OM
ОМ • Включайтесь!
2024.12.23 · 12:41 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМБИБЛИОПОСТ
БИБЛИОПОСТ — А.А.Ломтев — Журнал «Аргамак. Татарстан»: скачки с препятствиями
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Николай Алешков, Александр Ломтев
БИБЛИОПОСТ • BIBLIOPOST • • •
OM
Журнал «Аргамак. Татарстан»:
скачки с препятствиями
Интервью с главным редактором
Николаем Петровичем Алешковым
Для проекта «Журнальная Россия». Ответы на вопросы
информационно-издательского агентства «Саров».
ЭК
Николай Петрович Алешков,
председатель Татарстанского отделения Союза российских писателей,
главный редактор литературного журнала «Аргамак. Татарстан»,
заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.
1.. Как и когда возник Ваш журнал? Кто стоял у его истоков?
 Литературный журнал с названием «Аргамак» начал издаваться в Набережных Челнах во второй половине восьмидесятых, на заре горбачёвской перестройки. Каждый номер выходил на двух языках: татарском и русском. Эти два раздела были автономны друг от друга по содержанию. Журнал финансировался из городского бюджета. В ельцинскую эпоху – эпоху татарстанского суверенитета – журнал был закрыт якобы из-за нехватки бюджетных средств, но вместо него начал функционировать только на одном, татарском языке, другой литературный журнал – с названием «Майдан». С той поры в нашей республике по особому договору о разделении полномочий между федеральным центром и национальным регионом конституционно закреплены два государственных языка: татарский и русский. Этот особый договор по резолюции третьего съезда народов Татарстана, прошедшего в Казани 22 апреля нынешнего года [2017], Московскому Кремлю предложено заключить и в третий раз, о чём я свидетельствую как делегат вышеупомянутого съезда. И как русский человек, родившийся и выросший в Татарстане, считаю, что ради межнационального согласия, ради сохранения и развития языков, культур, обычаев и вероисповеданий это было бы справедливо не только для Татарстана, но и для всех национальных республик, входящих в состав России. Тем не менее, не могу не отметить, что укоренённого русского и татарского населения в нашей республике проживает примерно поровну (татар согласно статистики 47%, русских – 42%). Впрочем, не все с этой статистикой согласны. На территории нынешнего Татарстана с древних времён проживают кряшены, чуваши, марийцы, мордва, удмурты и башкиры. Не думаю, что их процент столь минимален. Но думаю, что строчка Есенина: «Затерялась Русь в мордве и чуди» – это про нас. Между собой эта разноголосица общается, между прочим, на русском языке, называя его иногда имперским. И по этой причине русский язык в Татарстане не может не быть государственным, а русский литературный журнал не может быть забыт.
Тем не менее, забыли. А русские восприняли это как должное. То ли мы действительно теряем пассионарность, то ли становимся более инертными. По сути дела, о несогласии с произошедшим на литературных «толковищах» разного рода и уровня стали говорить только двое: поэт Пётр Прихожан и автор этих строк. Считаю, что развитию и углублению национального самосознания ныне, в начале ХХI века, русским не грех поучится у татар. Для меня примерами верности родному языку и родному народу в последние десятилетия стало гражданское поведение и творчество писателей-аксакалов Туфана Миннуллина (царствия ему небесного!) и Разиля Валеева (доброго ему здоровья и творческого долголетия!).
При активной поддержке последнего в мае 2007 года в составе группы писателей я попал на приём к первому Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шариповичу Шаймиеву. Коллегам было позволено высказаться о наболевшем. Я сказал о случившемся с «Аргамаком» и «Майданом». По обеим сторонам от Минтимера Шариповича сидели министры. Шаймиев посмотрел на одного из них, потом на другого и произнёс скупую, но твёрдую фразу: «Помогите Николаю Петровичу в издании русского журнала!». Вскоре эта фраза была подтверждена соответствующим постановлением. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Одна из самых, может быть, серьёзных российских проблем – это дистанция от властного распоряжения (поручения) до его исполнения. Мне и моим единомышленникам пришлось ждать ещё два года. Но в августе 2009 года русский журнал «Аргамак. Татарстан» увидел свет. Учредителем издания стало недавно созданное агентство по печати и массовым коммуникациям Республики Татарстан «Татмедиа», получившее в своё распоряжение бюджетные деньги на финансирование всех СМИ, издательских, теле-, радио- и медиапрограмм, а также прекрасную полиграфическую базу в лице издательства «Идел-Пресс». Учредители помогли редакции получить государственную регистрацию и вместе с редакцией определили его периодичность: один раз в три месяца. Было принято и другое, не менее важное решение: журнал должен стать не местечковым (челнинским или татарстанским), а общероссийским изданием. Из налогового поля России Татарстан уходить не собирается, а налоги платят все жители многонациональной республики. При этом остаются незыблемыми и республиканские приоритеты: постоянная публикация материалов о реализации выдающегося проекта по возрождению национальных святынь: древнего Болгара (родины ислама на нашей земле) и острова-града Свияжск, как оплота православия. Кроме того, в каждом номере печатаются произведения татарских писателей в качественном переводе на русский язык, а на двух цветных вклейках (по восемь страниц каждая) публикуются вернисажи татарстанских фотомастеров и татарстанских же художников.
2.. Писатели, публицисты, сделавшие имя журналу?
 Я считаю, что имя журналу делают качественные, высокохудожественные тексты. Конечно, мы всегда рады появлению на страницах «Аргамака» сложившихся, утвердившихся в современной словесности имён, не забывая при этом об открытии новых подлинных талантов. А к укоренившейся в столицах эпатажной «звёздности» относимся, как к чему-то чуждому, искусственно навязываемому, не присущему ни русским, ни татарам. Наиболее точно о наших пристрастиях написал в первом номере «Аргамака» Леонид Агибалов: «Нынешние соловьи все при императорах. Иные кормятся русской идеей и жертвенно сдают в аренду старинные особняки. Иные, граждане мира, освоили чтение лекций о лирической поэзии для заморских умников. Только сам предмет этих забот шатается где-то по медвежьим углам, вечно неустроен, нищ при любом раскладе вещей». Так литературовед из города Орла отзывался, размышляя о стихах подлинного поэта, своего земляка Николая Перовского, которого мы, татарстанцы, публиковали аж трижды, и я, редактор, думаю, что не в последний раз. Жаль только, что Николая Михайловича уже нет в живых…
Разумеется, у журнала есть свои постоянные авторы. Четверым из них в июле 2014 года на Международных Цветаевских чтениях, регулярно проводимых в соседней Елабуге, удалось вручить (спасибо набережночелнинским благотворителям и меценатам) литературные премии и аргамаковские сувенирные подковы на удачу. Лауреатами оказались Михаил Чванов (Уфа) за повесть-реквием «Серебристые облака», Диана Кан (Оренбург) за несколько подборок стихов, а также критики Вячеслав Лютый (Воронеж) и Рамиль Сарчин (Казань) за постоянное сотрудничество с журналом и публикуемые в нём статьи. Не случайны на наших страницах произведения тех, о ком забывать нельзя, писателей-фронтовиков Евгения Носова и Амерхана Еники, классиков татарской литературы Мухаммата Магдеева, Аяза Гилязова, безвременно ушедших поэтов Ивана Данилова, Николая Беляева, Мудариса Аглямова и Зульфата, чему способствует постоянная рубрика «Поэты уходят, стихи остаются». Немало откликов получила опубликованная переписка выдающихся стилистов Виктора Астафьева, Евгения Носова и начинающего прозаика Виктора Политова. Считают за честь опубликоваться у нас такие современные авторы, как казанцы Разиль Валеев, Ркаиль Зайдулла, Лев Кожевников, Филипп Пираев, Эдуард Учаров, Галина Булатова, Наиль Ишмухаметов, Рамис Айметов, Ленар Шаех, челнинцы и челнинки Олег Лоншаков, Ольга Кузьмичёва-Дробышевская, Вера Хамидуллина, Светлана Летяга, званые гости из других регионов России: поэты Николай Рачков, Владимир Скиф, Юрий Перминов, Евгений Семичев, Геннадий Морозов, Сергей Кузнечихин, прозаики Гульсара Туктарова, Сергей Михеенков, Светлана Василенко, Камиль Зиганшин, Амир Макоев, Яша Удин, Анатолий Байбородин, Александр Матвеичев, публицисты Владимир Бондаренко, Пётр Ткаченко, Марина Саввиных. Для молодых и начинающих существуют рубрики «Дебют в «Аргамаке», «Поэзия двадцатилетних». Имена Анастасии Устиновой, Светланы Поповой, Сергея Бударина, семнадцатилетней Лизы Тихоновой стали известны благодаря, в том числе, и публикациям в «Аргамаке». При этом мы стараемся не расставаться с ними. Челнинка Ксения Ларина, например, опубликовавшись и успев поработать в нашем журнале, поступила на Высшие литературные курсы при Литинституте, успешно закончила их и осталась работать в Москве, не забывая о нас.
3.. Творческое кредо главного редактора?
 Журнал «Аргамак» публикует художественную литературу. Так называемую «другую» литературу пусть публикуют другие издания.
4.. Главные проблемы русской публицистики и литературы сегодня?
