1976
* * *
Притягательность книги для читателя определяется тем, насколько уютно в книге, насколько нам хочется быть «там», есть холодную телятину с Тилем Уленшпигелем, ночевать с Дон Кихотом у старой мельницы, лежать в картонной коробке с оловянными солдатиками. «Уют» произведений можно разделить на категории. Частный, даже несколько обывательский уют в сказках Г.-Х. Андерсена, в «Трёх мушкетёрах», в рассказах В. Бианки и М. Пришвина. До чего же здесь уютно! Так бы и прожил всю жизнь в «Трёх мушкетерах» или в сказке Бианки «Мышонок Пик».
В рассказах К. Паустовского, А. Грина, Л. Андреева уют более масштабный. Хочется жить уже не в картонной коробке, а на берегу Паустовского Чёрного озера или с «Петькой на даче».
Уют Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского – это уют Петербурга, Москвы, имения Дубровского. Хочется жить в местах действия «Пиковой дамы», «Войны и мира», лермонтовского Кавказа…
Уют произведений Э. Хемингуэя – межконтинентальный. Хочется просто жить на Земле. Ведь она, наша милая планета, так уютна!
М. Горький, Д. Лондон, А. Серафимович, А. Толстой – «неуютные» писатели.
* * *
Главная задача художника – передразнивать природу.