Название и автор этого произведения декоративно-прикладного искусства неизвестны; установлено лишь, что оно создано в Европе в 1600-1620 годы.
Стакан изготовлен из чистого золота и украшен изящными изображениями, выполненными в сложной трудоёмкой технике горячего эмалирования «бассе-тейле» (фр. L’émail de Basse taille): прозрачной или полупрозрачной эмалью в виде порошка, окрашенного в определённый цвет, перед обжигом заполняется углубление в металле, подготовленное гравировкой, гильошированием, травлением, ковкой/чеканкой или иным способом, а после обжига эмаль полируется заподлицо с окружающим металлом (за счёт прозрачности эмали, заполняющей углубления варьируемой высоты, получаются более тонкие цветовые и тоновые эффекты изображения).
Сосуд, имеющий строгий силуэт, классического стиля, богато декорирован, что для лабораторной посуды довольно необычно (возможно, этот мерный стакан и не предназначался для использования в химической или иной практике, будучи дорогим символичным подарком).
Золотой стакан украшают цветочные орнаменты, изображения насекомых
(в числе которых – бабочка и мотыльки) и животных, а также три сюжетные миниатюры.
Каждая миниатюра выполнена в виде овального медальона, обрамлённого цветочным венком, с изображением сцены по известным из преданий мифологическим мотивам либо историческим событиям, связанным с такими благородными устремлениями, как добродетель, любовь, нравственность.
Исследователи сопоставили мотивы миниатюр с сюжетами легенд и литературных произведений и определили персонажей.
На первом медальоне изображена прикованная Андромеда и Персей на крылатом коне, летящем с быстротой ветра Пегасе, спешащий освободить дочь царя Кефея и Кассиопеи от неминуемой гибели в пасти морского чудовища. Персей благополучно совершил свой подвиг – спас Андромеду, убив монстра, в жертву которому, по объявленному оракулом условию, должен был принести свою дочь царь Кефей во имя спасения своего народа.
«Андромеда и Персей».
На втором медальоне представлена история двух несчастных влюблённых Фисбы и Пирама. Фисба, убежавшая с места назначенного у шелковицы тайного свидания с Пирамом, спасаясь от льва, теряет платок. Пирам, не заставший её на месте свидания, увидел окровавленный платок Фисбы, и укоряя себя за предполагаемую гибель возлюбленной, вонзил меч в своё сердце. Фисба, вернувшись, находит умирающим своего возлюбленного и убивает себя мечом Пирама, а хлынувшая из раны в её пронзённом сердце кровь, устремилась к остановившемуся сердцу Пирама.
«Фисба и Пирам».
На третьем медальоне изображён момент, когда римлянин Марк Курций, верхом на лошади, в доспехах и с оружием в руках, направляется в огнедышащую яму, образовавшуюся на Форуме после землетрясения (по некоторым источникам: в 362 году до н. э.), чтобы успокоить гнев подземных богов, принёся им в жертву – по вещанию оракула – самое ценное из того, что есть у Рима. Марк Курций, заявив согражданам, что самое ценное – оружие и мужество, таким образом погибает. И боги приняли жертву – закрыли яму на Форуме, восстановив спокойствие в Риме.
«Марк Курций».
Мастер украсил своё изделие из благородного металла достойными изображениями – иллюстрациями к классической истории благородных поступков в окружении чудесных созданий природы.