Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2019.12.05 · 14:37 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМИЗОТЕКА
ИЗОТЕКА — Г.Ю.Мысливцева — Пространство и время Николая Бабина
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Галина Мысливцева
ИЗОТЕKА • IZOTEKA • • •
OM
Пространство и время
Николая Бабина
Творчество художника, рано ушедшего из жизни, всегда сохраняет в себе тайну невоплощённых образов, недосказанных слов. Тем более если художник работал не по традиционным общепринятым канонам, а искал новые средства выражения своих представлений о мире. К таким художникам относился Николай Бабин, жизнь которого связана с Омском. Здесь он родился и здесь умер, когда ему было всего 33.года, тут живут его родные, хранящие не очень большую коллекцию его работ. Наконец, в Омске остались его друзья – художники, для которых общение с Николаем Бабиным не прошло бесследно.
Четыре года назад была организована персональная выставка Н..Бабина в омском Доме актёра, затем она побывала в Новосибирске и Ереване. Однако интерес к творчеству этого художника не только не угас, но ещё и усилился, имя его стало обрастать легендами, а увидеть произведения Н..Бабина можно было только в старом деревянном доме его матери на Госпитальной улице.
Между тем, творчество Н..Бабина заслуживает большего внимания и глубокого искусствоведческого исследования. Выставка «Пространство и время Николая Бабина», открытая в Омском музее изобразительных искусств – первый шаг в этом направлении. На ней показаны живописные и графические произведения, принадлежащие семье художника и музею.
Попав в музейную среду, небольшие, ювелирно исполненные картины Н..Бабина органично в неё вписались. Они, действительно, очень «музейны» и по манере исполнения, и по колориту, напоминающему живопись «малых» голландцев, и по тематике, неразрывно связанной с искусством и духовным миром художника.
…Мчится на зрителя всадник в средневековых доспехах – благородный рыцарь из Ламанчи. На одной картинной плоскости с ним, но в других пространственных измерениях существуют старинные локомотивы, древнейшие каменные сооружения – мегалиты и юная пара на мотоцикле. Все элементы картины находятся как бы во взвешенном состоянии, нет чёткой пространственной ориентации, единой точки зрения. Взгляд погружается в картину, выхватывая отдельные, филигранно прорисованные детали, но сам предмет будто растворяется в пространстве.
В картинах Бабина нет законченности и определённости, все в них находится в движении: казалось бы, случайный затёк краски вдруг превращается в элемент пейзажа, взятого в другом измерении. Картины Н..Бабина насыщены до предела. Один пространственный слой перетекает в другой, резко меняются масштабы, соседствуют разные эпохи, изящные, художественно декорированные формы незаметно перерастают в детали бытовых коммуникаций. Многомерность пространственных построений вызывает ощущение бесконечности мира, непостижимости его тайн. Зрителю кажется, что он ещё многого не сумел разглядеть в этих небольших по формату картинах.
Возникает ощущение, что художник стремился вместить в одну картину и высказать сразу всё, что можно было бы растянуть на десятки отдельных тем и сюжетов. Видимо, прав был Б..Пастернак, когда писал, что причина образности, метафоричности художественного творчества кроется ещё и в том, что за короткое, отведённое человеку время, он стремится решить огромные и надолго задуманные задачи. Время, как и пространство, в картинах Н..Бабина сгущено, сконцентрировано. Прошлое и настоящее, сиюминутное и вечное – всё сливается в воображении художника.
Н..Бабин очень внимателен к конкретно-историческим деталям. Историей он увлекался с детства. Но если сначала это была история военная, давшая блестящее знание воинской амуниции и атрибутики, то впоследствии объектом пристального изучения стала история искусства: средние века и северное Возрождение, аристократичный XVIII.век и изысканный модерн, наконец, экспрессивный и аналитически-рассудочный ХХ.век с такими грандиозными фигурами, как Сальвадор Дали и Павел Филонов…
Одна из работ Н..Бабина названа «Вариации на тему “Мир.искусства”». Это чудесная фантазия, навеянная утончённой, божественно прекрасной графикой рубежа XIX-XX веков. Собственно, все его произведения являются вариациями на темы изобразительного искусства, музыки, литературы, мифологии, истории. Узнаваемые мотивы, знакомые по легендам, мифам и романам персонажи будят воображение зрителя и связывают произведение с целыми пластами культуры человечества.
Несмотря на «музейность» и «книжность», творчество Н..Бабина далеко от иллюстративности. Автор свободно интерпретирует известные сюжеты, связывает их с современностью, пропускает сквозь себя, при этом соединяя мотивы готики, рококо, модерна, классицизма. При этом он избегает эклектичности. Целостность произведений Н..Бабина обусловлена тем, что связь отдельных элементов в них рождается изнутри, продиктована их содержанием.
Как же постичь это содержание? Как расшифровать усложнённый язык живописи Николая Бабина? Очевидно, что сфера его интересов – это духовный мир человека. Образы Дон Кихота, Сизифа, Саломеи художник использует как символы нравственных, этических категорий. Добро, Зло, Красота, Глупость, Судьба, Коварство – вечные темы искусства. Николай Бабин увидел их глазами художника семидесятых годов ХХ века.
В призрачный, хрупкий мир красоты и гармонии вместе с реалиями современного неустроенного быта вторгаются экспрессия и гротеск, свойственные искусству ХХ.века. Приёмы сюрреализма с его эстетикой безобразного, парадоксальностью и холодной бесстрастностью изображения вносят в живопись Н..Бабина разрушающее начало. Его картины не успокаивают и не уводят от острых проблем современности. Прекрасное и уродливое, рождающееся и умирающее, органическое и механическое духовное и бесчеловечное – всё перемешано в подчёркнуто хаотичных композициях, как и в реальной жизни.
В 1970-е годы, когда работал этот художник, в советское искусство всё настойчивее начинали проникать неудовлетворённость окружающей действительностью, рефлексия, надломленность и мучительные поиски истинных ценностей. Наиболее острые формы проявления этих тенденций на фоне общего благодушия официального искусства казались чем-то неприятным, раздражающим и ненужным. Может быть, поэтому круг зрителей Николая Бабина был не очень широк. Но художник не изменял своим взглядам, продолжая писать сложные, «непонятные» картины, которые зачаровывают нас красотой, но и предупреждают о незащищённости добрых и светлых начал, о хрупкости жизни.
Галина Мысливцева.
 
Статья Галины Мысливцевой «Пространство и время Николая Бабина» опубликована в газете «Вечерний Омск» за 30 августа 1990 года и включена в Сборник трудов Г..Ю..Мысливцевой «Территория мечты» (Омск, 2014. — С. 161-162)*.
 
* Территория мечты : сборник трудов Г. Ю. Мысливцевой / сост.: Е. Дорохов,
А. Мысливцева, Е. Груздов, Г. Гурьянова ; оформ.: А. Лелякин. — Омск : [б. и.],
2014 ; [в тип. «Омскбланкиздат»]. — 384 с. : портр. — Библиогр.: с. 372-378
(113 назв.) и в конце ст. — 27.0×22.0 см. — 300 экз. — (Фотопортрет
Г. Ю. Мысливцевой [фронтиспис]: М. Пахотин). — ISBN 978-5-8042-0396-3.
 
Сборник трудов Г. Ю. Мысливцевой «Территория мечты» представлен в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (см. релиз / текст).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : [б. и.], 2014.
Е. Д. Дорохов, А. Б. Мысливцева, Е. В. Груздов,
Г. Г. Гурьянова.

Территория мечты.
Сборник трудов Г. Ю. Мысливцевой.
 
Опубликовано: 27 мая 2019 года.
Текст предоставлен издателем. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 06.12.2018.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : ИЗОТЕКА
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: ИЗОТЕКА, OMIZDAT, эссе-клуб, IZOTEKA, альманах
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD