Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2018.12.12 · 12:28 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
ИЗБОРНИК — Э.Т.Кадырова — Отражённый мир Георгия Кичигина
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Эльвира Кадырова
ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
OM
Отражённый мир
Георгия Кичигина
Вот уж никогда не думала, что буду сидеть и тупо смотреть на чистый лист, не зная, что сказать о самом известном омском художнике. Столько уже и сказано, и написано о нём, в том числе и автором этих строк. И понятно, что Кичигин феноменален уже тем, что в советское время практически один представлял современное искусство Сибири в Государственной Третьяковской галерее, и что он единственный в городе (после Либерова) член-корреспондент Российской академии художеств. Но, наверное, не только в этом дело. А тогда – в чём?
Автопортрет на фоне времени
Фирменный, узнаваемый с первого взгляда кичигинский стиль соединил в себе подробность письма старых голландских мастеров, приёмы гиперреализма, возникшего в европейском искусстве середины прошлого века, и парадоксальные фантастические детали, позаимствованные у любимых художников – Дали, Магритта, Босха. Притчевость, метафоричность и при этом ярко выраженная социальная тематика – вот чем в первую очередь притягательны работы Кичигина. Художника интересует всё, что происходит вокруг него – окрест. Так, кстати, называлась его юбилейная выставка, объехавшая недавно всю Сибирь. Не просто интересует – волнует, тревожит. Как-то я спросила Георгия Петровича, зачем ему, такому уже маститому и знаменитому, участие в конкурсах вроде «Мой.город» или «Лучшее художественное произведение года». «Надо смотреть на себя со стороны, сверяться со временем», – ответил он.
Сверился, и вот – появились «Симфония.безмолвия», «Лестница», «Трибуна», «Деревня имени Ренессанса» в 1990-е. И цикл «Париж», опять же с мотивами Дали. Попытка убежать от неказистой российской действительности эпохи перемен в благословенные Францию, Грецию, Германию. Но нет. «Я пробовал работать где-то в других землях, но где бы ты не был, всё равно пишешь о своей, – признаётся Георгий Петрович. — За рубежом я не мог так работать. Предполагалось поменять географию, писать другие страны, но я не смог соединить себя с ними».
В 2000-е остро зазвучала городская тема. И, наряду с лирическими пейзажами («На улице П..Некрасова», диптих «Дождь на Любинском»), с импрессионистскими наблюдениями (цикл «Мастерская. Выходы»), с семейными сюжетами («Любимое окно. Семейный портрет»), был царапающий душу «Новорусский мотив», серия «Теневая сторона улицы». Одна из работ серии называется «Макияж». Здесь заложен двойной смысл и горькая ирония по этому поводу. Размалёванное лицо девушки-гота сочетается с грубой «косметикой» улицы. Исписанная и изрисованная всякой ерундой стена – типичное дворовое творчество, примитивный «макияж» наших домов.
Присутствие своего образа в сюжете картины – ещё одна из особенностей творческого метода Кичигина. Это то самое «соединение себя с…» Во многих работах можно встретить его автопортрет. И в толпе уставших от митингов людей, образующих вокруг пустой трибуны некую колышущуюся массу – этакое Саргассово море голов. И среди тех, кто смотрит (или даже не смотрит) на недосягаемую небесную лестницу. Именно художник вскидывает руку в надежде ухватить её, выбраться из болота обыденности. Его отражение мелькает в зеркалах («Белое и чёрное», «Каинова печать»). В картине «Несение мольберта» он взваливает на свои плечи мольберт, как тяжёлый крест.
 
Георгий Кичигин.
«Автопортрет. Несение мольберта».
2009 г.
холст, масло : 120.0×100.0 см
Путешествие в зазеркалье
Отражение – вторая реальность произведений Георгия Кичигина. Вернее, это та единственно возможная реальность, ради которой затевалось то или иное произведение. Отражается прежняя жизнь там, где всё разрушено и забыто («Лужа», «Окно женской гимназии»). Отражается пальма в стекле машины, припаркованной на омской улице, символизируя невыносимую жару («Плюс.35.градусов»), Отражается роза в пустой на самом деле вазе («Запах мёртвых роз») – как память стекла. Часто отражение становится тем «окном», за которым открывается истинная природа вещей. В этом зазеркалье Кичигин вновь и вновь находит себя. Иногда – буквально, как в работе «Отражение» из цикла «Фотоальбом деда».
«Интрига этой фотографии налицо в прямом и переносном смысле, – пишет в комментарии к ней автор. — На фото, взятом за основу моей композиции, невесёлое событие – видимо, проводы на фронт. Печалью и усталостью пропитана фигура беременной женщины, рядом мужчина, замерший по стойке «смирно». Что поражало – с моим лицом! Непонятно. В этом была какая-то мистика. Решение пришло мгновенно: я решил накрыть фото стеклом, отразившим моё лицо. Это позволило не только показать наше сходство, но перекинуть мост во времени».
 
Георгий Кичигин.
«Отражение»
(вариант).
Из цикла «Фотоальбом деда».
2014 г.
холст, масло : 120.0×100.0 см
Война и мир
Цикл «Фотоальбом деда» включает в себя 16 произведений, и нельзя с уверенностью сказать, что он завершён, хотя уже есть работа «Сто лет спустя». Фотоальбом действительно существует. Ещё в юности художник нашёл его на чердаке родительского дома на улице Степной. Частные дома тем и хороши, что в них, на чердаках, в кладовках и прочих потаённых углах, оседают все вещи, которые однажды в дом попали. Альбом был, видимо, вещью опасной, но он хранил память многих поколений, поэтому выбросить его не решились, только засунули подальше. «Так, листая его, я постепенно узнавал свою родословную, – говорит Георгий Петрович. — Оказалось, что были в ней и купцы, и казаки, и прочий служилый люд. Деда своего я, в общем-то, и не знал, никто про него ничего особо не рассказывал. Говорили, умер молодым, где-то в 1937 году. Как – можно только догадываться».
За основу работ Кичигин взял вот эти пожелтевшие фотографии. Память старого альбома донесла до нас лица людей, которые жили в Омске в начале ХХ века, в тревожное время на границе мира и предстоящих разрушительных войн – Первой Мировой, Гражданской, Отечественной. Поэтому в работах так тревожно соединяются последние нехитрые радости и предчувствие трагических перемен: «Тень тихого счастья», «Праздник, который всегда…», «Разведённые временем», «Моя Атлантида», «Предчувствие Гражданской войны». И вот уже из фотографий вырезаются отдельные фигуры («Запрет на память») – люди боялись держать дома снимки родственников, попавших в немилость к новой власти. Самое страшное в Гражданской войне то, что она разрушает семьи, рвёт родственные узы, делает врагами близких людей. Это отчётливо читается в работах цикла «Фотоальбом деда», которые, кстати, в данный момент представлены на одноимённой выставке в Историко-краеведческом музее. Цикл был задуман давно, создавался долго, и вдруг оказался очень актуальным. Ведь в нынешнем году исполняется сто лет с начала Первой Мировой войны, изменившей многое в этой жизни.
Осмысление времени, его течения от берега до берега, времени и – себя в нём, наверное, главное для художника Георгия Кичигина. Это нужно ему для того, чтобы отражать наш противоречивый мир в зеркале своих полотен.
Эльвира Кадырова.
Фотографии, репродукции:
из личного архива Г. П. Кичигина.
 
Очерк Эльвиры Кадыровой «Отражённый мир Георгия Кичигина» опубликован под рубрикой «Омские художники» в газете «Коммерческие Вести» № 18 от 21 мая 2014 года (стр. 26).
 
 
Георгий Петрович Кичигин.
«Разорванные судьбы».
Из цикла «Фотоальбом деда».
2010 г.
холст, масло : 100.0×120.0 см
 
Георгий Петрович Кичигин.
«Дождь на Любинском. День».
(Диптих).
2005 г.
холст, масло : 114.0×146.0 см
 
Георгий Петрович Кичигин.
«Любимое окно».
2008 г.
холст, масло : 120.0×100.0 см
 
Георгий Петрович Кичигин.
«Лиза».
1991 г.
холст, масло : 100.0×80.0 см
 
Георгий Петрович Кичигин.
«Свидетельство старого самовара».
1998 г.
холст, масло : 70.0×80.0 см
 
В открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН представлен альбом-монография «Георгий Кичигин. Живопись, графика, пластика, записки» (см. релиз / текст).
BP см. релиз / текст в библиофонде
Омск : [б. и.], 2011.
Альбом-монография.
Георгий Кичигин.
Живопись, графика, пластика, записки.
 
Опубликовано: 9 июля 2018 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 01.07.2018.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: эссе-клуб, альманах, ИЗБОРНИК ВОЛЬНЫЙ, OMIZDAT
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD