Альбом «Игорь Санин» – первое презентативное издание, посвящённое творчеству заслуженного художника России Игоря Александровича Санина.
Его иллюстративная часть включает более ста лучших произведений акварельной живописи мастера, выполненных почти за три десятилетия – середина 1990-х - 2010-е годы. В искусстве художника это наиболее яркий и плодотворный период, связанный с активными поисками, экспериментами и открытиями новых пластических идей и выразительных средств акварели. Искусство Санина, сохраняя и продолжая лучшие традиции советских мастеров-акварелистов 1960-1980-х годов, уверенно в эти годы прокладывало путь новым тенденциям развития современной российской акварели. Прежде всего это проявилось в стремлении к созданию картины, композиции монументального звучания в технике, которая чаще всего использовалась для работы над произведениями камерного характера.
В технике акварельной живописи Игорь Санин начинает работать в конце 1980-х годов. Уже сложившийся в профессиональном плане художник – живописец, график, дизайнер, успешно пробующий себя во многих областях творческой деятельности, он увлёкся акварелью – «строптивой и своенравной». Увлёкся, как говорит сам художник, сначала из любопытства, потом от злости – «трудно шла в руки акварель». Преодоление технических сложностей, постижение особенностей материала, творческий азарт сделали своё дело. Акварель навсегда стала техникой, у которой, как мне кажется, «санинский характер» и его настроение.
Настоящий успех к Санину пришёл в начале 2000-х годов. Его масштабные персональные выставки в Омске – «Пейзажа тайный смысл» (2000.г., Омский музей изобразительных искусств имени М..А..Врубеля) и «Акварель. Вариации на тему…» (2001.г., Дом художника) – убедительно показали: в Омске работает мастер, который способен изменить наше традиционное отношение к акварели. Некоторыми своими произведениями он абсолютно разрушал стереотипы на уровне стилистических приёмов «старой доброй акварели» и значительно расширял её жанровые границы. В экспозиции Санин представил зрителю не только пейзаж – жанр, характерный для его творчества, но и станковые иллюстрации – М..А..Булгаков «Мастер и Маргарита» (серия «Читая Булгакова», 1999-2000.гг.), натюрморт, «формальные» композиции. Впервые на этих выставках Санин заявил о себе в новом жанре – импровизация. Это были необычные произведения по композиции и по колористическим разработкам. Созданные в постмодернистской стилистике, они на ассоциативном уровне настраивали на философские размышления о вечных проблемах бытия: рождение, смерть, духовные поиски… Его акварели «Конец XX века» (1999.г.), «На рубеже веков» (1999.г.), «Рождение света» (2000.г.), «Возрождение» (2000.г.), «Морская раковина» (1998.г.), «Импровизация на тему “Старый самовар”» (1999.г.), «Рак» (2001.г.) и другие стали новой страницей в творчестве художника, во многом определив вектор развития его искусства в последующие годы. Новые работы художника вызвали не просто искренний интерес, внимание коллег и зрителей, имеющих свой опыт общения с классической акварелью, но и любопытство, возможно, даже некоторое недоверие. Возникали вопросы: «А всё ли здесь, как говорится, “чисто”. Всё ли так уж у художника акварельно?..»
|
Игорь Санин.
«На рубеже веков».
1999 г.
бумага ; акварель : 60.3×50.5 см
Не скрою, именно эти выставки заставили и меня взглянуть на творчество Игоря Санина – художника, давно знакомого и уважаемого, по-иному. Привлекали не только его оригинальные художественные идеи, остросовременный и выразительный язык его произведений, но и творческий импульс мастера, способного к внутреннему развитию, глубоким размышлениям и пластическим обобщениям. Его акварельные картины давали серьёзный повод для обсуждения многих профессиональных и духовных проблем современного искусства.
Работая над концепцией альбома, вместе с художником мы стремились создать тот визуальный ряд, который наиболее полно отражает не только главную тему его творчества и особенности искусства в различные временные и социальные периоды, но и его мировоззренческую позицию. Такие понятия, как мировоззрение или гражданская ответственность, в отношении Санина и его творчества далеко не пустые слова, об этом говорят его картины, созданные в жанре традиционного русского пейзажа.
В альбом включены произведения конца 1980-х - 1990-х годов, которые тематически можно объединить в цикл под названием «Сибириада». Это акварели, созданные художником по материалам, собранным во время творческих поездок по сибирской глубинке: северу Омского Прииртышья и Восточной Сибири. «Северный посёлок» (2005.г.), «Утро в рыбачьем посёлке» (2005.г.), «Северное болото» (2006.г.), «На реке Сосьве» (2008.г.), «Свидетели прошлого» (2012.г.), «На краю деревни» (2012.г.) и другие. Следует внимательно вглядеться в эти акварельные картины, чтобы понять: творчество – реальная возможность для художника показать современному человеку не только красоту богатейшего сибирского края, но и драматическое состояние «сегодняшней» природы. Не случайно в искусстве Санина проблема экологии природы – одна из животрепещущих: «Сухие деревья» (1998.г.), «Чёрное болото» (2001.г.), «В краю Ханты-Мансийском» (2006.г.), «В таёжном краю» (2012.г.).
|
Игорь Санин.
«В таёжном краю».
2012 г.
бумага ; акварель : 58.3×74.5 см
Не оставляет равнодушным и цикл работ, посвящённый сибирской деревне с её разрухой и одиночеством человека – «На краю» (1995.г.), «Заросшие ворота» (2012.г.), «Разрушенное гнездо» (2012.г.). В контрастах гармоничного природного начала и «цивилизации» современной действительности художник воплотил глубоко волнующие его чувства и размышления о Сибири на пороге XX-XXI столетий.
Игорь Санин.
«На краю».
1995 г.
бумага ; акварель : 50.0×58.5 см
При всём многообразии тематических интересов Санина главная тема его творчества – сибирский пейзаж. Не случайно в альбоме пейзажные акварели выходят на первый план. Игорь Александрович – пейзажист по своему характеру, по мироощущению. Он художник со светлым и гармоничным отношением к окружающему миру. Это, как я поняла, у художника из детства… Он несуетный человек, и это чувствуется в самом выборе пейзажных мотивов. Они, как правило, не отличаются внешними эффектами. Ценно здесь другое – живое дыхание природы, её энергия, внутренняя динамика развития. Не случайно художнику так удаются пограничные состояния природы: рождение нового дня, наступление вечера, смена времени года… «Оттепель» (1997.г.), «Утро на пруду» (1998.г.), «Сиреневый вечер» (1999.г.), «Скоро Ильин день» (2000.г.), «Апрель» (2000.г.), «Конец сентября» (2004.г.) буквально пронизаны глубоко поэтичным отношением к неброским сельским пейзажам.
Сибиряк по рождению, художник тонко чувствует своеобразие природного ландшафта своей малой родины, хотя он и не пишет панорамные пейзажи. Его интересует конкретный уголок природы. Однако художник находит средства выражения, которые позволяют эту конкретику перевести в иную категорию. Он создаёт при внешней узнаваемости изобразительного объекта обобщённый художественный образ, в котором нет места мелочной детализации или фотографическому натурализму.
Пейзаж в творчестве Санина, как мне кажется, глубоко личная тема. Вдохновение художника рождается пленэром. На природе в окружение света и воздуха рождался и творческий метод художника. Основанный на опыте и традициях реалистической школы, он не терпит случайных эффектов. В основе композиции – всегда работа на натуре. Эскизы, наброски, этюды… Это тот необходимый рабочий материал, который концентрирует впечатления от натуры и лежит в основе практически любой его акварельной картины. Работа над композицией, как правило, продолжается в мастерской и включает весь спектр профессионального опыта. Главное – воплотить тот художественный образ, который вызван его размышлениями и эстетическим чувством. Санин уверен: гармония – высший смысл искусства. Он ищет гармонию в природе и стремится воплотить в произведениях.
В своём творчестве Санин воплотил традиционную для русской живописи, начиная с А..К..Саврасова, И..И..Левитана, В..Д..Поленова, линию – «пейзаж настроения». «Дождь в осеннем лесу» (1990.г.), «Осенняя гроза» (1996.г.), «Апрель» (2000.г.), «Холодная осень» (2003.г.), «Конец февраля» (2010.г.) – это картины, в которых убедительно передано ощущение жизни природы в её таинственных и зыбких мгновениях бытия.
Игорь Санин.
«Апрель».
2000 г.
бумага ; акварель : 50.3×60.8 см
В структуре альбома нет чёткой хронологии, тем не менее мы стремились запечатлеть главные этапы развития акварельной живописи Санина. Увидеть ретроспективу всегда важно по одной простой причине: визуально можно понять, точнее, почувствовать главные точки отсчёта творчества мастера. Мы уже говорили о том, что в конце 1990-х годов в творчестве Санина появились темы, для раскрытия которых он начал использовать более динамичные и внутренне раскованные художественные приёмы. Не только натюрморты или акварельные импровизации, такие, как «Морская раковина», «Рак», «Импровизация на тему “Старый самовар”», но и пейзажи в это время приобретают ярко выраженный индивидуальный характер. Работы эти наполнены декоративным звучанием цвета, музыкальным ритмом, особым артистизмом исполнительского мастерства. Сама акварельная техника становится более выразительной благодаря разнообразию фактурных разработок. Художник часто использует приём цветового контраста, который ритмически организует картинное пространство, усиливает эмоциональное его восприятие. Все эти, казалось бы, чисто формальные приёмы у Санина «работают» органично и связаны с его творческими задачами.
В 2005 году художник создаёт серию работ в технике гризайль – «Игра с бумагой». Композиции эти можно воспринимать как своеобразные инсталляции на заданную формальную тему. Однако за этой интеллектуальной игрой смыслов чувствуются серьёзные пластические задачи. Их воплощение потребовало от художника точной аналитической работы с объектом. Результат, тем не менее, удивил своей непредсказуемостью, поскольку лепка формы пятном способна не только подчеркнуть конструкцию рисунка, но и выявить удивительный мир фантазии художника. Этот мир, основанный на реальных предметных ассоциациях, вызывает потребность включиться в предлагаемые художником обстоятельства игры с формой и её превращениями.
Завершая своеобразную презентацию творчества Игоря Санина, нельзя не обратиться к его акварельным работам последних лет. В искусстве художника 2010-е годы наполнены удивительной энергией созидания. Он много путешествует, открывая поистине благословенные уголки природы, способные удивлять подлинной красотой и величием! Хакасия, Башкирия, север Омской области… Свои впечатления он воплощает в сериях работ «Камни Башкирии» (2009-2012.гг.) и «Хакасия» (2012.г.). Санин создаёт живописные вариации на тему в искусстве вечную, открытую ещё древними восточными мудрецами: горы, воды, земля и небо… Может быть, наиболее полно он выразил свои мысли о духовной сущности мироздания в композиции «На пути к горе Иремель» (2010.г.). Графика рисунка, построенная на сложных цветовых контрастах больших плоскостей-кристаллов, плотная фактура акварельной живописи выявляют энергию древнего камня. Монументальность звучания композиции наделяет её почти сакральным смыслом. Как всё, что создаёт Санин в Башкирии, используя материал натурных эскизов, картина «На пути к горе Иремель» глубоко символична. Однако смысл символики у Санина неоднозначный. Он, можно сказать, создаёт современную мифологию, основанную на традиционных культурных ценностях. Восприятие картины во многом зависит от способности зрителя использовать свой жизненный и ассоциативный опыт.
|
Игорь Санин.
«На пути к горе Иремель».
2010 г.
бумага ; акварель : 52.0×71.0 см
Писать о творчестве современного художника – задача непростая. Слишком велик соблазн впасть в комплиментарность. Для объективности суждений часто не хватает дистанции во времени. Однако необходимо отметить как состоявшийся факт: на фоне общего развития современной российской акварели имя заслуженного художника России Игоря Санина занимает одно из лидирующих мест. За плечами художника многие десятки престижных выставок, в том числе и международных. Санин – желанный гость музейных и выставочных залов во многих городах Сибири и Европейской России. Он победитель профессиональных конкурсов, имеет многочисленные награды за большой вклад в развитие отечественного искусства. Всё вышесказанное характеризует Санина как художника целеустремлённого, профессионально успешного, вполне состоявшегося в искусстве. Однако его творческая биография гораздо богаче таких определений. Художник в третьем поколении, что само по себе, как мне кажется, очень ответственно, Санин своим творчеством достойно представляет Сибирь в контексте развития современного искусства.
Статья Галины Севостьяновой «Игорь Санин: “Акварель. Вариации на тему…”» о творческой деятельности заслуженного художника России Игоря Александровича Санина завершает материалы альбома «Игорь Санин» (Омск, 2013. — С. 174-176)*.
В открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН представлен альбом «Игорь Санин» (см. релиз / текст).