Альманах рукописей: от публицистики до версэ•Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
А. Э. Лейфер
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
Александр Эрахмиэлович
Лейфер
Жить вместе.
Избранные очерки и эссе.
Издано при участии Министерства культуры Омской области.
В типографии ООО «Омскбланкиздат».
Омск — 2013
Фонд релизов «Нообиблион» и библиофонд формируют авторы литературных произведений, авторы научных исследований, авторы- составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, биографий и библиографий, историки литературы, издатели. Включайтесь!
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 4.1 MB
Жить.вместе : Избранные очерки и эссе / Александр Лейфер ; вступ. ст.: В..М..Физиков ; ред.: О..Г..Даниленко. — Омск : [б..и.], 2013 ; [в тип. ООО «Омскбланкиздат»]. — 384 с. : ил., портр., фот. — 20.0×13.0 см. — 500 экз. — (В надзаг.: М-во культуры Омской обл.). — (Портр. авт. на с..1 обл.: фото Левона Осепяна).
ISBN 978-5-8042-0333-8
релиз / аннотация
«Книга избранных очерков и эссе А..Э..Лейфера, выходящая к семидесятилетию автора, отмечает в его жизни и судьбе время, когда пришла пора не столько “разбрасывать камни”, но – “собирать их”, когда хочется благодарным словом помянуть всех, кто поддержал тебя добром…» – пишет в предисловии литературовед, кандидат филологических наук В. М. Физиков.
В книгу вошли произведения разных лет. Первая часть сборника «На добрый вспомин» включает очерки, печатавшиеся ранее. Во второй части «Я – блогер» в основном представлены эссе 2011-2013 годов.
Издание рассчитано на широкий круг читателей.
предисловие / вступление
Талант задушевной памяти
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. Пушкин.
Книга избранных очерков и эссе А..Э..Лейфера, выходящая к семидесятилетию автора, отмечает в его жизни и судьбе время, когда пришла пора не столько «разбрасывать камни», но – «собирать их», когда хочется благодарным словом помянуть всех, кто поддержал тебя добром. Вполне логично, что начинается это «избранное» художественным очерком об основании Омска: Александр Лейфер начинал свой путь в отечественную культуру прежде всего многолетними занятиями в области исторического и литературного краеведения и, конечно, не случайно был в числе создателей Омского литературного музея. И эта «первая любовь» проходит через всю жизнь, являясь и основой художественного метода его документальной прозы, всегда опирающейся на реальные факты и невымышленные материалы (письма, мемуары, найденное в архивах).
Продолжая дело своего Учителя А..Ф..Палашенкова, автор воссоздаёт как историк и литератор и эпоху рождения первой Омской крепости, и события последних десятилетий, увлекая читателя правдивыми деталями быта, точным знанием психологии многочисленных персонажей, удивительным впечатлением полной достоверности повествования.
Два литературных портрета крупным планом выделяются в нём: Андрея Фёдоровича Палашенкова, учёного, музейщика, краеведа-литератора и талантливого сибирского поэта Вильяма Озолина. Ценность очерка о Палашенкове не только в подробном, любовно выписанном многогранном характере нашего земляка, истинного подвижника русской земли, но и в том, что Александр Лейфер впервые вводит в научный и читательский оборот множество не публиковавшихся ранее уникальных материалов из личных и государственных архивов. В очерке привлекает и ярко выраженная нравственная позиция автора: не спокойно-академический тон, а глубокая сердечность пронизывает рассказ о друге и учителе. Лейфер не скрывает и горькой иронии по адресу тех, кто при жизни с трудом «терпел» Андрея Фёдоровича, да и культуру в целом.
Документальная повесть об омском шестидесятнике, сибирском поэте Вильяме Озолине, родившемся в городе на Иртыше, но оказавшемся здесь «чужаком», о личности яркой, крупной, истинном экстраверте и вместе – сыне репрессированного «врага народа», тоже поэта Яна Озолина, – занимает особое, центральное место в «Избранном» Александра Лейфера. Эта книга в книге, уже дважды изданная ранее (2003 и 2006 годы), особенно дорога автору, а потому, пожалуй, и самая сердечная из всего им написанного. В ней создан не только обаятельный и объёмный портрет многолетнего близкого друга, но и впервые осмыслена история его непростого духовного развития. Точнее, две судьбы – героя и автора – развёртываются параллельно. А заодно пишется картина литературных, и не только, нравов многих десятилетий в Сибири и Омске.
Озолин, «выдавленный» из родного города, где нельзя ему было ни вуза окончить, ни получить достойной работы, ни публиковаться, уехал жить в Читу, потом в Барнаул, не оставляя мечты вернуться. Множество человеческих судеб, полузабытых событий, тенденции и закономерности литературного процесса последней трети ХХ века явлены здесь читателю. Уверен, в частности, что многих заинтересует резкое, бескомпромиссное объяснение Озолиным причин раскола единого в советские годы Союза писателей. К чести автора, который давно придерживается демократической идеи плюрализма, уважительного отношения к чужому и даже чуждому мнению, Лейфер не всегда и не во всём разделяет жёсткую позицию Вильяма, стремясь, тем не менее, понять её: «…вступать в запоздалый спор со своим другом не стану. Он был, как и все мы, растерян…».
Судьба Озолина проясняет и такую важную особенность, характерную для писателя любого уровня в России: когда поэтам не хватает воздуха, время их убивает. Так было с Блоком, Маяковским, Твардовским… Думаю, время «помогло» уйти до срока и Вильяму Озолину, чужому среди своих на родине, где преобладало сдержанно неприязненное, прохладно настороженное отношение и к его полубогемному образу жизни, и к творчеству. А потом скитания по геологическим партиям и дальним морям, вечное «латанье дыр» для скудных заработков, остро воспринятые «идеологические холода» после короткой хрущёвской «оттепели»…
Высокая драма жизни Озолина объясняет и пережитое в поздние советские времена талантливыми омскими живописцами Николаем Третьяковым, Валентином Кукуйцевым, Николаем Брюхановым, обвинёнными идеологами от тогдашней власти в формализме и так называемом абстракционизме со всеми вытекающими последствиями.
Не пропустите, читатель, в конце первого раздела книги Александра Лейфера короткие записи из блокнотов разных лет, по форме способные напомнить странный эссеистический жанр стихотворений в прозе, а по сути скрепляющие разнородные составляющие книги в единство злободневной и в то же время извечной нравственной проблемой и душевной заботой – потребностью разглядеть в любом человеке человека. Она, полагаю, восходит к этическому космосу русской классической литературы и, в частности, к Достоевскому, давнему и любимому «герою» многих исследований и трудов Александра Лейфера. Помните? «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Убеждён, что и наш земляк мог бы подписаться здесь под каждым словом. И неслучайно эссе Лейфера, сложенное вместе «из разных блокнотов», дало заглавие всей книге. И потому я бы выделил в ней животворное духовно-нравственное тепло и принципиальность гражданской позиции.
Так, очень важна для автора душевная память о родовых семейных корнях. Снова и снова, продолжая одну из главных тем своей предшествующей книги «Блог-пост, или Кровь событий» (Омск, 2012), возвращается автор к истории своей семьи. Пишет о своих дедах, матери Зинаиде Васильевне Болотовой, окончившей в Омске знаменитый Худпром, художнике и преподавателе педучилища. Об отце Эрахмиэле Яковлевиче Лейфере, физике, в числе первых удостоенном звания заслуженного учителя России. И рассказ ведёт так искренно, на таком уровне исповедальности, побуждая читателя к доверительному чтению. Как уважительно и любовно пишет он, например, о своей бабушке Глафире Алексеевне Болотовой – в её маленьком домике на окраинной 3-й Восточной улице внук и вырос. Думаю, многих читателей тронет за живое сюжет о том, как молодой студент Саша Лейфер добивался для бабушки, давно оставшейся без мужа-кормильца, пенсии, и с какой важной гордостью она потом получала и откладывала про чёрный день ежемесячное пособие в семь рубликов, что «отвалило» ей щедрое государство. А как психологически точно и мягко в этом совестливом повествовании объясняется, почему внук Глафиры Алексеевны, живший по соседству с осквернённой в советское время церковью, «не внял тихим увещеваниям» бабушки и остался атеистом, хотя и не столь уж воинствующим. Кажется, что это нравственная история многих из нас…
В простых и близких каждому рассказах о семье, школе, улицах детства и юности родного, «единственного на земле города Омска», в воспоминаниях об учителях и Учителях, о друзьях и товарищах – журналистах, музейщиках, литераторах, художниках – во всём этом дорогом сердцу «вспомине» щемящее чувство задушевной сопричастности чужой судьбе, волнение, переживание за другого человека, пусть даже и незнакомого тебе, но ожившего в слове. Бережное отношение к человеку, всё более редкое, к сожалению, в нашей нынешней жизни, является, на мой взгляд, нравственным стержнем всей книги Александра Лейфера. И в горестных заметах о переменах в душевном состоянии сибирского крестьянина, которыми делится с Лейфером-журналистом наш земляк, известный в России прозаик Александр Никитич Плетнёв, уехавший от городской суеты в деревенскую глубинку, – звучат те же боль и сострадание: «…современный крестьянин очень устал, во многое перестал верить, он лишён сил ко всякому сопротивлению, иногда доходит до скотского, крайнего состояния… Разрушено всё так основательно, что слишком большие нужны изменения – и внутренние, в человеке, и экономические, чтобы всё снова поднять. Как подняли после коллективизации, после войны, когда сам человек ещё был прочен. А сейчас человек сбит с толку, не может понять, в чём заключаются его интересы…».
И дорогого стоит полстранички из книги Лейфера, где автор рвёт сердце думами о нескончаемой войне в Чечне, на Кавказе. Не выдерживая сдержанно эпического тона, свойственного для книги в целом, он в сердцах восклицает: «Как не понимают наши респектабельные политики то, что с самого начала было ясно любому полуграмотному старику: этот народ победить нельзя… Всё оказалось зря: тысячи сгоревших солдатских жизней… Всё зря, ибо люди по-прежнему гибнут».
Можно понять автора, который, исповедуясь перед нами как на духу, признаётся: кажется, что сейчас все внешние условия для нормального литературного труда есть, а «дело идёт плохо, с натугой, в лучшем случае – рывками. Нет в моей жизни, видимо, главного – душевного, внутреннего покоя. А у кого он сейчас есть?»
Завершая эти вступительные заметки о книге Александра Лейфера, подчеркну: автор, нашедший свой жанр и стиль доверительно-искреннего, честного письма, поддерживает интерес читателя выразительностью деталей, характеристик, замечаний. Так сохраняется в его слове памятное и пережитое. Предположу, что он мог бы, подобно Герцену, автору «Былого и дум», сказать о себе: «Если я этого не напишу, со мной умрёт истина!»
Вадим Физиков,
кандидат филологических наук.
содержание / оглавление
Вадим Физиков.
Талант задушевной памяти
НА ДОБРЫЙ ВСПОМИН
Ларец поручика Каландера
Библиотечные преступники
Верить в душе. (Из семейных историй)
Перед рассветом
Плетнёв и Горбунов. (Летние беседы из 98-го года)
Заметки с трёх письменных столов
Мой Вильям. (Эпизоды литературной жизни)
«На добрый вспомин»
Три школьных здания энд «Жара»
Жить вместе… (Из разных блокнотов)
Я – БЛОГЕР
Голубые глаза лошади
Что такое Худпром?
Саша. (Эссе с хорошим постскриптумом)
Возвращение имени
Парадоксы Ефима Беленького
«В наше смятённое время»
Делай, что должен…
К своим Вятским Полянам
«Сколько таких дней…»
Спасение от дурных законов
Вспомним Виктора Николаевича
Люблю стариков
Александр Эрахмиэлович Лейфер родился в Омске в 1943 году в семье педагогов. Окончил отделение журналистики историко-филологического факультета Казанского университета. Печататься начал в 1962 году в университетской многотиражной газете «Ленинец» и казанской республиканской газете «Комсомолец Татарии». Начиная с 1967 года, работал в СМИ Омска.
Участвовал в областных семинарах молодых авторов (1970 и 1972), семинаре очеркистов Сибири (Новосибирск, 1976), Всероссийском семинаре молодых литературных критиков (Подмосковье, Малеевка, 1977).
В начале 80-х годов стал одним из основателей Омского Литературного музея им. Ф. М. Достоевского.
Автор художественно-документальных книг «“Сибири не изменю!..” Страницы одной жизни» (о П..Л..Драверте. Новосибирск, 1979), «Прошлое в настоящем. Очерки» (Омск, 1984), «“…Буду всегда жива”. Документальное повествование о Валентине Бархатовой и её друзьях» (Омск, 1987), «Удивительная библиотека. Рассказы о старых книгах и книжниках» (Омск, 1989 – первая премия Омской областной организации Союза журналистов СССР и Омского филиала Российского фонда культуры), «“Вокруг Достоевского” и другие очерки» (Омск, 1996 – премия Администрации Омской области «За развитие культуры и искусства»), «Мой Вильям. Эпизоды литературной жизни» (Омск, 2003 и 2006), «“На добрый вспомин…” К портрету А..Ф..Палашенкова» (Омск, 2005), «“Разгадать замысел Бога…” Из жизни российского учёного Александра Николаевича Горбаня» (Омск, 2006), «Блог-пост, или Кровь событий» (Омск, 2012) и др.
Член редколлегий альманаха «Лёд и пламень» (Москва) и журнала «День и Ночь» (Красноярск), редактор альманаха «Складчина» (Омск). С 1993 года председатель Омского отделения Союза российских писателей. На IV съезде СРП (2009 г.) избран одним из сопредседателей СРП. Заслуженный работник культуры РФ. Член русского ПЕН-клуба.
Александр Эрахмиэлович Лейфер перед презентацией своей новой книги –
сборника избранных очерков и эссе «Жить вместе» (Омск, 2013),
которая состоялась в Доме Актёра 24 января 2014 года.
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).