МУСЕЙОН — LXX. — Сарра Лебедева. Девочка с бабочкой
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ • Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Сарра Лебедева(1892–1967)
МУСЕЙОН • ДОКТРИНА БАБОЧКИ
LXX.
Девочка с бабочкой. Сарра Лебедева
• LA DOCTRINE DE PAPILLON •
Сарра Лебедева.
Скульптура «Девочка с бабочкой».
1936 г.
(отливка 1968 года)
бронза : высота 215.0 см
Сарра Дмитриевна Лебедева (урождённая Дaрмoлатова. 1892–1967) — скульптор, художник-график; член Общества русских скульпторов (1926-1932); заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), член-корреспондент Академии художеств СССР (1958).
С. Д. Лебедева как скульптор, прежде всего, – мастер психологического портрета; также – творческие работы и опыты в области создания монументальных композиций, станковой и мелкой пластики, декоративно-прикладного искусства (керамика: фаянс). Основной материал для скульптурного портрета и станковой фигуры – бронза.
Скульптура «Девочка с бабочкой» (1935/1936) первоначально была выполнена в гипсе и создавалась Саррой Лебедевой для представления на групповой выставке скульптуры.
Из статьи Е. А. Бубновой, «Конаковский фаянс» (Москва, 1978):
…Она считала, что движение – это не положение и тем более не поза, это – состояние; состояние, которое и есть движение, даже если это состояние покоя…
Предполагается, что работа могла быть изначально предназначена для украшения Центрального парка культуры и отдыха им. Горького (г. Москва), где в 1937 году был установлен отлитый из цемента вариант (не сохранился) этой садово-парковой скульптуры. Округлые формы плотной энергичной фигуры идущей девочки-подростка и «прозрачные» прорезные крылья фигурки бабочки, садящейся на её открытую ладонь, гармонировали с мягкими очертаниями ажурных крон и монолитных стволов деревьев.
Специально для Русского музея (г. Ленинград) в 1956 году был выполнен вариант в кованой меди. На обложку первой книги о скульпторе, вышедшей в 1940 году в издательстве «Искусство», помещена репродукция фотоснимка скульптуры «Девочка с бабочкой»*.
*
Терновец Б.Н. Сарра Лебедева / Б. Терновец. — Москва; Ленинград : Гос. изд-во «Искусство», 1940. — 110 с. — 26.0×20.0 см. — 5000 экз.
Отливка из бронзы была выполнена в 1968 году, уже после смерти скульптора. Графическое изображение скульптуры «Девочка с бабочкой» украшает обложку каталога посмертной выставки произведений Сарры Дмитриевны Лебедевой (1969; Москва)*.
*
Посмертная выставка произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР Сарры Дмитриевны Лебедевой. 1892–1967 : каталог / Гос. Третьяковская галерея (г. Москва) ; сост.: Н. Н. Дубовицкая, Е. В. Савелова ; вступ. ст.: А. Гончаров. — [Москва : Советский художник, 1969]. — 72 с. — 19.0×19.0 см. — 3000 экз.
Из статьи О. В. Костиной, альбом «Искусство Советского Союза» (Ленинград, 1982):
…В «Девочке с бабочкой» наиболее законченно выражена декоративная концепция мастера. В равновесии частей фигуры, её приземистости, обобщённости формы и напряжённой игре объёмов чувствуются отголоски влияния работ А. Майоля. Но радостное, непосредственное движение девочки, осторожно несущей бабочку на вытянутой руке, её поглощённость живой частичкой природы лишают образ холодности вневременной отвлечённо-монументальной классичности. В мягкой пластике чуть неуклюжего тела присутствует непосредственное ощущение натуры и человеческой теплоты, выявляющих «лирический модуль», присущий скорее станковому произведению…
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).