 Литература всегда была в России делом государственной важности, а самые известные литераторы – объектом пристального внимания первых лиц государства. Император Александр.I «наказывал» Пушкина, отправляя его в «южную ссылку» (Кишинёв, Одесса, Крым) с оплатой жалованья, как служащего МИД. Сталин постоянно читал произведения Шолохова, Михаила Булгакова, делая на них карандашные пометки, общался по телефону с Пастернаком, а в 1934 году, опираясь на Горького, создал Союз писателей СССР. Разные люди по-разному относятся к такому вниманию власти, некоторые, называя его чрезмерным, видят негатив в идеологическом диктате. Скажу о другом. Вступив в Союз писателей СССР в 1984 году, я чувствовал себя социально защищённым: сразу же получил творческую командировку на Дальний Восток, чтобы собрать материал для очерка о земляках-переселенцах, покинувших родные места во время столыпинских реформ, получал неплохие гонорары за изданные книги и за публикации (даже газетные), получал вознаграждения за выступления перед читателями и трудовыми коллективами по линии бюро пропаганды художественной литературы.
Нынешняя власть всё это обрушила и похерила. Московский Кремль проигрывающих футболистов ценит больше, чем поэтов. Футболисты зарабатывают миллиарды, поэты нищенствуют. Московский Кремль словно забыл о том, что нравственный и духовный климат в стране всегда поддерживался отечественной классикой, а впоследствии – советской литературой. Подобное забвение чревато непредсказуемыми последствиями. Именно в этом я вижу главную проблему русской литературы сегодня.
5.. Три лучших (на Ваш взгляд) прозаика, поэта, публициста, напечатавшихся в вашем журнале в последнее время?
 Трудно выбрать лучших. Мы ориентируемся на хороших и разных. Но, поскольку вопрос задан, я повторю имена наших лауреатов: Михаил Чванов (проза), Диана Кан (поэзия), Вячеслав Лютый (критика, она же публицистика).
6.. По каким признакам отдаётся предпочтение авторам, публикуемым у Вас?
 Стараемся не делить писателей на белых и красных, на демократов и патриотов, на своих и чужих. Во главу угла ставим качественный литературный текст, оздоровление литературного пространства, искусственно разорванного на куски, верность России и традициям отечественной классики.
7.. В каких регионах России читатели знают Ваш журнал?
 В список обязательной рассылки входят 100 конкретных адресов наших бескорыстных друзей-популяризаторов от Калининграда до Владивостока. Половина тиража (до 2017 года было 2000 экземпляров, ныне осталось 1000) распространяется по всем библиотекам Татарстана. Эту бесплатную рассылку осуществляет Национальная библиотека нашей республики, которой мы благодарны за сотрудничество.
8.. Источники финансирования (степень экономической самостоятельности)? Каково отношение к журналу (и к авторам, и публицистике-литературе вообще) властей? Оказывается ли какая-либо поддержка?
 Без бюджетного финансирования журнал «Аргамак», как и прочие республиканские издания, не выходил бы вообще. Это говорит о том, что отношение Казанского Кремля к современной литературе (по сравнению с Московским) отличается вниманием и заботой. Повторюсь – наше существование началось с благословения первого президента республики Минтимера Шариповича Шаймиева. Год назад, когда нас в третий раз за восемь лет господа учредители хотели закрыть, за нас вступился нынешний президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов. Наиболее подробно об этом мною написано в статье «Возвращение к читателям», опубликованной в № 1(24) нашего журнала. Там же я поразмышлял о причинах некоторого межнационального дисбаланса в нашей республике.
Чисто литературных журналов в республике издаётся не менее десяти. Аксакал среди них – «Казан утлары» («Огни Казани»), готовящийся отметить своё 95-летие. Журнал «Идель», считающийся молодёжным, выходит в двух версиях – татарской и русской. На русском языке издаётся и «Казанский альманах», поддерживаемый Татарским ПЕН-центром. Высоким полиграфическим, дизайнерским исполнением и журналистским мастерством отличается культурологический журнал «Казань», публикующий и художественную литературу. «Аргамак» же остаётся пока единственным литературным журналом общероссийского значения, издаваемым в Татарстане.
9.. Только ли финансовые проблемы мешают «журнальной литературе», проблемы подписки и распространения? Ощущается ли падение интереса к чтению? Или наоборот – есть ощущение возрождения интереса к чтению?
 Возможность организации подписки для редакции журнала «Аргамак» пока закрыта. Господа учредители держат нас на поводке. Мы не состоим в штате АО «Татмедиа». На каждый очередной номер с Татарстанским отделением Союза российских писателей, являющимся издателем журнала, составляется отдельный договор. Повторюсь – случалось трижды, что этот договор не был подписан и журнал вовремя не выходил. Последний перерыв длился более года (с июня 2015-го по ноябрь 2016-го). В 2015 и 2017 годах вместо четырёх номеров выходит только по два. В этих условиях обязательства перед подписчиками не могут быть выполненными. Продавать в розницу журнал, издающийся на бюджетные деньги, мы юридически не имеем права, о чём строго предупреждены. Мечтать о самостоятельности тут не приходится. Охотников содержать журнал четвёртого формата объёмом в 256 страниц с двумя цветными вклейками тоже не находится. А чиновники АО «Татмедиа» (у них свои резоны) делают всё возможное, чтобы сэкономить полтора миллиона рублей, которые они вынуждены ежегодно выкраивать для «Аргамака». В каждом очередном бюджете на следующий год расходы на наш журнал оказываются не учтены и не предусмотрены, несмотря на все напоминания. Почему так происходит – вопрос не ко мне. И скорее всего, не к верховной власти, а к тем исполнителям, стремящимся, вероятно, оставить без внимания те бюджетные позиции, за которые с них не спросят. И тут – хочешь, не хочешь – вопрос вновь упирается в некоторые особенности межнациональных отношений в Татарстане.
Ради полноты картины скажу, что для прочих журналов, выпускаемых татарстанским медиахолдингом, подписка осуществляется при активном участии самого АО «Татмедиа». А покрывает она, насколько мне известно, самую незначительную часть издательских расходов. Журналы между тем выходят регулярно, их редакции в отличие от нас обеспечены помещениями, оргтехникой, соответствующим штатом сотрудников, а некоторые (мечта поэта!) даже служебными автомобилями. Аргамаковцы вшестером делают журнал на собственной оргтехнике, в арендуемом помещении. Каждый из нас работает где-то ещё.
О падении интереса к чтению профессионально может судить статистика. Мы можем лишь предполагать – если этот интерес не падает, то, наверное, перемещается из сферы бумажных изданий в интернет-издания. И если это так, то очень жаль, потому что ничего лучше книги человечество в сфере коммуникаций не придумало. Вы можете себе представить, что со временем книг и журналов не будет, что их заменят планшеты и прочие виртуальные носители? Я вот представил, и стало не по себе. Случись хакерская атака, сбой во всемирной сети, и что тогда? Я уж не говорю о всеобщей тревоге возможного виртуального зомбирования всех и каждого. Тем не менее, в современных условиях возможностями всемирной сети грех не пользоваться и литературным журналам, обеспечивая себе место на интернет-площадках. Это в значительной степени может восполнить потери читательского внимания при снижении тиражей печатных изданий. Кстати, как практикующий редактор я смею утверждать о возрастании интереса не столько к чтению, сколько к самому литературному творчеству на безграничных просторах от Калининграда до Владивостока. Эта тенденция замечена не сегодня. Наиболее афористично её выразил поэт Станислав Золотцев: «Россия пишет стихи и прозу, как никогда ещё не писала…». Если власть и общественность заметят это, то у нас всё ещё впереди.
10.. Есть ли у журнала интернет-версия; если есть, каково процентное соотношение читателей (бумажную или электронную) читает большее количество читателей?
 Каждый номер журнала «Аргамак» выкладывается на сайте Татарстанского отделения Союза российских писателей – www.srpkzn.ru, а также на других сайтах и в «Журнальном зале». Сказать, где его читают больше, затрудняюсь.
11.. Что, на Ваш взгляд, может вернуть (и может ли) всенародный интерес к журналам? Что в этом плане могла бы сделать центральная власть? Каким Вам видится будущее «бумажных» журналов?
 Центральная власть могла бы повернуться лицом к литературному процессу вообще и к судьбе литературных журналов, в частности. Представьте на миг, что Владимир Владимирович Путин пропагандирует не только спорт и защиту редких животных, а, не менее рьяно, – свою любовь к отечественной классике и современной литературе. Это ведь патриотично! Вмиг бы все министры и губернаторы озаботились изданием хороших книг и журналов! Без оглядки на Европу! Вот это было бы по-нашему…
Честно – не знаю, на что ещё можно уповать. Развитием словесности должно заниматься государство.
Беседовал
Александр Ломтев.
4 мая 2017 года.
 
Опубликовано 16 мая 2017 года на сайте писателей Татарстана и журнала «Аргамак» (официальный веб-сайт Татарстанского отделения Союза российских писателей).
 
Литературный журнал (ранее – №№ 1-13 – альманах) «Аргамак. Татарстан» представлен в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (см. релиз / текст).
BP см. релиз / текст в библиофонде
Набережные Челны : Изд. Татарстан. отд-ния СРП, 2018.
Литературный альманах.
Аргамак. Татарстан.
№ 1(27) : март. 2018.
 
Опубликовано: 22 августа 2017 года.
Текст предоставлен издателем. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 21.08.2017.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : БИБЛИОПОСТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: BIBLIOPOST, эссе-клуб, OMIZDAT, альманах, БИБЛИОПОСТ
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD