение в Министерство путей сообщения, с 16 марта 1913 года он был назначен начальником технического отдела службы тяги Управления Сибирской железной дороги, что потребовало переезда в г. Томск на постоянное место жительства. Здесь в 1914 году И. Н. Бутакова избирают членом редакционного комитета журнала Общества сибирских инженеров. В октябре 1916 года он получил назначение на должность заместителя начальника службы тяги. В январе 1919 года его назначают на «генеральскую» должность начальника службы тяги. Но пробыл он на этой работе недолго, оставив успешную инженерную и административную карьеру на железной дороге из-за нежелания смиряться с необходимостью обслуживания интересов и тем самым примыкать к какой-либо воюющей стороне в захлестнувшей Сибирь гражданской войне.
С выбором новой сферы деятельности затруднений не было: переехав в Томск, И. Н. Бутаков продолжал совмещать основную работу с преподавательской – преподавал прикладную механику в политехническом училище. В 1918 году он был избран преподавателем по курсу «Организация промышленных предприятий» в Томском технологическом институте и с этого времени более полувека был связан с институтом, несмотря на то, что неоднократно поступали другие предложения. В 1919 году И. Н. Бутакова даже избрали на должность экстраординарного профессора по кафедре технологии металлов в Омске, в 1926 году приглашали принять кафедру паровых двигателей Русско-Китайского института в Харбине, в 1929 году поступило предложение занять должность директора научно-исследовательского тягового института. После 1920 года были и предложения от нескольких железнодорожных управлений – для каждого из них представлялось заманчивым заполучить в свой штат деятельного и талантливого инженера.
Иннокентий Николаевич окончательно утвердился в своих намерениях относительно Томского технологического института в 1921 году, когда после отъезда профессора А. В. Угарова был избран на должность профессора по отделу паротехники и организации промышленных предприятий в составе кафедры прикладной механики и машиностроения. В энергетике страны в это время стали широко внедряться паровые турбины, создавались локальные энергетические системы, приоритетное значение получили вопросы подготовки инженеров теплоэнергетического направления. Откликаясь на запросы времени, в Томском технологическом институте впервые в Сибири создаётся специальность «Теплосиловые установки». Организатором и руководителем её, а затем и заведующим кафедрой стал И. Н. Бутаков. С 1924 года он разработал и первый начал читать специальный курс по теплосиловым установкам и вести дипломное проектирование по паротехнике. Таким образом, И. Н. Бутаков является исторически основателем системы подготовки в Сибири инженеров-теплоэнергетиков, положившей начало развитию в ТПУ всех кафедр и научных школ теплоэнергетического профиля и закрепившей за ним неофициальное звание «отца сибирских теплоэнергетиков».
Иннокентий Николаевич быстро прогрессировал в образовательной деятельности, одновременно приобретая авторитет и влияние в кругах вузовской общественности города. В 20-х годах он стал руководить предметной комиссией по силовым установкам, редактировать научнотехнический журнал «Вестник сибирских инженеров», консультировать совет Томской железной дороги по научной организации труда, читать лекции для населения, был одним из инициаторов оказания помощи производственным предприятиям по техническим вопросам. В 1927 году профессора И. Н. Бутакова назначили на должность проректора института по учебной работе, на которой он настойчиво проводил курс на повышение качества учебного процесса. В то время это было непростой миссией, так как вызывало противодействие и нападки со стороны студенческого самоуправления и студенческих партийных руководителей, которые требовали отменить лекции в институте, ввести учебные льготы для студентов из пролетариата и т. д. Доходило даже до того, что за мнения и действия в пользу приоритетности приобретения студентами теоретических, фундаментальных знаний, а уж затем производственных практических навыков, профессора обвиняли в буржуазном уклоне и в том, что он читает курс не по организации и экономике социалистических предприятий, а по капиталистическому производству, возносит «панегирики капиталистической системе организации труда», требовали «покончить с пропагандой капитализма и буржуазной идеологией, проповедуемой профессором Бутаковым»*[2]. Ситуация развивалась так, и время было такое, что всё могло закончиться плохо, поэтому И. Н. Бутаков просит освободить его от обязанностей проректора и в 1929 году ректор Н. В. Гутовский его просьбу удовлетворяет.
Для Иннокентия Николаевича наступила пора активных занятий научно-исследовательской и учебно-методической работой – к 1932 году в списке опубликованных им работ значилось 114 наименований. В 1935 году ему без защиты диссертации была присуждена учёная степень доктора технических наук.
В 1936 году Иннокентий Николаевич был вновь назначен на проректорскую должность, но уже с расширением полномочий – заместителем директора института по учебно-научной работе. В этом качестве он был затем деятельным членом «команды» выдающегося ректора А. А. Воробъева в конце 40-х и в начале 50-х годов, много сделав вместе с ним для становления Томского политехнического института как флагмана высшего инженерного образования в Сибири.
С 1944 года И. Н. Бутаков принимал участие в открытии Сибирского филиала АН СССР, работая в организационной комиссии по вопросам энергетики и транспорта. В течение шести лет он по совместительству занимал должность директора транспортно-энергетического института СО АН СССР, за этот период сформировав кадровый состав этого института и определив его основные научные направления.
Научная деятельность И. Н. Бутакова всегда была связана с самыми насущными вопросами инженерной практики, с производством, с энергетикой и транспортом Сибири.
В годы Великой Отечественной войны ярко проявились организаторские способности И. Н. Бутакова при мобилизации научных сил под эгидой Томского комитета учёных для нужд обороны, когда надо было решать вопросы наращивания энергетических мощностей, а особенно – надёжности энергоснабжения эвакуированных предприятий.
Важное теоретическое и практическое значение имели в своё время труды профессора: «Методика расчёта паропроводов станций», «Механическая тяга в котельной», «Регенеративный подогрев питательной воды и воздушные экономайзеры», «Смешанное использование тепла» и др.
Занимаясь проблемами ТЭЦ и, в частности, комбинированным производством электрической и тепловой энергии, И. Н. Бутаков с технических, экономических, и даже философских позиций на основе уравнений теплового баланса ввёл чёткую трактовку распределения расходов топлива на электрических и тепловых потребителей и развил научные основы для определения общего КПД ТЭЦ*[3].
При его настойчивости в конце 40-х и начале 50-х годов прошлого столетия на страницах технической печати прошла Всесоюзная дискуссия по проблемам определения КПД теплоэлектроцентралей. Всесоюзный энергетический научно-исследовательский институт имени Г.М. Кржижановского обобщил позиции ведущих учёных-теплоэнергетиков, и в 1953 году был выпущен сборник «Вопросы определения КПД теплоэлектроцентралей».
В начале 60-х годах И. Н. Бутаков опубликовал монографию «КПД ТЭЦ и энергосистем», а также двухтомное учебное пособие по теплосиловым установкам. Эти капитальные труды стали своеобразным обобщением его многолетней научной и преподавательской работы.
Иннокентий Николаевич заведовал созданной им в 1923 году кафедрой до 1965 года, затем оставался профессором этой кафедры, которая в 60-е годы называлась «Теплоэнергетические установки», а с конца 80-х годов и до настоящего времени носит название «Атомные и тепловые электрические станции»*[4].
Кафедра И. Н. Бутакова питала кадрами, лабораторными и методическими ресурсами все создававшиеся в 50-х годах кафедры теплоэнергетического, теплотехнического, энергомашиностроительного профилей, входивших в состав теплоэнергетического факультета, а с 2010 года действующих в составе энергетического института.
В годы военного времени и с 1950 по 1952 годы И. Н. Бутаков по совместительству выполнял обязанности заведующего кафедрой теплоэнергетики в Томском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ'е), впоследствии переведённом в г. Омск и ныне известном как Омский государственный университет путей сообщения.
Иннокентий Николаевич отличался широким кругозором, его интересовали самые разносторонние области знания. Он имел большую личную библиотеку, постоянно пополнял её, выписывал много научнотехнических журналов, включая иностранные, прекрасно знал французский язык, переводил с немецкого, был весьма требователен к студентам в части знания русского языка. Немало времени отдавал различным общественным обязанностям. Например, входил в состав правления созданного в г. Томске в 1944 году университета культуры, руководил научнотехническим студенческим кружком института, являлся членом советов по защите диссертаций, был членом Высшей аттестационной комиссии, в разные годы избирался депутатом Томского областного и городского советов.
Все, кто общался с Иннокентием Николаевичем, отмечали его интеллигентность, внимательное отношение к сотрудникам, уважение к студентам. В годы войны он вместе с супругой, Александрой Васильевной, еженедельно устраивали для аспирантов обеды с обязательными пельменями. К нему как к депутату обращались и жители Томска и, как правило, те вопросы, за которые брался И. Н. Бутаков, решались положительно. Находясь уже в преклонном возрасте, Иннокентий Николаевич всегда находил время для переписки со своими учениками, работающими на производстве, с заочными аспирантами. За свои человеческие качества и высокий профессионализм он пользовался заслуженным уважением – среди студентов, аспирантов, да и сотрудников его с теплотой называли «Батя».
 
Профессор И. Н. Бутаков с сотрудниками в лаборатории паротехники.
Слева направо: в первом ряду – доцент В. Н. Смиренский,
профессор И. Н. Бутаков, профессор Г. И. Фукс,
профессор В. Т. Юринский; во втором ряду – аспирант Л. Г. Фукс,
аспирант И. К. Лебедев, старший преподаватель Е. Н. Шадрин.
 
Итогом научной деятельности профессора И. Н. Бутакова стали более 200 научных трудов, в том числе 10 книг по отдельным вопросам теплоэнергетики.
В круг его интересов входили исследования по теплофикации, использованию низкопотенциального тепла, совершенствованию основных элементов оборудования электростанций, исследованию теплотехнических свойств сибирских углей и др.
И. Н. Бутаковым подготовлено 40 кандидатов и докторов наук. При его поддержке, а то и при непосредственном наставничестве достигли известности такие учёные, как доктор технических наук, профессор Г. И. Фукс (основатель первой в Сибири кафедры теоретической и общей теплотехники); заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор, декан энергетического факультета В. Т. Юринский (впоследствии – заведующий кафедрой паровых турбин Новочеркасского политехнического института); заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор В. А. Шваб (создатель научной школы теоретической и прикладной аэромеханики в Томском государственном университете, несколько лет заведующий кафедрой теплоэнергетики в ТЭМИИТ'е); доктор технических наук, профессор, заведующий топочной лабораторией в СО АН СССР И. А. Яворский; кандидат технических наук, профессор Ю. Н. Соколов (первый заведующий кафедрой гидравлики и гидромашин ТПИ); кандидат технических наук, доцент В. Е. Целебровский (первый заведующий кафедрой промышленной теплоэнергетики ТПИ); заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор И. К. Лебедев (первый декан теплоэнергетического факультета ТПИ и первый заведующий кафедрой парогенераторостроения и парогенераторных установок); кандидат технических наук, доцент А. А. Гурченок (первый заведующий кафедрой автоматизации теплоэнергетических процессов ТПИ); кандидат технических наук, доцент Е. Н. Шадрин (впоследствии заведующий кафедрой теплоэнергетики Омского института инженеров транспорта); кандидат технических наук, доцент В. А. Брагин (заведующий кафедрой теплоэнергетических установок ТПИ) и многие другие*[5, 6].
 
Профессор И. Н. Бутаков на консультации
по дипломному проектированию.
 
Плодотворная и многогранная деятельность И. Н. Бутакова была неоднократно отмечена правительственными наградами и ведомственными знаками: два ордена Ленина (1944 г., 1953 г.); три ордена Трудового Красного Знамени (1940 г., 1946 г., 1961 г.), почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР» (1944 г.), медали, знаки «Почётный железнодорожник», «Отличник энергетики», «Отличник угольной промышленности».
Иннокентий Николаевич Бутаков останется навсегда знаковой фигурой в истории Томского политехнического университета, свидетельством чему являются многочисленные публикации о его жизненном пути*[1-6 и др.], посвящённая ему мемориальная доска на четвёртом учебном корпусе ТПУ, где он учился и работал в общей сложности почти шесть десятилетий.
 
——— ———
А. С. Заворин,
В. М. Лебедев,
Л. А. Беляев.

_______________________
Список литературы:
1. Анисимова Л.С., Беломестных В.Н., Беломестных Л.А. и др. Профессора Томского политехнического университета: Биографический справочник. Т. 2 // под ред. Г. П. Сергеевых. — Томск : Изд-во НТЛ, 2001. — 216 с.
2. Лозинский Ю.М. Старейший технический факультет Сибири. — Томск : Изд-во НТЛ, 2000. — 428 с.
3. Беляев Л.А., Беляев С.А., Заворин А.С. Итоги и традиции теплоэнергетического образования в ТПУ : 120 лет со дня рождения И. Н. Бутакова и 90 лет со дня рождения И. К. Лебедева // Известия Томского политехнического университета. — 2002. — Т. 305. — № 2. — С. 7-14.
4. Заворин А.С., Беляев С.А. Томская школа котло- и реакторостроения. — Томск : Изд-во «S-press», 2008. — 192 с.
5. Агранович Б.Л., Беляев Л.А., Беляев С.А. и др. Старейшая энергетическая школа Сибири / под ред. Н. А. Вяткина, В. Я. Ушакова. — Томск : Изд-во ТПУ, 1994. — 144 с.
6. Андронов Л.И., Беляев С.А., Бугаев С.П. и др. Сибирская энергетическая школа // под ред. Н. А. Вяткина, В. Я. Ушакова. — Томск : Изд-во НТЛ, 2001. — 232 с.
 
Опубликовано в журнале «Известия Томского политехнического университета» № 4 (т. 319), в рубрике «Страницы истории ТПУ» (Томск, 2011. — С. 164-169).
 
 
 
Опубликовано:
16 июня 2016 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 12.03.2016
 
 
Автор : Лебедев Виталий Матвеевич  —  Каталог : НОВАТОРЫ РОССИИ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала, источник информации (мнение редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем т. н. законодательство об интеллектуальной собственности – оно не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования, нормативной базой её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного механизмов).
 —  tags: новатор, novator, инноватика
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход

ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник русичей
•  Знак книги
•  Новаторы России




18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).

   НАВЕРХ  UPWARD