Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2017.10.23 · 00:31 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМБИБЛИОПОСТ
БИБЛИОПОСТ — А.Э.Лейфер — Кровь событий — «Мы обещаем будущему…»
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Александр Лейфер
БИБЛИОПОСТ • BIBLIOPOST • • •
«Мы обещаем будущему…»
Недавно, раскрыв выходящую в столице «Общеписательскую литературную газету» [№ 1(14) за 2011 год], я, испытывая всё нарастающее чувство горького удивления, прочитал пространный отчёт, рассказывающий о состоявшемся в Центральном Доме литераторов «очередном торжественном собрании из “сталинского цикла”».
Оказывается, в Москве проявлена инициатива по «воссозданию» Сталинских премий, намечается проведение ежегодных Сталинских чтений, во время которых будут представляться «новые исследования того непростого (но для многих благодатного) периода». (Так прямо и сказано: «для многих благодатного». — !)
Мои столичные коллеги, собравшиеся в зале ЦДЛ (интересно, в каком – в Большом или в Малом – ?), вначале внимали поэту Сергею Соколкину, который «эффектно декламировал поэтические строки, посвящённые «отцу народов». Затем до конца вечера вниманием собравшихся завладел пишущий на исторические темы Арсен Мартиросян, автор «историософичных» пятитомных изысканий под названием «200 мифов о Сталине». Он, например, рассказывал «притихшему залу» о хорошем отношении Иосифа Виссарионовича к… евреям (наградил во время войны 157 евреев званием Героя Советского Союза), о том, что он – основатель… современного российского демократизма и парламентаризма, о сталинской коллективизации, которая, оказывается, всего лишь «откорректировала» сложившуюся в стране агроситуацию, об инициаторе реабилитации ошибочно репрессированных – Почётном гражданине СССР и верном соратнике вождя «незабвенном» Л..П..Берия, о …пожалуй, достаточно.
При этом, как пишет газета, автор пятитомника все неприятные вопросы и возражения, звучавшие из зала, «в корне пресекал незыблемым: «Да, есть такое предположение. Но это лишь исторический апокриф – никакими документами не подтверждается. Поэтому и рассматривать его не вижу смысла». Ну, совсем, как у чеховского героя: «Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда»…
…Вышеозначенный пятитомник мне пока подержать в руках не довелось. Но вот листаю скромно изданную небольшую книгу, вышедшую недавно, благодаря усилиям Омского Центра общественных инициатив – «Помня прошлое, мы обещаем будущему» [Омск, 2010; редколлегия: З..В..Тикунова, М..А..Сбитнева и А..Жебрун, сайт: www.omskngo.ru]. На её обложке – мемориальный камень с надписью «Жертвам сталинских репрессий», установленный в 1992 году в самом центре Омска – в сквере напротив мрачноватого здания, прозванного в народе Серым домом. Книга эта появилась в результате реализации проекта «Репрессии. Права человека. Молодёжное участие». И важнее всего здесь два последних слова – «молодёжное участие».
«Я считаю, что нужно как можно чаще рассказывать молодёжи правду о сталинских репрессиях, чтобы юное поколение знало эту трагическую историю. И не было бы этих несчастных 10% опрошенных студентов, которые либо считают, что понятие «репрессии» жителям СССР не было знакомо, либо вообще ничего не слышали и не знают об этом» – это цитата из сочинения студентки ОмГТУ Анастасии Гуливатенко. Она и десятки её сверстников, изучив тему, расспросив родственников, написали такие сочинения. Часть этих работ собрана в книге, о которой я веду речь, – в главах «Репрессии в истории моей семьи», «Что я знаю о репрессиях» и «Чтобы этого не повторилось».
«Меня удивляют люди, которые в принципе отрицают существование репрессий в СССР, пишет старшеклассница из Кайзесской средней школы Ирина Баскаль. – В качестве доказательств они приводят тот факт, что с их родственниками ничего не случилось. На мой взгляд, общество того времени, грубо говоря, делилось на три категории – тех, кто сидел, тех, кто их охранял, и тех, кому повезло. И если тебя что-то не коснулось, это отнюдь не значит, что это не существует. Я, допустим, никогда не видела северного сияния, но в природе же оно есть».
Помните высказывание из московской газеты, которое я приводил в начале этого эссе – о том, что сталинский период нашей истории был «для многих благодатным»? Примерно об этом же пишет студентка Линара Айтпаева: «Можно ли забыть те кровавые годы? – спрашивает она. – Некоторые говорят, что не только можно, но и нужно забыть! Возможно, среди авторов такой точки зрения есть те, предки которых под руководством тов. Сталина и проводили эти массовые нечеловеческие репрессии? Но их всё же меньшинство, а большинство должно помнить всех тех, кто страдал в те годы, кто погиб в сталинских тюрьмах, лагерях, на лесоповалах – на так называемых стройках первых пятилеток. Помнить, чтобы не допустить вновь того ужаса, который охватил наше Отечество в те страшные годы!».
А вот отрывок из сочинения студентки Ирины Михальчишиной: «“Ох, и болючий этот тридцать седьмой…” – так ответила на мой вопрос, что она знает о тех тяжёлых временах нашего народа, моя бабушка. То, что она рассказала, потрясло меня, взбудоражило. Оказывается, я вообще так мало знаю о своих корнях, о своей истории».
Некоторые из работ студентов и старшеклассников носят черты самых настоящих научных исследований. Например, сочинение уже упоминавшейся Линары Айтпаевой. «Север Омского Прииртышья, Тарский район, пишет она, – это родина моих предков, многие из которых живут в тех прекрасных краях до сих пор. Но, к сожалению, многие молодые люди не знают, что север Омской области был в годы сталинских репрессий жутким местом, где пострадали сотни, тысячи, десятки тысяч наших соотечественников. Тарский район – это то самое место, где в годы репрессий располагалась печально знаменитая Кулайская комендатура». И далее в работе Линары приводятся конкретные данные о деятельности Тарского отделения НКВД, о местах массовых захоронений расстрелянных, даже составлена жуткая таблица наиболее “расстрельных” дней для Тары».
Чувствуется, что перед тем, как сесть за написание своей коллективной работы, студенты Омского аграрного университета Е..Беглякова, Е..Конищева и А..Левей читали соответствующую литературу, в частности, – одиннадцатитомную омскую Книгу памяти «Забвению не подлежит». «Посмотрите, – пишут они, – на развёрнутой обложке – карта Советского Союза, она вся испещрена точками, где были построены лагеря для “врагов народа”. Миллионы граждан десятилетиями отбывали своё “наказание”, и большая часть их, конечно, погибла. В 30-е годы пострадала каждая вторая семья». В этом же сочинении есть рассказ об одной из конкретных таких «точек»: «Тема сталинских репрессий актуальна для села Сосновка и близлежащих сёл, которых уже нет на карте области. “Сосновка и Восток стоят на костях спецов”, – это выражение бывших спецпереселенцев очень красноречиво отражает историю села, которое возникло на высоком яру в 30-е годы ХХ века в результате ссылки “кулаков” Алтайского края, Новосибирской и Омской областей. После этого Сосновка прошла ещё три волны репрессий: 1937-1938 годы – “враги народа”; предвоенные и военные годы – ссылка немцев и жителей Прибалтики; послевоенная волна – прибалты, украинцы, народы Кавказа».
Нет, не все нынешние молодые люди, думается мне, механически машут разноцветными транспарантами на различных поддерживающих (или протестующих – какая разница?) митингах, организованных взрослыми дядями и тётями из тех или иных политических партий и движений. Далеко не все! К счастью, значительная часть наших детей пытается самостоятельно разобраться в «непредсказуемом прошлом» России – для того, чтобы никогда не повторились его чёрные моменты. «Я хочу жить в свободной стране и не бояться за своё будущее», – пишет по этому поводу Максим Маркус из Большегривской школы. «Чтобы ничего подобного на земле никогда не повторилось, нужно как можно чаще рассказывать молодёжи всю правду о сталинских репрессиях, чтобы юное поколение знало эту трагическую историю» (Елена Чебакова из ОмГТУ). «Делегируя определённую власть государству, общество не должно быть подвержено риску, связанному с тем, что эта власть может стать тоталитарной. В противном случае бесправие человека в сочетании с полноправием государства и отсутствием механизмов, способных остановить подобную ситуацию, будут повторяться…» (Александр Жидченко из ОмГУ).
Замечательные ребята! Именно они не дадут многочисленным «историософам» реабилитировать сталинизм.
Александр Лейфер
Омск, 2011
 
Из цикла «Кровь событий».
 
Опубликовано:
3 июня 2012 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 01.06.2012
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : БИБЛИОПОСТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного механизмов и инструментов).
—  tags: BIBLIOPOST, эссе-клуб, OMIZDAT, альманах, БИБЛИОПОСТ
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD