Обладатель государственной награды – один из ведущих специалистов в области технического обслуживания и ремонта локомотивов, инициатор внедрения новых технологий ремонта узлов локомотивов на промышленно-транспортных предприятиях и железных дорогах России, кандидат технических наук, доцент кафедры «Локомотивы» Вячеслав Тихонович Данковцев.
Свою трудовую деятельность Вячеслав Тихонович посвятил совершенствованию эксплуатации железнодорожного транспорта. После окончания Орджоникидзевского железнодорожного техникума, уже в начальный период производственной деятельности, в локомотивных депо Ишим (Свердловской железной дороги) и Карасук (Западно-Сибирской железной) В. Т. Данковцевым в качестве рационализаторских предложений были внедрены приспособления, установки и стенды для ремонта узлов дизеля, электрических машин и автотормозного оборудования тепловоза ТЭ3, позволившие повысить качество ремонта и производительности труда на 20-30%.
В 1962 году Вячеслав Тихонович поступил учиться на вечернее отделение Омского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне Омский государственный университет путей сообщения) и одновременно на работу в должности заведующего лабораториями кафедры «Теплотехника». В период учёбы и работы, который был связан с переездом Томского электромеханического института из г. Томска в г. Омск, В. Т. Данковцев принял самое деятельное организационное и творческое участие в создании лабораторий кафедры «Теплотехника». После окончания института в 1968 году переведён на должность преподавателя кафедры «Тепловозы и тепловозное хозяйство». В 1980 году Вячеслав Тихонович подготовил и успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук, а в 1982 – ему присвоено учёное звание доцента кафедры «Тепловозы и тепловозное хозяйство».
Общий трудовой стаж В. Т. Данковцева насчитывает 56 лет, 50 из них он посвятил высшему профессиональному образованию и воспитанию будущих железнодорожников. Вячеслав Тихонович тщательно подходит к решению задач по повышению качества обучения студентов. В этих целях им создана одна из лучших в стране учебных лабораторий по ремонту локомотивов; изданы девять методических пособий; в 2007 году, с соавторами, издан учебник для железнодорожных вузов «Техническое обслуживание и ремонт локомотивов».
Научно-исследовательская и изобретательская деятельность Вячеслава Тихоновича в основном посвящена повышению экономичности и качества ремонта локомотивов. Им опубликовано 58 научных статей и в соавторстве издана монография «Методы оценки технического, эксплуатационной экономичности и экологической безопасности дизельных локомотивов», получены 22 авторских свидетельства СССР и 35 патентов Российской Федерации. Наряду с изобретениями, связанными с железнодорожной тематикой, В. Т. Данковцевым получены авторские свидетельства в области диспергирования лакокрасочных материалов, речного судоходства, космических аппаратов, волновых энергетических установок и в других отраслях экономики. Многие его изобретения являются основой для выполнения дипломных проектов студентами, используются аспирантами при написании диссертаций на соискание учёной степени. Особо следует отметить, что материалы многих изобретений, приведённые в его учебнике, способствуют повышению качества подготовки студентов и квалификации работников железнодорожного транспорта.
Значительный научно-технический вклад В. Т. Данковцев внёс в реконструкцию ремонтных мастерских путевых машин на станциях Рубцовск и Черепанов Западно-Сибирской железной дороги, на станциях Челябинск Южно-Уральской железной дороги и Рязань Московской железной дороги. Эффективность внедренных изобретений для испытания дизель-генераторных установок и турбо-компрессоров достигается за счёт утилизации тепловой энергии и за счёт снижения энергозатрат на 60-70% (вместо жидкостных реостатов внедрены нагружающие устройства в виде «сухого» реостата, что позволяет утилизировать тепловую энергию в пределах 80% от номинальной мощности дизель-генераторных установок).
В последние годы В. Т. Данковцев плодотворно участвовал в совершенствовании конструкции станций для обкатки и испытания тепловозных и электровозных тяговых электродвигателей. В частности, в локомотивных депо Топки, Инская, Алтайская, Раменская и Волхстрой Западно-Сибирской, Московской и Октябрьской железных дорог соответственно. Вместо полужёстких муфт внедрены карданные передачи крутящегося момента, за счёт которых на 15-20% сокращены затраты времени, связанные с центровкой якорей испытываемых ТЭД.
За научные достижения и высокий профессионализм В. Т. Данковцев награждён знаками «Изобретатель СССР», «Почётный железнодорожник России» и «Транспортное образование России».
В настоящее время Вячеслав Тихонович Данковцев активно участвует в работах по внедрению технологических разработок, направленных на повышение производительности труда, качества ремонта и эффективности работы тепловозных дизелей.
——— • ———