В городе Омск установлено много различных памятников и скульптурных композиций. Мы любуемся ими, вспоминаем историю, фотографируемся… Вот Любочка присела на лавочку, держа книжку в руках; полководец Г. К. Жуков, сняв с головы фуражку, воздаёт дань памяти всем павшим и живым, фронтовикам и труженикам тыла; шагающий через века писатель Ф. М. Достоевский заставляет нас задуматься о смысле жизни… Эти и другие композиции давно стали визитной карточкой нашего города. В этом есть и огромная заслуга работников Омского моторостроительного объединения имени П. И. Баранова (филиал «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»). Об одном из таких умельцев, Льве Петровиче Карепине, наш рассказ.
«Получил подготовку, дай бог каждому, можно сказать, полжизни ушло на учёбу. Сейчас так не учат, – рассказывает о себе Лев Петрович. – После войны мальчишек отчисляли из школы за любую провинность, чтобы побольше был набор в ремесленные училища. В такое училище в городе Кимры попал и я, но отучился всего год. Требовались рабочие кадры для восстановления разрушенной войной промышленности. Меня без экзаменов приняли в индустриальный техникум, в группу с художественным уклоном. Мастер заставлял нас самостоятельно отливать разные фигурки. Не понравится – будешь переделывать хоть пять раз. Все руки были сбиты от зубила. Но самое смешное, когда я получил красный диплом инструктора по подготовке кадров, меня не допустили к работе, так как мне не было 18 лет».
Потом Лев Петрович Карепин окончил Московский институт стали и сплавов и аспирантуру при нём, и по распределению в 1967 году попал на наше предприятие в цех № 31 технологом.
«Тогда работали в три смены, давали в месяц по 40 комплектов двигателей, – вспоминает Лев Петрович. – Потом перешёл в отдел главного металлурга, где и работаю по сей день».
За прошедшие годы Л. П. Карепин активно участвовал в освоении авиационных деталей. Разработал оригинальную технологию отливки бандажированных рабочих колёс. При освоении новых узлов авиадвигателей на современные боевые самолёты занимался отработкой технологии литья, разработкой и опробованием различных вариантов литниковых систем. Изготовил гипсовые пресс-формы для отливки опытной детали «корпус ЦКП» на изделие ТВД-20 из сплава ВНЛ5-ВИ (корпус центральной конической передачи авиационного турбовинтового двигателя ТВД-20; устанавливается на многоцелевой самолёт Ан-3. — Примеч. ред.) с различными вариантами литниковой системы.
Авиационный турбовинтовой двигатель
ТВД-20.
В настоящее время Л. П. Карепин – ведущий инженер-технолог участка художественного литья. Единственный и уникальный специалист на предприятии в области художественного литья.
Лев Петрович разрабатывает и осуществляет на практике уникальные технологии получения отливок художественного назначения. Принимал активное участие в изготовлении моделей памятников маршалу Жукову и Достоевскому, известных скульптур «Любочка», «Степаныч», «Колокол». Также придумывает и изготавливает подарочные сувениры. Как только у кого-то появляется заказ на «эксклюзив», сразу вспоминают его. Сейчас Льву Петровичу 78 лет. Он продолжает проявлять творческую смекалку: то изготовит сувенирного карпа для общества рыболовов-любителей, то оригинальные памятные медали. У него стажируются студенты вузов: учатся делать модели из гипса или церезина.
Лев Петрович Карепин – автор 17 изобретений, награждён нагрудным знаком «Изобретатель СССР».
Его работы в области художественного литья отмечены бронзовой медалью ВДНХ СССР.
Городская скульптура «Степан».
Скульптор Сергей Норышев.
Омск. 1998 г.
нержавеющая сталь : 55×100×150 см
——— • ———
Елена Изотенко,
Евгений Асташкин
Фото:
Людмила Генералова
Фото (при увеличении):
Ян Сизов, 2008 г.