Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2017.06.28 · 01:57 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМБИБЛИОПОСТ
БИБЛИОПОСТ — Л.П.Трубицина — «Свою любовь я не растрачу на однозначные слова»
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Лидия Трубицина
БИБЛИОПОСТ • BIBLIOPOST • • •
“Свою любовь я не растрачу
на однозначные слова”
Из калейдоскопа литературных событий 2000 года отметим выход в свет книги омской поэтессы Татьяны Четвериковой «Сентябрь».
Я читала эту книгу в один присест, залпом и ловила себя на мысли о том, что есть в этом какая-то несправедливость и событийная неточность: строки, выстраданные и светлые, – следы потерь и обретений, радостей и горестей, открытий и откровений, всё, что отозвалось поэтическим словом в живой женской душе, сконцентрировалось за годы, десятилетия, – мы принимаем вот так, запросто, посвятив чтению один вечер. Правда, какой это получается вечер! Вы будете радоваться светлому миру, обольётесь слезами сострадания, много раз переживёте все состояния любви, откроете глубину родительских чувств, поразитесь обилию жизненных зарисовок. И на всём – печать времени. В семидесятых писалось:
Зимы всё нет. Жизнь медленно течёт.
То оттепель, то снова гололедица.
А мальчику, наверное, не верится:
Недаром же – коньки через плечо.
Средь утомлённых сутолокой лиц,
Глядящих друг на друга неприязненно,
Его лицо – предощущенье праздника.
Его лицо – гнездо двух синих птиц.
Они все устремляются вперёд,
Туда, где зреет снег за злыми тучами.
Глядим в окно и мы, его попутчики,
Но видим только берег, мост, завод.
А надо бы глядеть в его глаза:
Там долгожданный снег идёт раскованно,
Там жизнь течёт свободно и рискованно,
Светло, не доверяясь тормозам.
Совсем иного рода картинка девяностых:
На Тарской наложение времён:
В дверях приткнулась нищенка в кроссовках.
На лики, что глядят со всех сторон,
Девчушка в джинсах крестится неловко.
Электросвет идёт от царских врат,
Колеблет воздух пламя тонких свечек.
О чём-то просит стриженый солдат,
У женщины подрагивают плечи.
И, вероятно, видно там, с небес,
Как голуби воркуют за порогом.
И ожидает длинный «мерседес»,
Пока крутой договорится с Богом.
Когда-то в начале семидесятых на литературных семинарах молодую поэтессу укоряли в немодной по тем временам тяге к лирике. Сердобольные и искренние, видимо, в своих заблуждениях мэтры литкритики недоумевали с осуждением: как это в Сибири, где жизнь бурлит, кипит, где всё строится и осваивается, писать о любви, о чувствах? Это же мелкотемье!
Сегодня мы с иронической лёгкостью вспоминаем о тех упрёках. А тогда нужно было иметь тихое мужество, чтобы не сдаться и не начать говорить голосом из хора. У Татьяны Четвериковой оказалось довольно силы внутреннего противостояния. Она была и осталась лириком. Правда, её лиричность имеет такую широченную амплитуду колебаний, что ей никогда не грозит упрёк в одноплановости.
О любви у Татьяны Четвериковой написано столько, что, кажется, этих переживаний хватило бы на несколько женских судеб.
Причём печаль – неизбывность русской женской души, и творчество Татьяны Четвериковой лишь подтверждает это. Но вместе с тем в её стихах столько жизненной силы, стойкости, светлых прозрений, что испытываешь невольное чувство зависти к богатству душевных переживаний, трезво осознавая, что жизнь, как принято говорить, лирической героини не назовешь благополучной.
Читая стихи этого хорошо скомпонованного сборника, кто-то, может быть, не раз вспомнит слезу и улыбку Джульетты Мазины из недр итальянского неореализма, кто-то вызовет в памяти образ Ваньки-встаньки из русского фольклора. Да, пожалуй, лирическая героиня Четвериковой – его родная сестра. Она с любимым расстанется, слезами обольётся, увидит, как сирень цветёт лучась, встрепенётся и вновь откроет сердце навстречу новой любви.
Но есть в книге такие чистые лирические строки, от которых просто заходится сердце. Как вот это восьмистишье с посвящением маме:
А мне ещё упасть,
А мне ещё воскреснуть,
Задуматься и всласть
Наплакаться над песней.
И списки всех потерь
Напрасны и нелепы,
Когда входная дверь
Выходит прямо в небо.
Прочитав книгу и возвращаясь ещё и ещё раз к уже прочитанному, понимаешь, что эти разные тексты – одна единственная мольба женщины о счастье, о любви, о свете, радости, покое, о желании быть услышанной и понятой.
Лидия Трубицина
Омск, 2000
 
Первая публикация:
газета «Вечерний Омск»
от 25 января 2000 г.
Опубликовано:
9 января 2015 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 09.01.2015
 
 
Автор : Трубицина Лидия Петровна  —  Каталог : БИБЛИОПОСТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала, источник информации (мнение редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем т. н. законодательство об интеллектуальной собственности – оно не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования, нормативной базой её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного механизмов).
 —  tags: БИБЛИОПОСТ, альманах, эссе-клуб, OMIZDAT, BIBLIOPOST
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход

ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России




18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).

   НАВЕРХ  UPWARD