OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.20 · 12:13 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
NB0000682 — Николай Кальницкий. Живопись — (2009)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Н. Д. Кальницкий
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
NR
Николай Кальницкий.
Живопись.
Каталог.
Издательский дом «ЛЕО» (г. Омск).
Омск — 2009
 
 
Фонд релизов
«Нообиблион»
и библиофонд
формируют
авторы
литературных
произведений,
авторы
научных
исследований,
авторы-
составители
различных
сборников
(антологий,
альманахов,
хрестоматий,
альбомов) и
монографий,
биографий и
библиографий,
историки
литературы,
издатели.
Включайтесь!
ЭК
 
Наследниками автора
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 25.8 MB
  Т Е К С Т  
 
описание / сведения
Николай.Кальницкий. Живопись : каталог / вступ. ст.: В..Ф..Чирков ; оформ.: А..С..Лелякин ; фот.: А..С..Мальгавко, С..В..Мальгавко. — Омск: «Издательский дом “ЛЕО”», 2009. — 60 с. : ил., портр., фот. — 27.0×21.0 см. — 500 экз. — (На обл. и на с..3: Н..Кальницкий. «Покрова», 2001 г.).
ISBN 978-5-87821-145-1
 
ЭК
Николай Дмитриевич Кальницкий
(г. Тара, ул. Карбышева, 1996 г.).
Фотография: Сергей Мальгавко.
 
предисловие / вступление
Давно замечено, что во времена бурных общественных cобытий человек стремится к уединению. Он ищет укромный уголок, потому что размер его человеческой души сомасштабен этому маленькому пространству. Человек ищет уединения ради сбережения своей индивидуальной жизни.
Этим уединением может быть маленький старинный город с кривыми улицами и покосившимися от древности домами, родная с детства улица или двор в большом городе, наконец, своё жилище как предельная точка повседневного человеческого существования. Современные поколения пережили всё: и индустриализацию, и коллективизацию, с чувством глубочайшего «удовлетворения» испытывают на себе нынешнюю капитализацию и глобализацию – но в них неизбывно живёт архаическая потребность в свободную минуту выскочить из этого «всеобщего счастья» и… оказаться на берегу реки с удочкой, в зимнем лесу развести костерок, порыться в земельке на даче или отмотать на современном авто километров двести и оказаться в деревне, где можно испить холодного, а если удастся, парного молока вприкуску с настоящим хлебом, лучше ржаным.
Там, в этих отдалённых местах земли, сохранилось то, что, кажется, утрачено безвозвратно в большом городе. Сохранилась (ещё сохранилась!) естественность бытия в самом высоком и подлинном смысле этого слова.
Урбанизация ещё не пересекла границу неразрешимого противоречия с природой, палисад около дома является естественным продолжением луга с растущим на нём разнотравьем, а люди знаются друг с другом и здороваются на улице при встрече… Все эти идиллические, почти утопические мысли рождаются у меня при виде картин художника Николая Дмитриевича Кальницкого из исторического сибирского города Тара. Оговорюсь, мне доводилось не раз бывать в этом маленьком городе и испытывать все те чувства, о которых я ностальгически распространяюсь.
Сегодня искусство Николая Кальницкого – состоявшийся художественный факт: его картины ждут на областных выставках, их интересно профессионально и приятно по-человечески рассматривать, с ними общаешься. А это очень о многом говорит и заставляет хотя бы обозначить или, в крайнем случае, предположить истоки его творчества.
Родом Николай из села – из Черлака. Учился на художника в Омске, на знаменитом худграфе, профессиональная школа которого предполагает в основе этюд с натуры, то есть связь с природой, естественной средой. Николай Кальницкий живёт и работает в Таре уже многие годы – в живописнейших местах севера Омской области, которые просятся на полотно художника. Об этом говорит история омского искусства. Ныне многие известные живописцы и графики не просто написали десятки картин в Таре, Муровцево, Тевризе, Большеречье, Усть-Ишиме, но имели или имеют там свои дома, куда с весны до осени уезжают жить и творить, например, в Екатериновке, в Надежденке. В Тарском районе приглядел себе место худграф – в Атаке находится творческая дача, где в летнюю пору художники и студенты пишут этюды, собирают натурный материал для будущих картин. Как видно, фактор природы, фактор богатой истории (особенно в Таре), человеческого общения повлияли на то, что именно в северном поясе Омской области образовалось значительное количество самодеятельных и профессиональных художников, что позволило им объединиться и проводить выставки под общим названием «Северная палитра». Наличие художественного музея и великолепной многопрофильной библиотеки, отделения искусств в Тарском филиале Омского госпедуниверситета, где преподает Николай Дмитриевич Кальницкий, Северного драматического театра имени М..А..Ульянова создало ту необходимую творческую среду, в которой искусство художника становится потребностью. Наконец (а, может быть, прежде всего), ещё один важнейший фактор. В Таре сохранился храм – Спасская церковь – подлинный образец архитектуры позднего сибирского барокко, величественные, устремлённые ввысь пропорции которого воспринимаются олицетворением духовности того пространства, в котором человек – местный житель – живёт ежедневно, ежечасно. Это та малая, но подлинная родина, которая подвигает на творчество местных художников, поэтов, фотографов.
Творчество Николая Кальницкого несложно разделить по жанрам: пейзаж природный (он господствует); мотивы провинциального города (немыслимы вне природной составляющей); мотивы церковной архитектуры (опять же через природную среду); редко встречающиеся натюрморты и интерьеры (с включённой или незримо присутствующей природой). Как видим, чтобы ни писал Николай, он не мыслит себя вне природы, вне натуры. Художник живёт в природной среде, которая стала составляющей его творческой жизни. И знает он эту природу, кажется, исчерпывающе.
Натурный ландшафт, цвет предметов, природных и рукотворных, освещение, своеобразие окружающей атмосферы и плотность воздуха – всё это является предметом человеческих и профессинальных интересов художника, делает его искусство узнаваемым, отличительным от картин других авторов.
Скажем, он постоянно пишет мотивы местных небольших рек – Аркарки, Атачки, Оши и других. Естественный холмистый ландшафт, расположенные на нём деревья, кустарники, сельские строения задают сложное композиционное и пластическое решение картин. Сопоставление отдельных природных объёмов, обыгрывание их цветом, взятым то обобщенно, плоскостно, то дифференцированно, отдельным мазком, передаёт то живое человеческое чувство, которое переживает художник в данный момент («Атак», «Аркарка», 2008.г.). Особенно художник даёт волю себе, когда пишет камерные, с закрытым пространством пейзажи. Интенсивная зелёная в изумрудной тональности, голубая с бирюзовым ощущением краски превращают изображение в красивое цветовое пространство картин, сохраняющее живое чувство автора, возникшее от общения с природой («На Аркарке», 2008 г.).
Николай Кальницкий очень хорошо знает город Тару и его окрестности. Кажется, он исходил эти места вдоль и поперёк и ему ведомы все их подробности. Но будет большой ошибкой назвать его художником этнографического, натуралистического уровня. Достоинство Николая Кальницкого в том, что он создаёт художественный, глубоко эмоциональный образ окружающего мира. Этюды, карандашные наброски, завершённые работы говорят о человеке, сделавшем выбор, который, наверное, можно очень коротко сформулировать так: художник пишет только то, что очень хорошо знает, и только тогда, когда к этому есть его внутреннее, художническое и человеческое расположение. Кстати, в этом своём качестве Николай продолжает очень хорошую традицию русских художников вообще, сибирских – тюменских и омских – в частности. Писание того, что рядом, что всегда перед глазами, становится естественной потребностью. Происходит «срастание» окружающего пространства во всей его красоте и душевного состояния художника. Органическое существование в природной среде и в пространстве картины присуще Николаю Кальницкому. Он написал немало холстов с улицами Тары – 2-я Северная, Александровская, Нерпинская – с так естественно стоящими, далёкими от стройности, вдоль их деревянными домами, покосившимися заборами, мостками через речушки. Предметом изображения становятся патриархальные мотивы, исполненные поэзии – поэзии повседневной жизни провинциального города. При этом художник далёк от мысли и чувства всё это идеализировать и, тем более, романтизировать.
Искусство Николая Кальницкого глубоко реалистично, если под реализмом понимать правду чувства, нашедшего образно-пластическое решение, а не натуралистическое списывание видов. Сказанные слова об образно-пластических решениях в картинах тарского живописца имеют под собою серьёзные основания. Художник претерпел значительную эволюцию в манере письма: от условной, декоративно-плоскостной композиции «Тобольские впечатления» (1994.г.) и романтизированного полотна «Вечер для двоих» (1996.г.) до работ последнего времени, особенно «Осенняя песня» (2003.г.), «Зима. Мартюши» (2008.г.), прослеживается дистанция значительного размера. Небольшой холст «Осенняя песня», как и более крупный «Зима. Мартюши», выдаёт руку мастера, смело и уверенно распоряжающегося и композиционным, и колористическим строем картин. В осеннем холсте автор резко приближает композицию к переднему краю. Многослойное, пастозное письмо крупными, очень энергичными, эмоциональными мазками жёлтого, багрового, охристого цветов моделирует «стенку» леса. Создаётся желанный образ осени – чистая, возвышенная природа и внутреннее ликование художника, то ли от созерцания видимого, то ли от собственного удовольствия, что картина «получилась». Зимний пейзаж, написанный в деревне Мартюши (рядом с Тарой), иной по настроению – оно лирическое; иной по манере письма – импрессионистическая окрашенность студёного воздуха сочетается с раздельным мазком в передаче заиндевевших деревьев; иной по колориту – господство голубого с выбеленностями, стирающего контуры домов, поленниц дров, возницы на санях.
Трудно представить русского художника, не путешествующим по миру с этюдником. Николай Кальницкий в 2005 году побывал в Суздале и привёз оттуда большой этюдный материал, часть которого отразилась в ряде хорошо написанных картин: «Кремль», «На Каменке» (2005.г.), «Из прошлого» (2008.г.) и другие. Суздальские картины Николая интересны тем, что они показывают его как сложившегося художника, способного не только подмечать характерную деталь (в природном колорите, ландшафте, особенностях древнерусской архитектуры), но умеющего обобщать, создавать эмоционально насыщенный цельный образ, находить ему пластическое решение. Особенно сильное впечатление производит небольшого размера работа «Монастырь». Более обыденный мотив с двумя, скорее стаффажными, женскими фигурками и «утлыми» деревцами на фоне храма придумать трудно. В холсте господствует храм – он смысловая и пластическая доминанта. Белый храм, по форме, по пластике напоминающий раскрывшиеся друзы, вобрал в себя оттенки голубого, лилового, изумрудного, пронзителен в своей поэтике, правдивости и заставляет признать Николая Кальницкого как сложившегося художника, обретшего не только свою творческую манеру, но и магистральную тему – тему духовности, решаемую через образы природы, образы архитектуры, образы той повседневной жизни, в которой сам художник – активный участник и творец.
Владимир Чирков.
Омск.
 
содержание / оглавление
Владимир Чирков.
Живопись Николая Кальницкого.
(Вступительная статья)

Репродукции

АЛЬБОМ


...... 2



.... 10
 
справка / примечания
Творческая биография
Николай Дмитриевич
Кальницкий
21.12.1963, пос. Черлак Омской обл. — 27.02.2010, г. Тара.
Родился 21 декабря 1963 года в посёлке Черлак
Омской области.
В 1979 году окончил Черлакскую детскую художественную школу.
В 1982-1984 годах служил в рядах СА.
В 1990 году окончил художественно-графический факультет (педагоги: Е. Д. Дорохов, В. Д. Шрамов, А. П. Юдин) Омского государственного педагогического института
им. А. М. Горького.
Доцент кафедры литературы, культурологии и художественного образования Тарского филиала
Омского государственного педагогического института
им. А. М. Горького.
Член Союза художников с 2003 года.
Выставки:
1994 год
— персональная выставка «Сезон иллюзий», г. Тара,
картинная галерея.
1998 год
— персональная выставка «Души прекрасные порывы»,
г. Тара, картинная галерея.
2000 год
— персональная выставка, г. Омск, музей К. П. Белова.
2001 год
— персональная выставка «25 лет Черлакской
художественной школе», р. п. Черлак;
— выставка «Сто стогов» (куратор Г. Мысливцева).
2003 год
— IX региональная выставка «Сибирь», г. Иркутск, г. Томск;
— персональная выставка «Души прекрасные порывы»,
г. Омск, музей К. П. Белова.
2005 год
— Международная выставка «60 лет Победы», г. Москва,
ЦДХ;
— областная выставка «…И помнит мир спасённый»,
г. Омск, Дом художника.
2006 год
— Международная выставка «Приношение Врубелю»,
г. Омск, Дом художника (куратор В. Чирков).
2007 год
— выставка художников Омского Севера «Северная
палитра», г. Тара, р. п. Большеречье, с. Знаменка,
с. Колосовка, р. п. Тевриз, г. Омск;
— выставка «Художники Омского Прииртышья»,
посвящённая 75-летию Омской организации Союза
художников России, г. Омск, Дом художника.
2008 год
— Х региональная выставка «Сибирь», г. Новосибирск;
— выставка «Художники Омского Прииртышья»,
г. Москва, ЦДХ;
— персональная выставка «Тара Николая Кальницкого»,
г. Омск, Дом художника.
2009 год
— Всероссийская художественная выставка «Россия-XI»,
г. Москва, ЦДХ.
Работы находятся в Омском государственном музее
К. П. Белова, Тарской картинной галерее, частных коллекциях в России и за рубежом.
 
 
Николай Дмитриевич Кальницкий
(1963–2010).
«Атак».
2008 г.
холст, масло : 80.0×67.0 см
 
Опубликовано: 26 декабря 2018 года.
Текст предоставлен А. Н. Кальницкой. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 26.12.2018.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: библиособрание, NOOBIBLION, ЭССЕ КЛУБ, OMIZDAT, Нообиблион, фонд релизов
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD