Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2017.10.22 · 21:09 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
ИЗБОРНИК — В.В.Гопко — Человек без комплексов
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Владимир Гопко
ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
ОМ
Человек без комплексов
Если ранее философы усматривали причины социальных кризисных явлений в негативных изменениях, происходивших в глубинах человеческой души, то в наши дни кризисы связаны, прежде всего, с измельчанием, а в ряде случаев – даже с полным исчезновением этих самых глубин (речь отнюдь не идёт о современном экономическом кризисе, но скорее о кризисе человеческого в человеке, который – то усиливаясь, то слабея – переживает человечество в ходе всей своей истории). Душа некоторых современников предстаёт некой поверхностью (пусть иногда блестящей), под которой ничего нет. Даже в церковь такие люди приходят, следуя моде, не столько помолиться, сколько отметиться.
Отсутствие упомянутых глубин подтверждается, на наш взгляд, стремлением значительного числа людей освободиться от так называемых комплексов. Фраза “Я – человек без комплексов!” звучит нередко и произносится с гордостью и самодовольством. Причём речь явно не идёт об отсутствии каких-либо болезненных состояний души или ущербных черт характера, мешающих общаться с окружающими.
Что же понимается под “отсутствием комплексов”?
Размышления на эту тему и наблюдения действительности позволяют предположить, что “человек без комплексов” – это человек, который мало чего стыдиться, который не упустит своего (так сказать, умеет жить), который не будет долго думать, если ему придётся пожертвовать ради достижения цели кем-нибудь или чем-нибудь (например, “так называемой” дружбой), но главное, “человек без комплексов” – это тот, кто не любит размышлять, не любит опускаться в глубины сознания, поскольку глубина замедляет скорость движения мысли (даже очень коротенькой), а скольжение по гладкой поверхности – ускоряет, и, размышляя таким образом, можно быстро приблизиться к цели.
От “комплексов” нередко стремится освободиться не только примитивный, но много мнящий о себе обыватель (скажем, сын богатых родителей, любящих своё дитя слепой любовью), но и человек, так сказать, государственный, от действий которого зависят судьбы людей. Встречаются “бескомплексные” члены правительства, стражи правопорядка, законодатели, прячущие свою “бескомплексность” за государственные тайны и национальные интересы.
Отказ от “комплексов” – это не только следование поведенческой моде, это – определённая жизненная позиция. Но всякая жизненная позиция ориентируется на систему ценностей, и если немалое количество людей хочет отречься от “комплексов”, можно предположить, что общественная система ценностей опрокинулась – всё перевернулось вверх дном, в результате чего обитатели дна общества вдруг превратились в его элиту. По этой причине преступники становятся героями и с ними водят дружбу полицейские и чиновники, хулиганов и жуликов называют заморскими терминами и ничего не могут с ними поделать, а какие-то стриженые в тёмных очках, лениво жующие резину, выводят девушек, а нередко – и совсем молоденьких девочек на панель. Негодяев надо бы отдать под суд, но многие служители закона – тоже люди без “комплексов”.
Можно предположить, таким образом, что “комплексы” и являются глубинами человеческой души, представляя собой устойчивые образования, взращенные тысячелетним «противоестественным” отбором культурного развития; например, “комплекс совести”, “комплекс ответственности”, “комплекс сострадания” и другие подобные “комплексы”. Избавляясь от “комплексов”, человек в итоге может освободиться от самого обременительного из них – “комплекса разума”.
«Разум, которым наделено существо, – утверждал И..Кант, – это способность расширять за пределы природного инстинкта правила и цели приложения всех его сил; замыслам его нет границ» [: Кант И. Критика практического разума // Антология культурологической мысли. — Москва : Издательство РОУ, 1996.].
Если принять это определение разума, то неразумностью можно будет назвать отсутствие у существа названной Кантом способности и его (существа) стремление приложить все силы и избрать цели исключительно в “пределах природного инстинкта”.
Но если “неразумное существо” умеет, всё-таки, избирать цели и направлять силы на их достижение, мы можем говорить о наличии у этого существа воли. В этом случае, мы имеем дело с индивидом, мыслительные способности которого ограничены природными инстинктами. Это – человек без “осмысливающего мышления” (по терминологии немецкого философа Хайдеггера), но человек с волей. Воля его направляется на удовлетворение природных потребностей, но в конечном итоге – на создание такой жизни, в которой эти потребности удовлетворяются с лёгкостью и в полном объёме. В жизни этой, как говорит обыватель, “есть всё”. Но если в жизни человека есть всё, что ему угодно, такую жизнь вполне можно назвать “райской”. Если же представить, что для кого-то “райская жизнь” стала реальностью (не важно, в силу каких причин), то для такого индивида отпадёт необходимость ещё в одном “комплексе” – “комплексе” самой воли, поскольку это свойство сознания проявляется в основном тогда, когда человеку приходится преодолевать внешние или внутренние препятствия.
Остаётся ещё один способный тревожить душу “комплекс” – память. Но если жизнь человека – череда развлечений и удовольствий, то помнить, собственно говоря, ни о чём не надо, так как удовольствия и развлечения постоянно присутствуют в настоящем.
Следует заметить, что избавление от “комплексов” не является, как может показаться, опрощением до уровня животной части природы человека. Человек, претендующий на “бескомплексность”, не способен вернуться к этой части, не порывая с обществом, но на разрыв с ним он пойти не хочет, поскольку отказ от “комплексов” – это не просто уход от морали, совести, жалости к людям и тому подобным “мелочам”, это своего рода демонстрация себя – “оригинального”, “свободного” и даже “избранного”.
К тому же, “человек без комплексов” не способен нисходить до уровня животного, исключая известные случаи “Маугли”, – он опускается значительно ниже, ему не удаётся остановиться на уровне очарования и непосредственности, которые свойственны животным. Слово “существо” к нему также не подходит, так как в существе есть всё-таки какая-то сущность. Таким образом, полное отсутствие “комплексов” – это тяжелейшая душевная болезнь, опустошающая сознание и выдающая себя за розовощёкое, весёлое здоровье. Конечно, человек, освободившийся от “комплексов”, может чувствовать себя счастливым, но его счастье – это счастье хохочущего Нечто.
Владимир Гопко
Омск, 2008
 
Опубликовано:
8 мая 2014 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 08.05.2014
 
 
Автор : Гопко Владимир Васильевич  —  Каталог : ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного механизмов и инструментов).
—  tags: альманах, ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ, эссе-клуб, OMIZDAT
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD