В. К. Эттель.
К биографии иллюстратора
омских изданий
Биография и творчество Владимира Константиновича Эттеля (1894–19??), оставившего заметный след в художественной культуре Сибири и, в частности, Омска, не получили достаточного освещения в специальной литературе. Его имя упоминается в работах литературного критика Е..И..Беленького*1 и искусствоведа П..Д..Муратова*2. Попытки восстановить биографию Эттеля предпринимала научный сотрудник Омского музея изобразительных искусств Н..П..Мороченко при изучении архива писателя А..С..Сорокина, xpaнящегося в фонде современного искусства*3. Скудны сведения о художнике и в арсенале Словарной группы НИИ истории и теории изобразительного искусства Всероссийской Академии художеств.
Выразительные рисунки Эттеля на страницах газеты «Омский вестник», оформление книг омских поэтов и писателей, преподавательская деятельность в Художественно-промышленном институте в 1921-1922 годы и особенно работа в качестве художественного редактора издававшихся в Омске альманахов «Искусство» заставляют отнестись с вниманием к личности и творческому пути художника.
Ha первом этапе исследования обширный материал для воссоздания фактов биографии художника дают материалы Государственного архива Омской области и, главным образом, письма Эттеля из Киева к писателю А..С..Сорокину. Выясняется, что Эттель учился в Киевском художественном училище, где его рисунки получали высокие оценки и посылались на отчётные выставки в Петербургскую Академию художеств. В 1912 году он окончил драматические курсы в театре Кручинина, работал с театром в городе Стародубе Брянской губернии в качестве второго режиссёра и одновременно был сотрудником в редакции еженедельного иллюстрированного журнала «Огни», издававшегося в Киеве в 1911-1914 годы. Очевидно, в 1914 году происходит заочное знакомство и завязывается дружеская переписка А..С..Сорокина с Эттелем – художником издательства Г..В..Шварца, известного киевского книгоиздателя. В лице своего сибирского друга Эттель нашёл восхищённого ценителя, популяризатора и покровителя. Молодой, не получивший ещё известности, киевский художник стал присылать Сорокину свои рисунки для публикации в местных изданиях.
Впервые омский читатель увидел рисунки Эттеля в газете «Омский вестник» в мае - июне 1914 года в повести Сорокина «Хохот жёлтого дьявола», затем в первом литературном сборнике «Жертвам войны», изданном в Омске в 1915 году. Часть этих рисунков имела самостоятельный станковый характер, но, совпадая с литературным произведением по содержанию, была удачным «аккомпанементом» тексту, помогая раскрыть тему войны, разрушений и страданий.
Известные по сибирским изданиям и хранящиеся в фонде музея изобразительных искусств и историко-краеведческого музея графические произведения Эттеля дают возможность представить творческое лицо автора. Графическое наследие Эттеля составляют, главным образом, небольшие по размеру и разнообразные по формату композиции, исполненные пером и тушью с использованием чётко-линейных и тонально-штриховых приёмов. Многие из них отмечены виньеточной декоративностью и виртуозной игрой линий и силуэтов. Основой изобразительной лексики графика являются жаждущие крови и жертв чудовища – пауки, змеи, дьяволы, выступающие носителями идеи неотвратимости судьбы и олицетворяющие злые силы. В графических миниатюрах Эттеля заметно влияние творчества художников объединения «Мир.искусства», с деятельностью которого молодой киевский график был хорошо знаком благодаря выходившему в Киеве журналу «Искусство». Через произведения мирискусников Эттель воспринял зловещие образы Смерти из немецкой графики и изощрённую декоративность английского рисовальщика О. Бёрдсли.
Писатель А..С..Сорокин популяризировал имя Эттеля не только среди сибирских читателей. Так, на омской весенней выставке 1917 года он показал 13 работ киевского графика в разделе частных коллекций. Биографические сведения об Эттеле были отправлены иркутскому издателю М..Е..Стожу для включения в словарь известных людей Сибири. Благодаря заботам Сорокина рисунки Эттеля были опубликованы в первых трёх номерах журнала «Багульник», изданного в Иркутске в 1916 году.
Весной 1917 года В..К..Эттель окончил школу прапорщиков при Александровском военном училище. Затем, очевидно, в 1918 году он оказывается в Омске, где был арестован и отправлен в Тюмень. Ему грозит расстрел. Вторично он лишается свободы уже при большевиках: известно, что в декабре 1920 года его выпускают из Омгубчека. Эттель приходит в Художественно-промышленный институт, где становится заведующим полиграфическим отделением и преподавателем графических искусств. Параллельно Эттель участвует в издании (а возможно, и инициирует его) альманаха «Искусство», 1-й номер которого вышел из печати в 1921 году, a 2-й – в 1922. Являясь заведующим художественной частью редколлегии, Эттель не только оригинально оформил журнал, но и поместил в нём статьи известных русских искусствоведов. В журнал были включены рисунки самого Эттеля, его теоретические заметки об истории и современном состоянии плаката и книжной графики.
Весной 1922 года Эттель уезжает в Вильно, принадлежавший в то время Польше. Из писем к Сорокину становится известно, что он работает в местных издательствах‚ преподаёт в гимназии, состоит на государственной службе. Последнее письмо в Омск, в очередной раз оставшееся без ответа, датируется 25 мая 1926 года.
Дальнейшее исследование о деятельности В..К..Эттеля связано c его пребыванием в Вильно.
Статья Ирины Григорьевны Девятьяровой «В. К. Эттель. К биографии иллюстратора омских изданий» опубликована в научном сборнике «Третьи Макушинские чтения» (Новосибирск, 1994. — С. 239-242)*.