Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2017.12.15 · 08:29 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
ИЗБОРНИК — В.В.Гоношилов — Кинжальный календарь
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Виктор Гоношилов
ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
ОМ
Кинжальный календарь
В Омском государственном историко-краеведческом музее хранится календарь, который в три раза старше египетских пирамид.
Портал коллекционеров в Интернете как-то опубликовал сообщение, поданное в виде сенсации. В нём рассказывалось о самом древнем календаре в истории человечества. Кость с насечками. Она была передана в дар днепропетровскому музею. Время создания календаря датируется четвёртым тысячелетием до новой эры.
При всём уважении к авторам сайта, приходится выразить сомнение в истинности их суждения об этом календаре, как о самом древнем. Есть календари и подревнее. Например, – который находится в экспозиции Омского государственного историко-краеведческого музея. Его изготовили на семь-восемь тысяч лет раньше днепропетровского, и по возрасту он, как минимум, в три раза старше египетских пирамид.
Выполнен календарь в виде костяного кинжала. На него бросал взгляд, пожалуй, каждый посетитель музея, так как с него начинается выставка в археологическом зале, но вряд ли кто его запомнил, так как внешне кинжал выглядит непрезентабельно. Коричневат от возраста, в трещинах. И мало кто с первого взгляда способен понять, что перед ним не примитивный костяной нож из числа тех, которыми обладало большинство членов племени, а календарь, «написанный» 12–13 тысяч лет назад. И не простой, а многоцелевой. Он совмещает в себе лунный и солнечный календари, а также календари акушера и ветеринара, если, конечно, среди лекарей каменного века уже имелась такая специализация. Последние две календарные матрицы, включённые в жемчужную нить узора на кинжале, показывают течение беременности у женщин, а также у лошадей и самок мамонта.
Кинжал в шестидесятых годах прошлого столетия нашли уральские археологи В. Ф. Генинг и В. Т. Петрин, проводя раскопки на Черноозёрской стоянке, расположенной примерно в 130-140 километрах севернее Омска. Они же собрали воедино клинок, разбитый временем на пять фрагментов. Длиной он около сорока, а шириной чуть больше четырёх сантиметров. Изготовлен из ребра животного. Обоюдоострый. Режущие кромки представлены кварцевыми пластинами. В Сибири, бедной каменным сырьём, существовала широко распространённая экономичная методика увеличения остроты режущей части оружия из костей. Сначала древние мастера в костяных заготовках делали продольные боковые пропилы, затем в них вставляли узкие кварцевые пластины. Вкладыши крепились растительной смолой.
О том, что кинжал – вещь не бытовая, а сакральная, не подозревали даже учёные, которые нашли его и описали. Они упоминали об орнаменте, идущем по обеим сторонам лезвия, но особого значения ему не придали. Создавать художественные произведения первобытный человек начал рано – около 50 тысяч лет назад. Чему тут удивляться, если кинжал, возраст которого оценивается в пределах 12–13 тысяч лет, украшен узорами?
 
 
Открытие особого шифра орнамента в самом начале третьего тысячелетия совершила Ирина Шмидт[1], молодая аспирантка ОмГУ. Она решила осмотреть кинжал вооружённым глазом. Говоря проще, применила лупу небольшого увеличения. И обнаружила, что рисунок на одной из сторон клинка есть ни что иное, как жемчужная нить – бороздка с просверленными в ней мельчайшими лунками. При этом углубления разной формы – круглые, овальные, глубокие, мелкие – чередовались чётко разграниченными группами. Первые же подсчёты показали, что перед исследовательницей – древний лунный календарь.
Чётко просматривалась группки по три и семь лунок. Магия чисел «три» и «семь», если полистать наукообразные справочники по колдовству и ворожбе, объясняется сложными религиозными воззрениями шумеров и ассирийцев. На самом же деле истина проще и очевиднее: выделение троек и семёрок из других чисел связано с хорошо видимыми лунными фазами, которые стали первыми календарными закладками в жизни древнего человека.
На кинжале временные промежутки чётко «прописаны» с помощью интервалов и различной формой бусинок-каверн, играющих роль точек, запятых и тире. Этот древний синтаксис ясно показывал не только рубежи между лунными месяцами, но и более продолжительными циклами – дни весеннего и осеннего равноденствий, дни летнего и зимнего солнцестояний.
Но календарь, выгравированный на лезвии кинжала, всё же нельзя представлять в виде незамысловатой нити с днями-жемчужинами. Группы по числу лунок вопреки ожиданиям не всегда укладывались в прокрустово ложе лунных фаз. В одной группе могло быть десять каверн, в другой – сорок пять. Почему? Непонятно. И зачем, кто бы сказал, в нескольких местах рисунок жемчужной нити разбивается ромбиками? Стороны ромбиков, в свою очередь, состоят из совсем мелких лунок, хоть микроскоп бери.
Здесь необходимо сделать отступление. Мизерные размеры лунок вовсе не говорят о том, что древний человек умел изготавливать увеличительные линзы. Просто мы уже забыли об адаптационных возможностях человеческого глаза. У нас нет надобности приспосабливать глаз к рассматриванию мельчайших предметов. К нашим услугам всегда найдётся микроскоп или лупа. А первобытный человек был вынужден обходиться тем, чем его одарила природа.
Но вернёмся к календарю. Ирина Викторовна считает лунки снова и снова, меняет местами группы чисел, пытаясь найти логику в их границах. И корит себя за то, что взялась за такую скользкую тему, как календари древнего человека. Их существование даже для многих, если не большинства, археологов-профессионалов – ересь. По их мнению, не настолько были развиты люди каменного века, чтобы создавать подобные сложные системы.
 
 
Счастье всё же улыбнулось аспирантке. Она, наконец, поняла значение ромбиков, а через них и смысл всей вроде бы запутанно сложенной нити из каверн. Науке повезло, что исследования выполняла женщина. Ромбиками выделяются периоды, стадии беременности женщин: срок завершения формирования эмбриона, срок появления видимых признаков беременности, срок жизнеспособного зародыша, когда, если случится выкидыш, его уже можно спасать. Отмечались и критические периоды, когда беременную женщину необходимо беречь и лелеять.
А Шмидт считает и считает. Появляются новые устойчивые группы чисел, которые не могут быть абстрактной фантазией создателя кинжала. Исследовательница пошла путём аналогий. И повезло. Одна из групп совпала со сроком беременности лошадей, вторая – со сроком беременности самок мамонта. На первый взгляд, говорить о сроках беременности мамонтих – очевидная авантюра. Отсутствуют данные для проверки. Мамонтов-то больше нет – вымерли. Мамонты – да, вымерли, но их ближайшие сородичи, слоны, остались. И устойчивое число 650-660, найденное Ириной, хорошо укладывается в количество дней, необходимых для вынашивания слонят.
Если кто-то думает, что календари на кинжале читаются так же просто, как современные настенные, тот ошибается. Жемчужная вязь – это шифр. Он загадка для непосвящённых. Точно так же, как почти забытая нынче логарифмическая линейка: бегунок с несколькими гранями, взаимно передвигающиеся плоскости с числами. Её для расчётов мог применять только очень подготовленный человек. Таким же образом обстоят дела с чтением календаря на кинжале. Им мог пользоваться только очень хорошо образованный, по меркам первобытного общества, человек. Только он знал, когда и какую сторону ромбика надо считать вперёд или вверх, а когда в обратном направлении. Только он понимал, какой лункой и почему следует заканчивать подсчёт дней при беременности женщины или для определения даты летнего солнцестояния.
 
Фотография, прорисовка: И. В. Шмидт.
 
Кинжал с календарем на лезвии представляет собой не только систему разграничения временных отрезков, но и символ древней власти. Им, скорее всего, обладал шаман или вождь. Собственно, в те далекие времена, как говорит кандидат исторических наук, научный сотрудник ОмГУ Ирина Шмидт, политическая и сакральная, то есть магическая, власть могла находиться в руках одного и того же человека. Указав перед собой кинжалом, он одному соплеменнику дарил жизнь, а другому – смерть.
Таков он – богатый на скрытую информацию и внешне ничем не примечательный – древний костяной кинжал. Само собой разумеется, что хотелось бы с гордостью местного патриота воскликнуть: «Вот он: первый календарь человечества». Но это было бы неправдой. Омский календарь – старейший календарь на территории Западной Сибири, но не в мире. Более древний календарь на кости найден в Восточной Сибири на берегу Ангары. Ему около 25 тысяч лет. Обнаружены подобные по исполнению календари, хотя шифр жемчужной нити, конечно же, разный, в Восточной и Западной Европе.
А самый первый в земной истории календарь был изготовлен чуть меньше миллиона лет назад – в эпоху существования нашего предка с труднопроизносимым названием, которое дали ему ученые, – антецессор. Обнаруженные на стоянках артефакты (предметы искусственного происхождения) указывают на то, что он, уже управлявшийся с огнём, являлся и большим специалистом в охоте на крупного зверя. Следовательно, мужчины значительную часть времени проводили вне стойбища – у крупных животных длинные миграционные пути. С помощью календаря считались дни похода, определялся срок возвращения в племя. Ведь дома добытчиков ждали жёны и дети.
 
——— ———
Виктор Гоношилов
Омск, 2009
 
 
Ирина Викторовна
Шмидт
кандидат исторических наук,
доцент кафедры теории и
истории мировой культуры
социально-гуманитарного факультета
Омского государственного
университета им. Ф.М. Достоевского

 
 
ОМ
 
Стоянка «Черноозёрье II»
На территории Среднего Прииртышья наиболее древняя изученная стоянка первобытного человека, расположенная около деревни Черноозёрье Саргатского района Омской области, относится к концу верхнего палеолита* (около 10–12 тысяч лет назад).
_______________________
* Верхний (или поздний) палеолит – 50000–10000 лет назад – исторический период каменного века с начала использования людьми каменных орудий (около 2,6 миллионов лет назад).
 
 
Первая публикация:
газета «Омская правда»
за 1 апреля 2009 г.
Опубликовано:
7 февраля 2014 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 07.02.2014
 
 
Автор : Гоношилов Виктор Васильевич  —  Каталог : ИЗБОРНИK ВОЛЬНЫЙ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного механизмов и инструментов).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD