Улыбающиеся куклы Татьяны Васильевой вернули их создателю веру в жизнь.
Когда врачи поставили диагноз и стало ясно, что впереди перевод на инвалидность, Татьяна Васильева думала, что жизнь кончилась. С работы пришлось уйти, получив раньше срока статус пенсионерки. В поисках какого-нибудь занятия, чтобы прервать начавшуюся депрессию, Татьяна наткнулась на работы художников, занимающихся авторскими куклами. И на третий день своей внезапной пенсии она, не имея никаких творческих навыков, начала делать первую куклу.
Работать старалась каждый день. Хоть немного, но продвинуться вперёд. Днём – хождение по больницам и социальным службам, вечером – творчество, ставшее для неё самым эффективным лекарством. Глядя сегодня на своё первое произведение, Татьяна, конечно, замечает недостатки. Но то, что сделал для неё этот красно-синий, ещё неуклюжий, но улыбчивый Джокер, перекрывает всю критику.
Сваляйте мне нос!
Недавно к Татьяне обратилась знакомая, собиравшаяся на защиту диссертации в Петербург к одному крупному отоларингологу. Мол, доктор коллекционирует носы – такая вот дань профессии. Хочется ему приятное сделать. Сваляйте для него нос! Разные носы у него есть, а вот валяного нет…
Татьяна просьбу выполнила. Нос, причём скопированный с носа самого доктора, сваляла, используя технику фелтинга. Но как-то слишком одиноко нос, хоть и большой, с чёрными шерстяными усами, смотрелся без всего остального. Татьяна разыскала фотографию отоларинголога и сделала его уменьшенную кукольную копию, а усатый нос поставила рядом.
За те три года, что Татьяна Васильева занимается авторской куклой, она создала десятки самых разных персонажей. Большинство разъехалось по квартирам друзей и знакомых и по омским компаниям, став украшением интерьера. Многие перекочевали в другие страны. Продажа – не цель. Цель – собственное удовольствие.
В самом начале Татьяне очень помогли занятия с художницей Ариной Новиковой, специализирующейся на авторских куклах.
«Эмоции от этих занятий стали какими-то по-новому положительными. Вот я вылепила и запекла голову, ручки куклы, сделала каркас, стала наматывать синтепон. Постепенно получается человечек. Держишь его в руках, ещё не одетого, но с весомым телом – такой восторг испытываешь! Столько идей начало приходить – я ведь теперь кого угодно сотворю», – говорит Татьяна Васильева.
Параллельно с творчеством она продолжала решать свои жизненные проблемы, заниматься хозяйством. И жить с куклами при этом ей стало гораздо легче.
Психологи советуют: при неприятностях думайте о хорошем, переключайтесь на позитив. Татьяна переключила на позитив и себя, и своих кукол: все до одной – они улыбаются. Кто как может, но каждая – с улыбкой, внешней или внутренней. Ни одного злого лица Татьяна Васильева за три года не сделала.
Рассказывает даже, что когда её дочь – будущий дизайнер – защитила диплом, индеец Агима, стоящий на полке с относительно нейтральным, как и положено индейцу, лицом, улыбнулся. Даже кукла не удержалась, чтобы разделить с людьми их маленькую радость.
Ружьё из духовки
Чем больше Татьяна Васильева занимается куклами, тем больше находит способов, как и из чего можно их сделать. Так появился дракон Илларион, которого художница скрутила из туалетной бумаги.
«Сначала я купила самую дорогую – хотела, чтобы как можно красивее получилось. Ерунда всё это! Набережные Челны – вот где производят лучший продукт. Фактура – выигрышная, бумага – что надо. Я накрутила её на каркас, подкрепляя клеем, потом загрунтовала и покрасила. На всё ушло меньше рулона, а кукла получилась крепкая и необычная, – говорит Татьяна и тут же показывает на стоящего кукольного мужичка – таёжного охотника. — Вот, например, ружьё у него. Как вы думаете, из чего? (Умело переданная фактура на самом деле напоминает настоящий деревянный приклад и металлический ствол, только очень маленькие. — В..К.) Ружьё выпечено в духовке из пластика и проволоки. Я мужу тогда сказала: «Ты видел где-нибудь такую женщину, которая может в духовке ружьё испечь?»
Муж творчество супруги оценил, как полагается, и тут же сам стал заказчиком – попросил сшить ему дикого кота манула. Зверь должен получиться благородным, так что никаких обрезков старых шуб. Мех в магазине заказчик выбрал лично. Пусть искусственный, но зато новый и такой же мягкий, как кошачий. Мордочка – из свалянной шерсти, глаза – из запечённого пластика. И вот отнюдь не крошечный манул, которого торжественно окрестили Себастьяном, занял своё место на полке.
Рыжий восьмикилограммовый кот Макс (результат народной селекции, как шутит о своём питомце Татьяна) наблюдал за процессом рождения манула настороженно и явно усмотрел в нём соперника. Воспользовавшись моментом, пока хозяйка была занята делами, он успел изрядно повалять манула по квартире. Себастьян в ответ хранил молчание. Видимо, простил собрата.
«В природе манулы достаточно злые. А наш получился добрым», – улыбается Татьяна.
Оставшийся от манула кусок шерсти пошёл на изготовление ежа-путешественника, держащего в лапках маленькое яблоко в виде глобуса. А роскошные усы для ежа пожертвовал Макс.
Васёк да Пуся
К котам у Татьяны душа лежит особо. Увидев по телевизору рекламу средства от аллергии, в которой кот наводил на людей ужас, появляясь на пороге с букетом цветов и авоськой апельсинов, она сваляла персонажа по имени Васёк. Васёк никого не пугает и аллергию не вызывает – только улыбку.
В сибирский костюм художница нарядила кошку Пусю, в качестве груза дав ей в лапы саночки с маленьким мамонтёнком. На кошкины рукавички пошли старые детские носки. Варежки художница посадила на резиночку и вышила на каждой по крошечной снежинке.
Скрупулёзная работа отнимает безумное количество времени. Но его не жалко, когда цель – получить задуманный результат. Причём, если кукла, созданная руками человека, дополняется готовыми аксессуарами, купленными в магазине, она уже перестаёт быть авторской. Так что для чистоты эксперимента – всё своим трудом.
За три года работы Татьяна шесть раз выставляла своих кукол на разных выставках. В прошлом году написала книгу об омской авторской кукле. А этой весной приняла участие в выставке «Карнавал Арлекина» в театре кукол.
В числе героев, представляющих мир комедии дель арте, был и её кот Капитан Спавента, по-фирменному крутящий лапой ус. На создание этого персонажа у неё ушёл почти весь март. Оно и неудивительно: где март – там и коты.
На возражения тех, кто удивляется, как можно взрослому человеку столько времени тратить на кукол, Татьяна отвечает: «Кукла – это наше подобие. Вы создаёте себе друга, вы не одиноки. Необязательно мысленно её оживлять. Она и так поможет, оставаясь просто куклой. Только образ надо выбирать позитивный. Я заметила: когда лепишь весёлую куклу – сам начинаешь улыбаться, настроение поднимается. Кроме того, делая кукол, ты внимательнее наблюдаешь за людьми, учишься лучше их понимать и прощать, становясь добрее и здоровее».
Очерк Валерии Калашниковой «Творец кого угодно» об увлечении Татьяны Васильевой опубликован под рубрикой «Сделай сам» в еженедельном информационно-аналитическом журнале «Семь» № 25 от 7 августа 2013 года (стр. 54-55)*.
Журнал «Семь» № 25 на 2013 год размещён в библиофонде открытого библиографического собрания НООБИБЛИОН (см. текст).
В открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН представлена книга Т. А. Васильевой «Авторская кукла в Омске» (см. релиз / текст).