Слово к читателю
К запискам я приступил спустя два года после ухода из музея, который состоялся 15.февраля 2011 года*1. Намерение занести свои наблюдения и размышления на бумагу, а точнее, в компьютер, и затем оформить в виде печатного издания продиктовано рядом причин. Во-первых, понимаю, что многое из истории музея в период моей работы в нём знаю только я, а эти сведения интересны не только мне. Они могут оказаться полезными тем исследователям, кто будет изучать историю музея и музейного дела в Омской области в целом. В то же время, как историк по образованию, я понимаю, что многие факты, имевшие место в этот период, получат разное толкование, это неизбежно – вспомним, какие страсти и ныне кипят по поводу событий, состоявшихся сотни или тысячи лет тому назад. Одна личность Петра.I сколько вызывает трактовок в современной научной литературе и в публицистике!
Изложить события за время пребывания в кресле директора меня понуждает стремление осмыслить свой путь в этой ответственной должности, а также желание найти ответы на вопросы, которые прежде оставались без этого.
Подтолкнуло к написанию записок и то, что в ряде солидных изданий, посвящённых современной истории Омска, в частности его культурной жизни, обойдены вниманием многие знаковые события, произошедшие в стенах музея изобразительных искусств имени М..А..Врубеля. Между тем они заслуживают того, чтобы о них знали не только музейные работники, в том числе и пришедшая в музей молодёжь, но и те, кто интересуется краеведческой проблематикой.
Оговорюсь. В записках нашли отражение далеко не все события, свидетелем или участникам которых я был. Не все имена людей, в том числе и моих коллег, вполне заслуживающих, чтобы сказать об их вкладе в музейное дело и культуру, здесь прозвучат. Всем известен афоризм Козьмы Пруткова: «Никто не обнимет необъятного».
При подготовке рукописи я стремился сверить данные, изложенные в ней, с архивными и иными источниками. О том, что записки носят субъективный характер, говорить не приходится. Это присуще всем произведениям подобного жанра. Подчеркну, мои суждения носят оценочный характер. Не скрою, на страницах записок нередко присутствуют и эмоции. Для меня, привыкшего излагать факты в жанре научной статьи или монографии, это непривычно, но я не стал править стиль. Чего я не смог избежать, так это ссылок, которые подтверждают тот или иной, на мой взгляд, важный тезис. Приведённые в ссылках названия могут послужить любознательному читателю.
В директорское кресло я пришёл в 1995 году, в возрасте 48 лет, за моей спиной был немалый жизненный багаж, который складывался из школы (я закончил замечательную омскую школу – №'37, где преподавали великолепные педагоги – М..И..Сырецкий, Н..И..Тихомиров, В..С..Добросмыслов, Р..А..Оржелик, А..А..Жмаева, Э..П..Жоздишская и другие), отслужил три года в армии в Москве, в 1973 году окончил исторический факультет Омского государственного педагогического института имени А..М..Горького. Затем преподавательская работа на родном факультете, защита диссертации по специальности «Археология» (научный руководитель профессор В..И..Матющенко), с 1984 по 2001 год я возглавлял кафедру всеобщей истории педагогического института (с 1993 года – университета). В 1993 году Высшим аттестационным комитетом РФ мне было присвоено звание профессора. С 1970 года участвовал и руководил археологическими экспедициями педагогического университета в Омской области, Томском Приобье и на Алтае. Ныне в должности советника генерального директора «Радиозавода имени А..С..Попова» являюсь научным руководителем комплекса памятников археологии «Омская стоянка».
15 лет я проработал в коллективе, который за этот период численно вырос примерно в три раза, но его основу на этом отрезке времени составляла творческая группа из 25-30 человек. Я многому научился у них, они были и остаются творцами и надёжными помощниками нынешнего руководителя музея. О некоторых я расскажу на страницах записок, но, повторюсь, не обо всех. Этим специалистам, преданным своему делу, профессионалам, работающим на благо людей, я хочу высказать свою искреннюю признательность за то, что они разделяли со мной удачи и трудности и терпели мои промахи.
И ещё. Читатель не найдёт в записках развёрнутых характеристик музейных экспонатов. Это сделано профессионально искусствоведами.
О структуре записок. Они состоят из введения, трёх глав, которые соответствуют трём периодам в современной истории музея*2. Здесь лишь обозначу основные вехи: 30.декабря 1995 года музею присвоено имя М..А..Врубеля, 21.декабря 1999 года он отметил своё 75-летие. 1995-1999 годы – первый период. Второй период – 2000-2004 годы. 2000 год – рубеж двух столетий. В 2004 году музею исполнилось 80 лет, в том же году он блестяще реализовал свой потенциал в рамках проекта Государственной Третьяковской галереи «Золотая карта России» выставкой «Сибирь неизвестная: сокровища курганов ― Михаил Врубель ― «Бубновый валет» ― «Червонная тройка» ― и другие». Третий период (2005-2010) характеризуется активным участием музея в культурной жизни страны, области, а также в масштабных выставочных проектах российского и международного уровня.
Завершаются записки описанием события, поставившего точку в моей директорской карьере. Я долго думал над тем, надо ли помещать его сюда, и пришёл к мысли, что не стоит «выбрасывать слов из песни». Здесь даны факты и мои комментарии к ним. Будем помнить, что наши дела рано или поздно будут взвешены на весах человеческого бытия.
В заключение – искренняя благодарность Светлане Александровне Машановой, моей коллеге и талантливому дизайнеру.
* 1 О. Н. Крепкая своей статьёй в сборнике «Декабрьские
диалоги» (Омск, 2014) вписала ряд событий, включая мой уход, в анналы музея.
* 2 Коников Б.А. Музей изобразительных искусств имени
М. А. Врубеля в культурном пространстве Омска второй половины ХХ века (к вопросу о периодизации его истории) // Культура и интеллигенция России. Интеллектуальные диалоги в эпоху политических модернизаций. Материалы VIII Всероссийской научной конференции с международным участием. ― Омск, 2012.
|