МУСЕЙОН — ОXXXVI. — В.И.Немирович-Данченко — Перед картинами Нёвиля
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ • Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Василий Немирович-Данченко(1848–1936)
МУСЕЙОН • ДИАЛОГИ ОБРАЗОВ
Перед картинами Нёвиля
Всё кровь да кровь! Печальные картины!
Пожарища, безлюдные руины,
Телами жертв – покрытые равнины,
Порой следы сожжённых городов…
О, что же ты, история веков?
Развратный бред отчаянной блудницы,
Мечты убийц в безмолвии темницы,
Иль сатурналия глупцов?
Один злодей толпу порабощает –
И вслед идёт другой злодей.
Тут светлый ум интрига убивает,
Там честный вождь в оковах погибает…
Для правых – ад и рай – для палачей!
Голодный лев смиряется душою
И горд шакал, ограбивший других.
А женщину – ты сделала тупою,
Бесчестною, позорною рабою,
Игрушкою для праздных и пустых.
Религия добра озарена кострами,
Где корчатся в огне апостолы любви!
Свободные, мы топчем под ногами
Права племён, смеёмся над врагами
И топим мир в крови.
Наука здесь – пособница разврата!
А там – раба наёмного меча.
Тут губит брат доверчивого брата,
Там слышен свист позорного бича.
В чём мысль веков? Где истина, где право?
О, человек, где смысл твоих трудов?
Иль цель твоя – один лишь гнёт кровавый,
Насилие, увенчанное славой,
Безумие злодеев и глупцов?..
•
Василий Немирович-Данченко
Картина «Кладбище Сен-Прива (18 августа 1870)» (фр. Le cimetière de Saint-Privat (18 août 1870))*, на которой изображён эпизод битвы при Сен-Прива́ (фр. Saint-Privat) 18 августа 1870 года – одного из самых крупных сражений Франко-прусской войны, – как и другие работы художника-баталиста Альфонса де Нёвиля, на которых без парадного лоска и салонных прикрас изображены различные моменты сражений и военного быта, кровь, грязь, смерть, свирепость, покорность, стойкость, ужас и ликование враждующих, убивающих и убиваемых, не могут не произвести впечатление, особенно, при знакомстве сразу с несколькими полотнами, складывающимися в бесконечную полосу взаимного уничтожения при всей отработанности системы героизации массового истребления под любыми идеологическими лозунгами.
Свои полотна Альфонс де Нёвиль (фр. Alphonse de Neuville. 1835–1885) писал по собственным впечатлениям, как участник войны, знавший характер военных действий. Картина «Кладбище Сен-Прива (18 августа 1870)» была представлена зрителям в 1881 году, а её автор был произведён в офицеры ордена Почётного легиона.
* При увеличении иллюстрации (выше) — репродукция предварительной работы Альфонса де Нёвиля: Alphonse de Neuville. Le cimetière de Saint-Privat, le 10 août 1870 (esquisse préalable, 1881).
Эрнест Анж Дюез (1843–1896).
Альфонс де Нёвиль.
(*Альфонс де Нёвиль изображён с полотном Le cimetière de Saint-Privat.)
(фр. Ernest-Ange Duez. Alphonse de Neuville)
1880 г.
холст, масло : 155.0×135.0 см
(фрагмент : полное изображение – при увеличении)
Стихотворение В. И. Немировича-Данченко «Перед картинами Нёвиля» представлено в цикле «Из дневника» сборника стихов 1863-1901 годов (Санкт-Петербург, 1902. — С. 160-161)*.
* Немирович-Данченко В.И. Стихи : 1863-1901 г. / Василий Немирович-Данченко. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Тип. А. С. Суворина, 1902. — [2], 454, X с.
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).