Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2017.08.18 · 14:39 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
NB0000008 — А.Э.Лейфер — Жить вместе — (2013)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК А. Э. Лейфер
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
NR
Александр Эрахмиэлович
Лейфер
Жить вместе.
Избранные очерки и эссе
Издание Министерства культуры Омской области.
В типографии ООО «Омскбланкиздат».
Омск — 2013
 
 
Фонд релизов
«Нообиблион»
и библиофонд
формируют авторы литературных произведений, авторы-составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и
монографий, авторы биографий и
библиографий, авторы
научных
исследований
и издатели
литературы.
Включайтесь!
ЭК
 
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 4.1 Мб
  Т Е К С Т  
 
описание / сведения
Лейфер А. Э.
Жить вместе : Избранные очерки и эссе / Александр Лейфер ; вступ. ст.: В..М..Физиков ; ред.: О..Г..Даниленко. – Омск : Изд. М-ва культуры Омской обл., 2013 ; [в тип. ООО «Омскбланкиздат»]. – 384 с. : ил., портр., фот. — 20.0×13.0 см. — 500 экз. — (Портр. авт. на с..1 обл.: фото Левона Осепяна).
ISBN 978-5-8042-0333-8
 
релиз / аннотация
«Книга избранных очерков и эссе А..Э..Лейфера, выходящая к семидесятилетию автора, отмечает в его жизни и судьбе время, когда пришла пора не столько “разбрасывать камни”, но – “собирать их”, когда хочется благодарным словом помянуть всех, кто поддержал тебя добром…» – пишет в предисловии литературовед, кандидат филологических наук В. М. Физиков.
В книгу вошли произведения разных лет. Первая часть сборника «На добрый вспомин» включает очерки, печатавшиеся ранее. Во второй части «Я – блогер» в основном представлены эссе 2011-2013 годов.
Издание рассчитано на широкий круг читателей.
 
предисловие / вступление
Талант задушевной памяти
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. Пушкин
Книга избранных очерков и эссе А..Э..Лейфера, выходящая к семидесятилетию автора, отмечает в его жизни и судьбе время, когда пришла пора не столько «разбрасывать камни», но – «собирать их», когда хочется благодарным словом помянуть всех, кто поддержал тебя добром. Вполне логично, что начинается это «избранное» художественным очерком об основании Омска: Александр Лейфер начинал свой путь в отечественную культуру прежде всего многолетними занятиями в области исторического и литературного краеведения и, конечно, не случайно был в числе создателей Омского литературного музея. И эта «первая любовь» проходит через всю жизнь, являясь и основой художественного метода его документальной прозы, всегда опирающейся на реальные факты и невымышленные материалы (письма, мемуары, найденное в архивах).
Продолжая дело своего Учителя А..Ф..Палашенкова, автор воссоздаёт как историк и литератор и эпоху рождения первой Омской крепости, и события последних десятилетий, увлекая читателя правдивыми деталями быта, точным знанием психологии многочисленных персонажей, удивительным впечатлением полной достоверности повествования.
Два литературных портрета крупным планом выделяются в нём: Андрея Фёдоровича Палашенкова, учёного, музейщика, краеведа-литератора и талантливого сибирского поэта Вильяма Озолина. Ценность очерка о Палашенкове не только в подробном, любовно выписанном многогранном характере нашего земляка, истинного подвижника русской земли, но и в том, что Александр Лейфер впервые вводит в научный и читательский оборот множество не публиковавшихся ранее уникальных материалов из личных и государственных архивов. В очерке привлекает и ярко выраженная нравственная позиция автора: не спокойно-академический тон, а глубокая сердечность пронизывает рассказ о друге и учителе. Лейфер не скрывает и горькой иронии по адресу тех, кто при жизни с трудом «терпел» Андрея Фёдоровича, да и культуру в целом.
Документальная повесть об омском шестидесятнике, сибирском поэте Вильяме Озолине, родившемся в городе на Иртыше, но оказавшемся здесь «чужаком», о личности яркой, крупной, истинном экстраверте и вместе – сыне репрессированного «врага народа», тоже поэта Яна Озолина, – занимает особое, центральное место в «Избранном» Александра Лейфера. Эта книга в книге, уже дважды изданная ранее (2003 и 2006 годы), особенно дорога автору, а потому, пожалуй, и самая сердечная из всего им написанного. В ней создан не только обаятельный и объёмный портрет многолетнего близкого друга, но и впервые осмыслена история его непростого духовного развития. Точнее, две судьбы – героя и автора – развёртываются параллельно. А заодно пишется картина литературных, и не только, нравов многих десятилетий в Сибири и Омске.
Озолин, «выдавленный» из родного города, где нельзя ему было ни вуза окончить, ни получить достойной работы, ни публиковаться, уехал жить в Читу, потом в Барнаул, не оставляя мечты вернуться. Множество человеческих судеб, полузабытых событий, тенденции и закономерности литературного процесса последней трети ХХ века явлены здесь читателю. Уверен, в частности, что многих заинтересует резкое, бескомпромиссное объяснение Озолиным причин раскола единого в советские годы Союза писателей. К чести автора, который давно придерживается демократической идеи плюрализма, уважительного отношения к чужому и даже чуждому мнению, Лейфер не всегда и не во всём разделяет жёсткую позицию Вильяма, стремясь, тем не менее, понять её: «…вступать в запоздалый спор со своим другом не стану. Он был, как и все мы, растерян…».
Судьба Озолина проясняет и такую важную особенность, характерную для писателя любого уровня в России: когда поэтам не хватает воздуха, время их убивает. Так было с Блоком, Маяковским, Твардовским… Думаю, время «помогло» уйти до срока и Вильяму Озолину, чужому среди своих на родине, где преобладало сдержанно неприязненное, прохладно настороженное отношение и к его полубогемному образу жизни, и к творчеству. А потом скитания по геологическим партиям и дальним морям, вечное «латанье дыр» для скудных заработков, остро воспринятые «идеологические холода» после короткой хрущёвской «оттепели»…
Высокая драма жизни Озолина объясняет и пережитое в поздние советские времена талантливыми омскими живописцами Николаем Третьяковым, Валентином Кукуйцевым, Николаем Брюхановым, обвинёнными идеологами от тогдашней власти в формализме и так называемом абстракционизме со всеми вытекающими последствиями.
Не пропустите, читатель, в конце первого раздела книги Александра Лейфера короткие записи из блокнотов разных лет, по форме способные напомнить странный эссеистический жанр стихотворений в прозе, а по сути скрепляющие разнородные составляющие книги в единство злободневной и в то же время извечной нравственной проблемой и душевной заботой – потребностью разглядеть в любом человеке человека. Она, полагаю, восходит к этическому космосу русской классической литературы и, в частности, к Достоевскому, давнему и любимому «герою» многих исследований и трудов Александра Лейфера. Помните? «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Убеждён, что и наш земляк мог бы подписаться здесь под каждым словом. И неслучайно эссе Лейфера, сложенное вместе «из разных блокнотов», дало заглавие всей книге. И потому я бы выделил в ней животворное духовно-нравственное тепло и принципиальность гражданской позиции.
Так, очень важна для автора душевная память о родовых семейных корнях. Снова и снова, продолжая одну из главных тем своей предшествующей книги «Блог-пост, или Кровь событий» (Омск, 2012), возвращается автор к истории своей семьи. Пишет о своих дедах, матери Зинаиде Васильевне Болотовой, окончившей в Омске знаменитый Худпром, художнике и преподавателе педучилища. Об отце Эрахмиэле Яковлевиче Лейфере, физике, в числе первых удостоенном звания заслуженного учителя России. И рассказ ведёт так искренно, на таком уровне исповедальности, побуждая читателя к доверительному чтению. Как уважительно и любовно пишет он, например, о своей бабушке Глафире Алексеевне Болотовой – в её маленьком домике на окраинной 3-й Восточной улице внук и вырос. Думаю, многих читателей тронет за живое сюжет о том, как молодой студент Саша Лейфер добивался для бабушки, давно оставшейся без мужа-кормильца, пенсии, и с какой важной гордостью она потом получала и откладывала про чёрный день ежемесячное пособие в семь рубликов, что «отвалило» ей щедрое государство. А как психологически точно и мягко в этом совестливом повествовании объясняется, почему внук Глафиры Алексеевны, живший по соседству с осквернённой в советское время церковью, «не внял тихим увещеваниям» бабушки и остался атеистом, хотя и не столь уж воинствующим. Кажется, что это нравственная история многих из нас…
В простых и близких каждому рассказах о семье, школе, улицах детства и юности родного, «единственного на земле города Омска», в воспоминаниях об учителях и Учителях, о друзьях и товарищах – журналистах, музейщиках, литераторах, художниках – во всём этом дорогом сердцу «вспомине» щемящее чувство задушевной сопричастности чужой судьбе, волнение, переживание за другого человека, пусть даже и незнакомого тебе, но ожившего в слове. Бережное отношение к человеку, всё более редкое, к сожалению, в нашей нынешней жизни, является, на мой взгляд, нравственным стержнем всей книги Александра Лейфера. И в горестных заметах о переменах в душевном состоянии сибирского крестьянина, которыми делится с Лейфером-журналистом наш земляк, известный в России прозаик Александр Никитич Плетнёв, уехавший от городской суеты в деревенскую глубинку, – звучат те же боль и сострадание: «…современный крестьянин очень устал, во многое перестал верить, он лишён сил ко всякому сопротивлению, иногда доходит до скотского, крайнего состояния… Разрушено всё так основательно, что слишком большие нужны изменения – и внутренние, в человеке, и экономические, чтобы всё снова поднять. Как подняли после коллективизации, после войны, когда сам человек ещё был прочен. А сейчас человек сбит с толку, не может понять, в чём заключаются его интересы…».
И дорогого стоит полстранички из книги Лейфера, где автор рвёт сердце думами о нескончаемой войне в Чечне, на Кавказе. Не выдерживая сдержанно эпического тона, свойственного для книги в целом, он в сердцах восклицает: «Как не понимают наши респектабельные политики то, что с самого начала было ясно любому полуграмотному старику: этот народ победить нельзя… Всё оказалось зря: тысячи сгоревших солдатских жизней… Всё зря, ибо люди по-прежнему гибнут».
Можно понять автора, который, исповедуясь перед нами как на духу, признаётся: кажется, что сейчас все внешние условия для нормального литературного труда есть, а «дело идёт плохо, с натугой, в лучшем случае – рывками. Нет в моей жизни, видимо, главного – душевного, внутреннего покоя. А у кого он сейчас есть?»
Завершая эти вступительные заметки о книге Александра Лейфера, подчеркну: автор, нашедший свой жанр и стиль доверительно-искреннего, честного письма, поддерживает интерес читателя выразительностью деталей, характеристик, замечаний. Так сохраняется в его слове памятное и пережитое. Предположу, что он мог бы, подобно Герцену, автору «Былого и дум», сказать о себе: «Если я этого не напишу, со мной умрёт истина!»
Вадим Физиков,
кандидат филологических наук
 
справка / примечания
Об авторе
Александр Эрахмиэлович Лейфер родился в Омске в 1943 году в семье педагогов. Окончил отделение журналистики историко-филологического факультета Казанского университета. Печататься начал в 1962 году в университетской многотиражной газете «Ленинец» и казанской республиканской газете «Комсомолец Татарии». Начиная с 1967 года, работал в СМИ Омска. Участвовал в областных семинарах молодых авторов (1970 и 1972), семинаре очеркистов Сибири (Новосибирск, 1976), Всероссийском семинаре молодых литературных критиков (Подмосковье, Малеевка, 1977).
В начале 80-х годов стал одним из основателей Омского Литературного музея им. Ф. М. Достоевского.
Автор художественно-документальных книг «“Сибири не изменю!..” Страницы одной жизни» (о П..Л..Драверте. Новосибирск, 1979), «Прошлое в настоящем. Очерки» (Омск, 1984), «“…Буду всегда жива”. Документальное повествование о Валентине Бархатовой и её друзьях» (Омск, 1987), «Удивительная библиотека. Рассказы о старых книгах и книжниках» (Омск, 1989 – первая премия Омской областной организации Союза журналистов СССР и Омского филиала Российского фонда культуры), «“Вокруг Достоевского” и другие очерки» (Омск, 1996 – премия Администрации Омской области «За развитие культуры и искусства»), «Мой Вильям. Эпизоды литературной жизни» (Омск, 2003 и 2006), «“На добрый вспомин…” К портрету А..Ф..Палашенкова» (Омск, 2005), «“Разгадать замысел Бога…” Из жизни российского учёного Александра Николаевича Горбаня» (Омск, 2006), «Блог-пост, или Кровь событий» (Омск, 2012) и др.
Член редколлегий альманаха «Лёд и пламень» (Москва) и журнала «День и Ночь» (Красноярск), редактор альманаха «Складчина» (Омск). С 1993 года председатель Омского отделения Союза российских писателей. На IV съезде СРП (2009 г.) избран одним из сопредседателей СРП. Заслуженный работник культуры РФ. Член русского ПЕН-клуба.
 
содержание / оглавление
Вадим Физиков.
Талант задушевной памяти

НА ДОБРЫЙ ВСПОМИН

Ларец поручика Каландера
Библиотечные преступники
Верить в душе (Из семейных историй)
Перед рассветом
Плетнёв и Горбунов (Летние беседы из 98-го года)
Заметки с трёх письменных столов
Мой Вильям (Эпизоды литературной жизни)
«На добрый вспомин»
Три школьных здания энд «Жара»
Жить вместе… (Из разных блокнотов)

Я – БЛОГЕР

Голубые глаза лошади
Что такое Худпром?
Саша (Эссе с хорошим постскриптумом)
Возвращение имени
Парадоксы Ефима Беленького
«В наше смятённое время»
Делай, что должен…
К своим Вятским Полянам
«Сколько таких дней…»
Спасение от дурных законов
Вспомним Виктора Николаевича
Люблю стариков

Об авторе

...... 3



...... 8
.... 16
.... 31
.... 50
.... 57
.... 83
.. 102
.. 235
.. 288
.. 296



.. 312
.. 323
.. 328
.. 334
.. 338
.. 350
.. 352
.. 358
.. 363
.. 369
.. 372
.. 376

.. 382
 
 
Александр Эрахмиэлович Лейфер перед презентацией своей новой книги –
сборника избранных очерков и эссе «Жить вместе» (Омск, 2013),
которая состоялась в Дом Актёра 24 января 2014 года.
Фотография: Евгений Кармаев / АиФ. 2014.
 
Опубликовано:
6 августа 2017 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 19.10.2015
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала, источник информации (мнение редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем т. н. законодательство об интеллектуальной собственности – оно не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования, нормативной базой её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного механизмов).
—  tags: НOOБИБЛИОН, ЭССЕ КЛУБ, фонд релизов, NOOBIBLION, OMIZDAT, библиособрание
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD