|
|
МНЕМОСИНА — А.К.Модильяни — Анна Ахматова. Париж (1911)
|
Альманах рукописей: от публицистики до версэ • Сетевое издание Эссе-клуба ОМ |
|
Амедео Модильяни |
МНЕМОСИНА • ΜΝΗΜΟΣΥΝΗ •
|
Анна Андреевна
АХМАТОВА
Поэт
11.VI {23.06}.1889 — 05.III.1966
|
ПОСВЯЩЕНИЕ
Анна Ахматова на рисунке Амедео Модильяни –
одна из шестнадцати графических работ итальянского художника, сделанных им в 1911 году в Париже и подаренных Анне Ахматовой (в то время – Анне Горенко-Гумилёвой).
Амедео Модильяни
Анна Ахматова.
Париж
Амедео Модильяни.
Анна Ахматова. Париж.
1911 г.
бумага, карандаш : 26.5×42.5 см
Отрывок из автобиографической заметки Анны Андреевны Ахматовой «Амедео Модильяни».
Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, – эти рисунки дарил мне. Их было шестнадцать. Он просил, чтобы я их окантовала и повесила в моей комнате. Они погибли в царскосельском доме в первые годы Революции. Уцелел тот7), в котором меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие “ню”…
<…>
[ Анна Ахматова]
Болшево, 1958 - Москва, 1964
7) Известный искусствовед, мой друг Н. И. Харджиев посвятил этому рисунку очень интересный очерк, который приложен к этой статье.
Эссе Николая Харджиева «О рисунке А. Модильяни», на которое Анна Ахматова указала в примечаниях к своей заметке (см. выше).
В длинном ряду изображений Анны Ахматовой, живописных, графических и скульптурных, рисунку Модильяни, несомненно, принадлежит первое место. По силе выразительности с ним может быть сопоставлен только “скульптурный” стиховой образ Ахматовой, созданный Мандельштамом (1914):
Вполоборота, о печаль,
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.
Небезынтересно отметить, что “Ахматова” Модильяни имеет случайное, но почти портретное сходство с его перовым рисунком, находившимся в собрании д-ра Поля Александра – Мод Абрантес, пишущая в кровати. В стилистическом отношении эти произведения чужды друг другу и характеризуют различные этапы эволюции художника. Беглый набросок с натуры, заставляющий вспомнить гениальные кроки Тулуз-Лотрека, портрет Мод Абрантес (1908) нарисован за год до встречи Модильяни со скульптором Константеном Бранкюзи. Как известно, под воздействием Бранкюзи, Модильяни увлёкся негритянским искусством и в течение нескольких лет занимался скульптурой. Портрет Ахматовой, относящийся к этому периоду, трактован художником как фигурная композиция и чрезвычайно похож на подготовительный рисунок для скульптуры. Здесь Модильяни достигает необычайной выразительности линейного ритма, медлительного и уравновешенного. Наличие художественной формы монументального стиля позволяет этому небольшому рисунку выдержать любые масштабные вариации.
Дружба с Бранкюзи, одним из основоположников абстрактного искусства, не увела Модильяни в область отвлечённого формального экспериментаторства. В эпоху гегемонии кубизма Модильяни, не боясь упрёков в традиционализме, остался верен образу человека и создал замечательную портретную галерею современников. На всём протяжении своего пути он не утратил живой связи с художественной культурой итальянского Ренессанса. Об этом можно прочесть и в воспоминаниях друзей художника и в работах исследователей его творчества.
Поэтому нет ничего неожиданного в том, что образ Ахматовой перекликается с фигурой одного из известнейших архитектурно-скульптурных сооружений XVI столетия. Я имею в виду аллегорическую фигуру “Ночь” на крышке саркофага Джулиано Медичи, этот едва ли не самый значительный и таинственный из женских образов Микеланджело12). К “Ночи” восходит и композиционное построение рисунка Модильяни. Подобно “Ночи”, фигура Ахматовой покоится наклонно. Постамент, с которым она составляет единое конструктивное целое, повторяет дугообразную (расчленённую надвое) линию крышки двухфигурного саркофага Медичи. Но в отличие от напряжённой позы “Ночи”, как бы соскальзывающей со своего наклонного ложа, фигура на рисунке Модильяни статична и устойчива, как египетский сфинкс13).
По свидетельству Ахматовой, у Модильяни было весьма смутное представление о ней, как о поэте, тем более что тогда она только начинала свою литературную деятельность. И всё-таки художнику с присущей ему визионерской прозорливостью удалось запечатлеть внутренний облик творческой личности.
Перед нами не изображение Анны Андреевны Гумилёвой 1911 года, а “ахроничный” образ поэта, прислушивающегося к своему внутреннему голосу.
Так дремлет мраморная “Ночь” на флорентийском саркофаге. Она дремлет, но это полусон ясновидящей.
[ Николай Харджиев]
4 мая 1964
12) Микеланджело посвятил своей “Ночи” четверостишие, переведённое на русский язык Тютчевым.
13) По прочтении этих строк А. А. Ахматова вспомнила, что в одной из бесед с ней Модильяни упомянул Микеланджело: “Великие люди не должны иметь детей”, – сказал Модильяни. – “Смешно быть сыном Микеланджело”.
1. Николай Иванович Харджиев (1903–1996) — русский писатель, историк литературы и искусства, коллекционер.
2. Харджиев Н.И. О рисунке А. Модильяни // День поэзии. 1967. — Ленинград : Советский писатель. Ленингр. отд-ние, 1967. — С. 252-253.*
* День поэзии. 1967 : альманах / сост.: С. Ботвинник, П. Ойфа. — Ленинград : Сов. писатель. Ленинград. отд-ние, 1967. — 184 с. — 26.0×20.5 см. — 50000 экз. — (День Поэзии).
•
Редакция сборника
МНЕМОСИНА
АВТОР ПОСВЯЩЕНИЯ
Амедео Модильяни
(итал. Amedeo Clemente Modigliani)
(1884–1920)
• художник, скульптор.
Редакция сборника МНЕМОСИНА приглашает к участию тех, кто желает пополнить Собрание посвящений или дополнить эту публикацию другими материалами, связанными с историей создания посвящения, важными деталями и значимыми моментами творческой биографии писателя.
|
■
Опубликовано:
15 января 2015 года
Текст предоставлен корреспондентом. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 15.01.2015
|
|
|
|
|
Автор : Редакция сборника
— Каталог : МНЕМОСИНА
|
|
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
|
|
|
|
|