Альманах рукописей: от публицистики до версэ • Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Марина Цветаева(1892–1941)
МУСЕЙОН • ДОКТРИНА БАБОЧКИ
VII.
Психея. Марина Цветаева
• LA DOCTRINE DE PAPILLON •
Психея
Пунш и полночь. Пунш – и Пушкин,
Пунш – и пенковая трубка
Пышущая. Пунш – и лепет
Бальных башмачков по хриплым
Половицам. И – как призрак –
В полукруге арки – птицей –
Бабочкой ночной – Психея!
Шёпот: «Вы ещё не спите?
Я – проститься…» Взор потуплен.
(Может быть, прощенья просит
За грядущие проказы
Этой ночи?) Каждый пальчик
Ручек, павших Вам на плечи,
Каждый перл на шейке плавной
По сто раз перецелован.
И на цыпочках – как пери! –
Пируэтом – привиденьем –
Выпорхнула.
Пунш – и полночь.
Вновь впорхнула: «Что за память!
Позабыла опахало!
Опоздаю… В первой паре
Полонеза…»
Плащ накинув
На одно плечо – покорно –
Под руку поэт – Психею
По трепещущим ступенькам
Провожает. Лапки в плед ей
Сам укутал, волчью полость
Сам запахивает… — «С Богом!»
А Психея,
К спутнице припав – слепому
Пугалу в чепце – трепещет:
Не прожёг ли ей перчатку
Пылкий поцелуй арапа…
* * *
Пунш и полночь. Пунш и пепла
Ниспаденье на персидский
Палевый халат – и платья
Бального пустая пена
В пыльном зеркале…
Марина Цветаева
Начало марта 1920
•
Марина Ивановна Цветаева (1892–1941) — поэт, прозаик, переводчик.
Стихотворение «Психея» (1920 г.) – развитие темы души и темы гения, раскрываемых М. Цветаевой через образы Александра Сергеевича Пушкина и его жены Натальи Николаевны Гончаровой и в поэтической форме: «Сердце Пушкина теребить в руках» («Счастие или грусть…», 1916 г.), и в прозе (очерк «Наталья Гончарова», 1929 г.): «Было в ней одно: красавица. Только – красавица, просто – красавица, без корректива ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая, как меч. И – сразила. Просто – красавица. Просто – гений. <…> Тяга Пушкина к Гончаровой <…> – тяга гения – переполненности – к пустому месту. Чтобы было куда. <…> Он хотел нуль, ибо сам был – всем».
А беспристрастные определения М. Цветаевой – «Что такое Гончарова по свидетельствам современников? Красавица. “Nathalie est un ange” [Наташа – ангел (фр.)]. <…> Страсть к балам – то же, что пушкинская страсть к стихам: единственная полная возможность выявления. (Явиться – выявиться!) Входя в зал – рекла. Всем, от мочки ушка до носка башмачка. Всем сразу. Всем, кроме слов.» – основаны на действительно сказанном и написанном о Пушкине и Гончаровой.
Одно из таких свидетельств-мнений – о “Бабочке ночной - Психее” (о Н. Н. Гончаровой) – в письме Ольги Сергеевны Павлищевой, сестры А. С. Пушкина, к своему мужу Николаю Ивановичу Павлищеву (от 17 ноября 1831 г.): «Заставать её по вечерам и думать нечего; её забрасывают приглашениями то на бал, то на раут. Там от неё все в восторге, и прозвали её Психеею, с лёгкой руки госпожи Фикельмон, которая не терпит, однако, моего брата…». Это и другие извлечения из семейной переписки А. С. Пушкина, его родственников и других современников, опубликовал племянник Пушкина Лев Николаевич Павлищев (1834–1915) в книге «Из семейной хроники. Воспоминания об А. С. Пушкине Л. Павлищева» (Москва, 1890. — С. 271)*.
*
Павлищев Л.Н. Воспоминания об А. С. Пушкине Л. Павлищева / в надзаг.: Из семейной хроники. — Москва : Университетская тип., 1890. — [3], 445 с. — 22.5×14.5 см. — 2200 экз.
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).