Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2017.08.23 · 17:38 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОММУСЕЙОН
МУСЕЙОН — ОXXXIX. — А.П.Паркау — Недоконченный портрет
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Александра Паркау(1889–1954)
МУСЕЙОН • ДИАЛОГИ ОБРАЗОВ
Недоконченный портрет
Из картин французской революции
 
В те далёкие дни, что для нас теперь ближе
И понятней других вглубь ушедших времён,
В одинокой мансарде жил в бурном Париже
Молодой и безвестный художник Прюдон.

Он глядел из окна на жемчужное небо,
На манящие зори туманных высот,
А внизу жаждой зрелищ, добычи и хлеба
В сетках улиц кипел опьяневший народ.

Но художник не слышал зловещих раскатов,
Не искал в смутах дня жизнью попранных прав,
И в цветах догоравших на небе закатов
Видел лик Божества, душу грёзе отдав.

Он однажды сидел в груде гипса и хлама,
Разбирая наброски скопившихся лет.
Постучав у дверей, незнакомая дама
В мастерскую вошла заказать свой портрет.

— Только бюст… Фон не важен… Стена голубая
Или старой портьеры поблёкший атлас…
Но как можно скорей. Я на днях уезжаю…
Три сеанса, не больше. Начнёмте сейчас.

Она ловко уселась, поправила кудри,
В детских ямочках щёк отблеск солнца играл,
Улыбались глаза в тёмных мушках и пудре,
И подкрашенный ротик алел, как коралл.

Пододвинув мольберт, приготовил он краски
И привычной рукой набросал на холсте
Грациозный овал, подведённые глазки,
Мягко спущенный локон в атлас декольте.

Расчленяя искуссную прелесть модели,
Он ловил тот фривольный, подчёркнутый тон,
Что преподал Версаль в кружевах акварели,
В пасторалях принцесс утвердил Трианон.

Только вечер, спустив золотые вуали,
Охладил и пресёк его пылкий экстаз.
По камням мостовой каблучки застучали;
— До свиданья, до завтра! — В условленный час!

Он остался один! Парк гасил изумруды,
Старый колокол пел дребезжащий привет,
Вдоль темнеющих стен лиловели этюды,
Оживал в полутьме неготовый портрет.

Через ровные арки растворенных окон
Летний сумрак бросал сноп оранжевых стрел,
На хосте шевелился причудливый локон,
И подкрашенный ротик жеманно алел.

Умирающий двор, мадригалы и кудри,
Менуэт двух веков на цветных каблучках
Кто она эта куколка в мушках и пудре,
Статуэтка из Севра в Лионских шелках.

Кто она? Сі-devant? Куртизанка? Маркиза
В перепуганном стане гонимых вельмож?
Надушённый комочек причуд и каприза,
На салонных подмостках взращённый фантош?

В беззаботной толпе светских птичек веселья
где звенящие трели она допоёт?
B злобном море борьбы, в перегаре похмелья
Как направит в лазурь эфемерный полёт?

День настал. Распахнувши оконную раму,
Пропустить опасаясь условленный час.
Он напрасно прождал незнакомую даму…
Без неё новый вечер расцвёл и погас.

И объятый тревогой, в тоске ожиданья
Он томился ряд долгих, мучительных дней
И, как страстный любовник, ждал с дамой свиданья
И болел непрестанною мыслью о ней.

Он часами сидел в мастерской у портрета
И часами глядел на косой потолок.
Улыбалось лицо в волнах тающих света
И подкрашенный ротик алел, как цветок.

Наконец раздражённый, усталый, унылый
Он спустился на улицу с тайной мечтой
Встретить в праздной толпе образ светлый и милый
Легкомысленной дамы, отнявшей покой.

И парижская чернь безудержным стремленьем
Приняла его тотчас в свой шумный поток.
Вместе с ней он бежал и с тупым неуменьем
Уклониться хотел, уклониться не мог.

Но куда он спешил и куда он стремился
В зыбком море смятенных‚ кричащих людей,
Он узнать не старался и вал докатился,
Разливаясь в ворчанье в разгон площадей.

Неожиданно выросла тень гильотины,
Призрак смерти проплыл в золотистой пыли, –
В нагружённых повозках процессией длинной
Осуждённых на казнь перед ним провезли.

Он остался смотретъ… Безнадёжно, упрямо.
Содрогаясь и хмурясь, стоял и бледнел…
Вдруг кокетливый облик потерянной дамы
Промелькнул над горой обезглавленных тел.

Она быстро прошла роковые ступени,
В детских ямочках щёк отблеск солнца играл,
От багровых столбов шли багровые тени
И трёхгранный топор синей сталью сверкал…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приподнявши головку за светлые кудри
Тёплой кровью палач окропил эшафот…
И на мёртвом лице в тёмных мушках и пудре
Улыбался, алея, подкрашенный рот.
Александра Паркау
 
** ci-devant — (фр.) бывший; во время Французской революции (1789-1799) – лишённый титула и привилегий представитель старого дворянства.
** фантош — кукла (от итал. fantoccio – марионетка, кукольный; fantoccia – манекен).
 
Александра Паркау, конечно, домыслила ситуацию и судьбу героини своего произведения «Недоконченный портрет» – той молодой женщины, портрет* которой написал французский живописец и график Пьер Поль Прюдон (фр. Pierre-Paul Prud’hon. 1758–1823) в конце XVIII века, – вполне возможно, в годы Великой французской революции (фр. Révolution française. 1789-1799). И представленная в публикации картина, возможно, не именно та, которая побудила Александру Паркау к написанию стихотворения (Пьер Прюдон как художник был очень успешен и плодовит, а А..П..Паркау не указала название и других сведений для точного определения работы художника). Но сюжет, описанный в стихотворении, весьма вероятен, исходя из реалий Франции периода революции, предвосхитивших трагические события другой Великой революции (и красного террора), воспроизведённые в истории России того времени, когда писались эти стихи.
 
* На иллюстрации ниже — фотография картины (снимок сделан в интерьере музея): портрет молодой женщины (её имя, по-прежнему, не установлено), написанный Пьером Прюдоном: Pierre-Paul Prud’hon. Portrait de jeune femme (4e quart 18e siècle).
 
 
фото: Annedval
Пьер Поль Прюдон (1758–1823).
Портрет молодой женщины.
(фр. Pierre-Paul Prud’hon. Portrait de jeune femme)
конец XVIII в.
холст, масло
(фрагмент : полное изображение картины в интерьере музея – при увеличении)
 
Стихотворение А. П. Паркау «Недоконченный портрет» представлено в цикле «Листья шелестящие» сборника стихов «Огонь неугасимый» (Шанхай, 1937. — С. 97-100)*.
 
* Паркау А.П. Огонь неугасимый : стихи / Александра Паркау (А. П. Нилус) ; обл. раб. худож. В. Кузнецовой. — Шанхай : [б..и.], 1937. — 200, [4] с. [: Ошибки в нумерации с.: вместо 69 проставлено 96 ; не проставлено 161]. — 19.0×13.0 см.
 
 
 
визуальный образ : иллюстрация
Пьер Поль Прюдон
(фр. Pierre-Paul Prud’hon. 1758–1823).
«Портрет молодой женщины»
(фр. Portrait de jeune femme).
конец XVIII в.
холст, масло
(фоторепродукция)
 
→ Другие материалы раздела : МУСЕЙОН • Диалоги образов
Опубликовано:
4 сентября 2016 года
Текст предоставлен корреспондентом. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 04.09.2016
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : МУСЕЙОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала, источник информации (мнение редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем т. н. законодательство об интеллектуальной собственности – оно не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования, нормативной базой её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного механизмов).
—  tags: литература, Поэзия, мусейон, скульптура, графика, эссе-клуб, философия, живопись
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD