OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.25 · 08:13 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМKУТИЛОВ-А-МАГНИТ
Змызгова Л.А. — Фоносемантический анализ стихов А.П.Кутилова
.

ЭССЕ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ


Змызгова
Людмила Алексеевна
научный руководитель
научно-исследовательских работ обучающихся
Средней общеобразовательной школы № 95
с углублённым изучением отдельных предметов
(г. Омск)



Фоносемантический анализ
стихов А. П. Кутилова


Поэзия Аркадия Кутилова мало исследована. Те немногие работы о его творчестве, которые существуют, пока ещё не дают полного представления о значимости его произведений, тем более каких-либо серьёзных исследований, с точки зрения лингвистики, произведено немного.
В данной работе сделана попытка осознать эстетическую ценность языковых явлений в его творчестве, воспринять язык художественного произведения, войти в художественный мир литературного создания, посмотреть на его стихи филологическим взглядом.

Для фоносемантического анализа возьмём стихотворение А. Кутилова «Зимний лес».
1-я строфа – деревья застыли, всё недвижно, безрадостно и даже употребляется слово «белосмертный»… Холод, стынь, безжизненность – смерть. Это образы, возникающие при чтении первой строфы. С точки зрения фоносемантики проанализируем звуки, преобладающие в строфе: Д, – говорят о чём-то тяжком, о тьме; К, С – печальные; Р, Л, Н – тёмное, бездонное; А, Я – надежда, нежность. Лес, хотя и умер, но это временно, он просто переоделся в другую одежду, хотя и в «белосмертный халат».
2-я строфа ещё меньше вызывает радостных образов: старик «обречённый», «больничная палата», «доктор» – всё плохо, надежды на жизнь нет. Но последнее слово «медведь» готовит нас к перемене настроения. Снова многочисленные О и А; преобладание Д, Р, Е – грустных, но светлых; нежных И.
3-я строфа – слова «мнится», «кажется» говорят о том, что эта картина спокойствия не так уж и очевидна. Жизнь в этом лесу есть: «порхают синицы», «снегири на кустах». И огромное количество радостных звуков: И, А, О, У – это гимн жизни, движения, которого нет в 1-ой и 2-ой строфах. Общий звуковой фон этой строфы яркий, обнадеживающий… но жизнь сложна и полна противоречий: звуки Д, Т, Й, Х – печальные, а значит, это только проблески движения, а не само движение, явно виден резкий контраст между застывшим и живым.
4-я строфа – полная противоположность первым трём – гимн жизни, и слова живые: «сын», «живое», «щека». Звуки: Е, Н, Ч, Л этот гимн жизни подтверждают: тональность стихотворения: Ё, Н, И. Линии контрастных звуков образуют сложно переплетённый узор, пронизывающий всю звуковую ткань произведения.
В этом изображении картины зимнего спящего леса, в смешении фонетической формы и содержания стихотворения – гений Аркадия Кутилова.

ЗИМНИЙ ЛЕС

Стынут сосны и ёлочки,
лес не радует взгляд.
Лес оделся с иголочки
в белосмертный халат.

Как старик на кровати,
обречённый на смерть…
Как в больничной палате,
только доктор – медведь.

Это издали мнится,
это кажется так…
Но порхают синицы,
снегири – на кустах…

И к осинам щекою
прижимаясь, как сын,
слышишь, бьётся живое
в сердцевинах осин.
А.Кутилов


Зимний лес (фотография)

Исследуем это же стихотворение с точки зрения цветового значения звуков, т. е. цветозвукописи. Этот метод анализа применим к стихам, где есть цветовая лексика.
Сначала (по методике А. П. Журавлёва и С. И. Львовой) обозначим цветовые символы гласных звукобукв, именно они придают тексту цвет.
У каждого гласного звука (звукобуквы) есть свои цвета:
- Э (Е) – зелёный (на 1000 букв встречается 85 раз);
- О (Ё) – светло-жёлтый, белый (на 1000 – 109);
- Ы – тёмно-коричневый, чёрный (на 1000 – 18 );
- У (Ю) – тёмно-синий, фиолетовый (на 1000 – 35);
- И – светло-синий, сине-зелёный (на 1000 – 56);
- А (Я) – красный (на 1000 – 117).

Как считать стихи?
Для анализа берём строку стихотворения или целое стихотворение, подсчитываем общее количество звукобукв в строфе (или в тексте). За два считаем ударные звуки и логические в строке.
Берём норму (для 1000 б/з) и считаем подчёркнутые буквы и какую часть они составляют: норму или превышают норму.
Для подсчёта составляем таблицу, куда вносим все расчёты. Количество звукобукв делим на общее количество звуков в строфе, а если полученная цифра больше нормы, значит этот цвет преобладает в строфе. По результатам подсчёта в первой строфе все цвета в норме, т.е. неподвижны, небольшое преобладание белого цвета. Эта картина первой строфы подтверждается и её семантикой. Во второй строфе преобладает белый, но появляется, чуть-чуть, сине-зелёный. Звуки поясняют картину временной смерти леса, безмолвие, безжизненность. В третьей строфе впервые появляется красный, много сине-зелёного. Красный – цвет жизни, радости, красоты. Интенсивность белого уменьшается. Здесь уже противостоят два образа: жизнь и смерть: «больничная палата» – порхающие синицы, снегири». Автор убеждается в своей правоте – жизнь продолжается: «живое бьётся» – цвет пока ещё тёмный, коричневый – сердцевина, но уже сине-зелёный.
Итак, сделаем вывод: смысловой, фонетический и цветовой образы в стихотворении полностью совпадают.
Посмотрим, что представляет собой рисунок к стихотворению: зимний лес, белые ели, выглядывающие из-под снега зелёные иголки – белый, синий, красный, ствол осины – тёпло-зелёный, а внутри – живое…
Это же самое показал фонетический и цветовой анализ стихотворения. Для цветового анализа поэтического текста существует определённая методика.
В литературоведении известен подобный анализ стихов Блока, Тютчева, других классиков русской литературы.
Стихи Кутилова поддаются такому анализу, а значит – они тоже классика.

Анализ стихотворения
«Избушка лесничего. Вечер…»

Для анализа текста этого стихотворения применён очень интересный приём «этимологизации».
Этимологизация – это игра слов, состоящая в сопоставлении лексических единиц с созвучными корнями с целью конкретизации словообразовательного значения, фоносемантикой производящей основы, то есть установления внутренней формы художественного слова, истинной или мнимой, смыкающейся с экспрессивным словообразованием. Основанием для этимологизации является свойство нашего сознания, состоящее в том, что человек постоянно стремится ассоциировать слова или, говоря вообще, семантические значимые элементы языка, представляющие большее или меньшее формальное сходство, но при этимологизации внимание сосредоточено на внутренней форме – семантической и образной мотивации художественного употребления слова:
Дай шубу – а то зашибу;
плач – куропач, Гегель;
фарс – Маркс;
курим – Бакунин;
просьбе – просто;
Ницщ-ш-ше – (шипела) сказала змея.

«ИЗБУШКА ЛЕСНИЧЕГО. ВЕЧЕР…»

Избушка лесничего. Вечер.
Книжонка скользнула с руки…
Забудем все речи и встречи.
Послушаем голос тайги.

Пить-пить! – но помочь мы
бессильны, синичкину слыша мольбу…
– Дай шубу! – командует филин.
– Дай шубу, а то зашибу! Фу-бу!..

И вдруг – в этой сладостной неге
совсем человеческий плач:
– Ах, Гегель! да Гегель! да Гегель –
упорно зовёт куропач.

Умолк, успокоился будто.
Стыдится, наверно, за фарс…
Но тут принимается утка:
– Маркс! Маркс! Маркс!..

Мы слушаем, думаем, курим.
Клянём комариную звень…
А в согре далёкой – «Баку-у-унин!» –
Рыдает неведомый зверь.

Политика? В роще? Да бросьте!
Здесь просто – природа и я.
…Но утром на дальнем покосе
мне – «Ницш-ш-ше!» – сказала змея.
А.Кутилов


Арипов Филипп
Иллюстрация к стихотворению А.П.Кутилова
«Избушка лесничего. Вечер»
2009 г. (бумага, гуашь)

Образно-звуковой анализ
стихотворения «Чёрный лось»

Общий тон стихотворения – таинственно-печальный, – это подтверждают и звуки Е, Н, В, М – нежно-светлые, затем тональность меняется, появляются ноты грусти, которые усиливаются к 4-ой строфе – звуки Д, Т, Х, Г, Ж, Ы – минорные, тёмные.
С 4-ой строфы тон стихотворения более яркий, чётко выраженный – К [Е, Н, В] присоединяются И и Л… – тональности переплетаются и фонетическая форма сливается с содержанием.
5-ая строфа – взрыв эмоций, «костёр», жизнь, борьба, в ней и плач, и смех, удача и мучение [Л, З, Л, Ч] – их повтор отражает буйное торжество красок, эмоций, глубже ощущается звуковой контраст с гласными [О, Е, А] – их символика как бы вспыхивает в подсознании, окрашивая звуки: «костёр», «пламя», «занялось», «сразу», «сквозь», «глазом»…
Наличие большого количества многоточий указывает на многозначительность размышления, сильное чувство, возбуждённость, взволнованность. Многоточия указывают на значимость данных эмоций для поэта.

ЧЁРНЫЙ ЛОСЬ

Вновь я там, где простился с детством.
В милом детстве теперь я гость…
Синий воздух ломая с треском,
выйди из лесу, чёрный лось!..

Напугай меня белым рогом,
бей копытом в трухлявый пень,
закружи по лесным дорогам,
но верни мне из детства день.

Пусть откроет густой малинник
сотни алых пахучих тайн…
Золотистых озёрных лилий
звон волшебный услышать дай…

На заре прибредём к посёлку,
я тихонечко в дом войду…
Подожди за кустом, я только
спичек розовых украду.

В ночь – костёр! Да такой, чтоб сразу
небо пламенем занялось!..
Лось, не щупай сквозь листья глазом,
выйди из лесу, чёрный лось…
А.Кутилов


Зиновьева Юлия
Иллюстрация к стихотворению А.П.Кутилова
«Чёрный лось»
2010 г. (бумага, гуашь)

Графический анализ
стихотворения «Дым»

Русская графика располагает огромными возможностями в плане усиления образности текста стихотворения. Для анализа стихотворения «Дым» берётся приём необычного расположения строк. Этот приём графики показывает мастерство поэта, способность его создавать сложные и необычные по построению стихи, в которых форма и содержание совпадают, а иногда форма даже важнее. Дань увлечению формой стиха отдали многие художники слова.
Не избежал этого и Аркадий Кутилов, написав стихотворение «Дым».
Первое слово строки «космы» – 5 букв, второе – «дыма» – 4 буквы, третье – «дико» – 4 буквы, пятое слово – «вьются» – уже 6 букв, а шестая строка – три слова – 10 букв, «замарал» – уже меньше, 7 букв, а следующее слово «он» – вообще 2 буквы и так до конца стихотворения.

ДЫМ

Космы
дыма
дико
вьются.
Дым все небо
замарал…
Он
домой хотел
вернуться,
но –
дорогу
потерял!
А.Кутилов

Если нарисовать буквы и закрасить их, то получается вьющийся клубами дым, об этом же говорит и иллюстрация учащегося.


Арипов Филипп
Иллюстрация к стихотворению А.П.Кутилова
«Дым»
2009 г. (бумага, простой карандаш)

Окончательно расшифровав и уточнив строфу, мы восхищены красотой стихов Аркадия Кутилова.
Разные виды анализа помогают освоить истоки образности его поэзии, выразительности художественного текста, обеспечивают более глубокое его понимание, учат читателя восхищаться его словом, усваивать душою самобытность его языка, искать истинный смысл каждого слова.

Л. А. Змызгова

Впервые опубликовано:
Художественно-поэтический альманах «Чаша». Выпуск первый. – Омск : Дюма-студия, 2012. (ISBN 978-5-904931-01-8)
ЭССЕ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ → вернуться к Содержанию каталога

→ см. / скачать — Альманах «Чаша». Выпуск 1. 2012 — PDF · 11,86 Мб


Раздел "Исследователи и поклонники творчества А.П.Кутилова"  |►



Опубликовано:

23 июля 2013 года
Текст подготовлен к публикации редакцией проекта КУТИЛОВ • А • МАГНИТ


 
 
Автор : Змызгова Людмила Алексеевна  —  Каталог : KУТИЛОВ-А-МАГНИТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: философ, проза, публицистика, Аркадий Кутилов, Поэзия, поэт, А.Магнит, художник
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD