…Надолго задерживаюсь у картины «Белый город». Смотрю и размышляю. Стараюсь постичь одну из загадок замечательного МАСТЕРА…
Когда озябшее осеннее солнце устало скатывается за Иртыш и все городские строения кинжально вытягивают свои тени, наступает удивительное время суток – сиреневые сумерки – время встречи реальности со сказкою.
Не шелохнётся лист.
Молчат птицы.
Природа замирает и ждёт чуда.
Подхожу к окну и с высоты птичьего полёта сравниваю игру света и тени в створе Любинского проспекта с изображением на полотне: подсвеченные последним трепетным лучом купеческие торговые ряды; выступающие детали фасадов; декоративная лепнина; башенки на крышах зданий – всё это превращается в остывающих струях воздуха в невесомые и мерцающие белые полосы, похожие на клавиши огромного органа.
А порой они напоминают счастливых невест в свадебных нарядах, взбегающих по крутым гранитным ступеням на взгорок, чтобы полюбоваться Крылатым гением, воспарившим над Драмтеатром. На гения пристально засмотрелся и недавно вернувшийся в родной город великий русский живописец Михаил Врубель. Возвратили его на родину бронзовым монументом благодарные земляки.
Чем дольше смотришь на картину, тем больше веришь: ещё одна минута, одно магическое усилие воображения, и рядом незримо появится автор – непременно в ослепительно белой рубахе. У него не будет в руках мольберта. На нём не будет перепачканной красками рабочей блузы. Вот Мастер взмахнёт рукой, и зашифрованная тайна красок сиреневой чайкой обернётся в плавные контуры старинного проспекта. Картина покинет тесный подрамник, поднимется над серой обыденностью нашей жизни и поплывёт под бой курантов над омскими улицами, сливаясь с реальностью…
Таким образом мне открылась тайна картины «Белый город». Своё произведение Николай Яковлевич Третьяков оставил нам как завещание: любите свой город, гордитесь его прошлым, храните и приумножайте его славу на века!