МУСЕЙОН — ОXXXVIII. — П.А.Вяземский — Памяти живописца Орловского
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ•Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Пётр Вяземский
МУСЕЙОН • ДИАЛОГИ ОБРАЗОВ
Памяти живописца
Орловского
Грустно видеть, Русь святая,
Как в степенные года
Наших предков удалая
Изнемечилась езда.
То ли дело встарь: телега,
Тройка, ухарский ямщик,
Ночью дуешь без ночлега,
Днём же – высунув язык.
Но зато как всё кипело
Беззаботным удальством!
Жизнь – копейка! бей же смело,
Да и ту поставь ребром!
Но как весело, бывало,
Раздавался под дугой
Голосистый запевало,
Колокольчик рассыпной.
А когда на водку гривны
Ямщику не пожалеть,
То-то песни заунывны
Он начнёт, сердечный, петь!
Север бледный, Север плоский,
Степь, родные облака –
Всё сливалось в отголоски,
Где слышна была тоска.
Но тоска, струя живая
Из родного тайника,
Полюбовная, святая,
Молодецкая тоска.
Сердце сердцу весть давало
И из тайной глубины
Всё былое выкликало
И все слёзы старины.
Не увидишь, как проскачешь,
И не чувствуешь скачков,
Ни как сердцем сладко плачешь,
Ни как горько для боков.
А проехать ли случится
По селенью в красный день?
Наш ямщик приободрится,
Шляпу вздёрнет набекрень.
Как он гаркнет, как присвистнет
Горячо по всем по трём,
Вороных он словно вспрыснет
Вдохновительным кнутом.
Тут знакомая светлица
С расписным своим окном;
Тут его душа-девица
С подарённым перстеньком.
Поравнявшись, он немножко
Вожжи в руки приберёт,
И растворится окошко,
Словно солнышко взойдёт.
И покажется касатка,
Белоликая краса.
Чтò за очи! за повадка!
Чтò за русая коса!
И поклонами учтиво
Разменялися они,
И сердца в них молчаливо
Отозвалися сродни…
А теперь, где эти тройки?
Где их ухарский побег?
Где ты, колокольчик бойкий,
Ты, поэзия телег?
Где ямщик наш, на попойку
Вставший с тёмного утра,
И загнать готовый тройку
Из полтины серебра?
Русский ям молчит и чахнет,
От былого он отвык;
Русским духом уж не пахнет,
И ямщик уж – не ямщик.
Дух заморский и в деревне!
И ямщик, забыв кабак,
Распивает чай в харчевне
Или курит в ней табак.
Песню спеть он не сумеет,
Нет зазнобы ретивòй,
И на шляпе не алеет
Лента девицы милòй.
По дороге, в чистом поле
Колокольчик наш заглох,
И, невиданный дотоле,
Молча тащится, трёх-трёх,
Словно чопорный германец
При ботфортах и косе,
Неуклюжий дилижанец
По немецкому шоссе.
Грустно видеть, воля ваша,
Как, у прозы под замком,
Поэтическая чаша
Высыхает с каждым днём!
Как всё то, что веселило
Иль ласкало нашу грусть,
Что сыздетства затвердило
Наше сердце наизусть,
Все поверья, всё раздолье
Молодецкой старины –
Подъедает своеволье
Душегубки-новизны.
Нарядились мы в личины,
Сглазил нас недобрый глаз,
И Орловского картины –
Буква мёртвая для нас.
Но спасибо, наш кудесник,
Живописец и поэт,
Малодушным внукам вестник
Богатырских оных лет!
Русь былую, удалую
Ты потомству передашь:
Ты схватил её живую
Под народный карандаш.
Захлебнувшись прозой пресной,
Охмелеть ли захочу
И с мечтой из давки тесной
На простор ли полечу –
Я вопьюсь в твои картинки
Жаждой чувств и жаждой глаз
И творю в душе поминки
По тебе, да и по нас.
•
П. А. Вяземский
[между 1832 и 1837 гг.]
Примечания редакции.
1. Русский ям — селение, ямская слобода – почтовые дворы и станции в России (XIII-XVIII вв.), где содержали лошадей для почтовой гоньбы, с местом отдыха ямщиков, постоялыми дворами и конюшнями (в ведении государственного управления почтой – Ямского приказа: ямская повинность населения, введённая во времена Золотой Орды).
Стихотворение Петра Андреевича Вяземского (1792–1878) опубликовано в Альманахе на 1838 год, изданном В..А..Владиславлевым (Санкт-Петербург, 1838. — С. 342-347)*.
** Альманах на 1838 год / сост.: В..А..Владиславлев. — Санкт-Петербург : Изд. В..Владиславлева, 1838 ; [в Воен. тип.]. — 349, [9] с. : 5 вкл..л. ил. — 17.5×10.5 см. — (Авантит.: А..Венецианов, литогр. И..Селезнёв). — (Ил. [грав. на стали с ориг.]: В..Гау, грав. Н..Уткин; В..Шебуев, грав. С..Галактионов; О..Кипренский, грав. Т..Райт; Е..Плюшар, грав. К..Афанасьев; А..Венецианов, грав. Т..Райт).
Александр Осипович Орловский (польск. Aleksander Orłowski. 1777–1832) — художник, работавший в разной технике; литограф; автор множества портретов, пейзажей, жанровых и батальных сцен, зарисовок военного и народного быта, животных, и особенно – лошадей, а также карикатурист и иллюстратор, автор эскизов обмундирования (с 1819 г. на службе в военно-топографическом депо при военном министре Российской Империи); коллекционер оружия и предметов восточного искусства. В 1809 году Императорская Академия художеств (Санкт-Петербург) присвоила ему звание академика за картину «Бивуак казаков».
Александр Орловский стал известен как русский рисовальщик и живописец. В 1819 году князь П. А. Вяземский, подчёркивая это, писал о художнике: «Орловский – фламандской школы, но кто русее его в содержаниях картин».
Александр Орловский.
Путешественник в кибитке. (Почтовая тройка).
1819 г.
бумага, литография : 39.5×57.3 см
Александр Орловский.
Выезд тройки.
около 1806 г.
медь, масло : 32.0×44.5 см
Из письма С..П..Шевырёва к князю П..А..Вяземскому (1838. Марта 29 дня. Москва)**:
… Ваш поэтический эскиз в стиле Орловского мы повторяем наизусть. Это песня-картинка. Вы перевели на стихи гениальный карандаш его.
** Письма М. П. Погодина, С. П. Шевырёва и М. А. Максимовича к князю П. А. Вяземскому : С предисловием и примечаниями Н. П. Барсукова // Старина и Новизна : исторический сборник, издаваемый при Обществе ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III. — Санкт-Петербург : Тип. М. Стасюлевича, 1897-1917. — 1901. — Кн. IV. — С. 137.
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).