Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2017.11.20 · 05:52 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМБИБЛИОПОСТ
БИБЛИОПОСТ — Г.Г.Кабзистова — «Душа высокому открыта» (Лирика Альбины Соляник)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Галина Кабзистова
БИБЛИОПОСТ • BIBLIOPOST • • •
«Душа высокому открыта»
(Лирика Альбины Соляник)
Встреча с настоящей поэзией
Огромную роль в формировании духовно-нравственных ценностей человека играет художественная литература, в том числе и наша региональная. Обращение к творчеству писателей и поэтов родного края не только расширяет представление о земле, на которой мы родились и живём, но и обогащает душу: мы учимся бережно относиться к своей малой родине, дорожить ею, а значит – любить Россию. Необходимость приобщения читателя к прозе и поэзии наших земляков становится очевидной.
Прииртышье гордится именами Леонида Мартынова, Тимофея Белозёрова, Сергея Залыгина, которые вошли в историю общенациональной культуры. Литературный Омск и сегодня представлен яркими талантами: Татьяной Четвериковой, Аллой Кузнецовой, Николаем Трегубовым, Мариной Безденежных, Юрием Перминовым… Думаю, что перечень этот будет неполным без имени Альбины Соляник.
Она родилась на Алтае. Будучи врачом по профессии, работала в госпиталях Дальнего Востока, Сибири, Киргизии, Москвы… Сестрой милосердия была на войне в Чечне, куда попала вместе с мужем-офицером. В 1987 году приехала в Омск, и с тех пор город на берегу Иртыша стал для неё родным.
Писать стихи начала в сорок лет. Своей лирикой Альбина Соляник зажгла новую яркую звезду на омском поэтическом небосклоне. Печаталась в сборниках стихов «Бабье лето», «…и Бог создал женщину», в антологии произведений омских писателей «Сегодня и вчера», в журналах «Иртыш», «Москва», «Наш современник»… В Омске её стихи вышли отдельными книгами: «Музыка дождя» (1997), «Тоска по огню» (1998), «Ещё не осень…» (2001), «Колдуют над Россией снегопады…» (2002), «В лабиринтах памяти моей» (2004), «Беловодье – родина весны» (2008). Очерки о художниках и музыкантах, о чеченской войне печатались в газетах и журналах нашего города.
С 1999 года она является членом Союза писателей России.
Трудно передать всё разнообразие тем и мотивов лирики Альбины Соляник. Это и музыка, и живопись, и горькие воспоминания о войне, природа, малая родина, Россия, философские раздумья о сущности бытия, любовь… Все её стихи проникнуты удивительно светлым чувством сопричастности к миру. И любовь к нему не громогласна, она лишена патетики, вычурности. Поэтесса умеет писать обо всём тепло и естественно.
О творчестве Альбины Соляник написано, к сожалению, очень мало, и эти крупицы не могут дать полного представления о её лирике. Интересным представляется отзыв Олега Клишина. Анализируя сборник «Ещё не осень…», автор замечает, что творчество поэтессы – «не демонстрация добрых намерений “на публику”, это самоощущение человека, живущего по закону совести, ответственного за всё, что происходит в этом мире, поэта слышащего, а может быть просто чувствующего страстной женской душой голос жизни»*1.
Заслуживает внимания слово о поэтессе, сказанное Валерием Хомяковым. Он отмечает стихи, посвящённые теме России, русского народа, событиям в Чечне: они, по мнению критика, звучат «сильно и проникновенно»*2. Валерий Мурзаков, говоря о военных стихах, замечает, что перед нами «настоящий поэт со своей выстраданной темой»*3. Владимир Макаров считает, что «творчество А. Соляник привлекает прежде всего тем, что оно открыто, искренне, доверительно раскрывает … самые сокровенные чувства и устремления»*4. Татьяна Четверикова в предисловии к сборнику «Беловодье – родина весны» называет поэзию Альбины Соляник настоящей, подчёркивает умение автора «находить удивительные слова, образы»*5 для выражения своих чувств.
Сильное душевное волнение вызывают у меня стихи, в которых поэтесса обращается к природе. Валерий Хомяков считает, что в пейзажной лирике она «очень лиричная, думающая»*6. Владимир Макаров справедливо замечает, что Соляник тонко, по-своему видит красоту мира, «умеет запечатлеть его живые и дорогие сердцу черты», а в лучших её стихах привлекает «слияние, какое-то языческое единение с природой»*7. Эта оценка пейзажной лирики мне очень близка. Нужно учиться видеть красоту родной земли, и тогда в сердце проснутся лучшие чувства: доброта, сочувствие ко всему живому, ответственность перед миром, любовь, жажда созидания. Человек должен осознать, что природа – среда, которая формирует духовность, определяет нравственные ориентиры. Уверена, что пейзажные стихи Альбины Соляник не должны обойти читателя, ибо они способны обогатить сознание и душу всех, кто прикоснётся к ним. Мне захотелось понять особенности связей лирической героини с миром природы и на этой основе составить представление об эволюции её духовного мира, формировании нравственных ценностей.
Истоки духовности
На родине и солнце светит ярче.*8
А. Соляник
Поэзия Альбины Соляник наполнена ярким светом любви к природе, земле, миру. Чувство это берёт начало в краю вечно заснеженных гор, быстрых рек, лесов, голубых озёр.
Кровными нитями связано её сердце с малой родиной, Горным Алтаем. О чём бы ни писала она, самые тёплые слова обращены к родной земле:
Родина моя! Горы до небес.
Где, в каком краю так приветлив лес.*9
Её душа стремится
Туда, где багульник алеет на склонах,
Горят горицветы на поле зелёном …
Весёлые радуги, что коромысла,
Над голубыми озёрами виснут.*10
Видеть красоту божьего мира Альбину научили в детстве бабушка и дед, по-особенному чувствующие природу. Ей приходилось рано утром выгонять корову в поле. Влажную землю ещё окутывал густой молочный туман, и окружающие предметы приобретали таинственные формы. Было страшно. А бабушка говорила, что туман – это белые ангелы, которые летают над полем и обнимают своими крыльями людей. Добрая сказка оставила след в сердце девочки и родила веру в Беловодье – страну всеобщего счастья:
В сторону, что родиной зовётся,
Провожаю взглядом облака.
Там вода в бревенчатом колодце
В жаркий полдень слаще молока.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Верят там правдоподобным слухам
В Беловодье – родину весны.*11
Самое дорогое сердцу здесь – в селе Чоя, и воспоминания детства навсегда останутся в сердце:
Ещё в царапинах коленка,
ещё до пояса коса…
Пропахла мёдом деревенька.
Над головой кружит оса.
Ещё глаза горят от счастья.
А счастье – рыженький щенок …*12
Способность чувствовать красоту окружающего мира была заложена в ту беспечную пору и позднее выразилась в конкретных образах:
Мой милый сердцу край, мой дом родной!
Скалистых гор заоблачные выси …
Богатая и щедрая тайга …
Бывают здесь марал и кабарга,
пугливый лось и козы-северянки …*13
Ни одна река в мире не может соперничать с Катунью:
С Катунью моей не сравнится и Волга.
Горда, своенравна. Круты её волны.
Хрустально-прозрачны холодные воды.
Дно выстлано камнем высокой породы.*14
Душа лирической героини наполняется гордостью за свой край. Она искренне признаётся:
Чудесней земли я на свете не знаю,
Чем горы, озёра и небо Алтая.*15
Трепетное отношение к малой родине достигает кульминации в стихотворении «Вновь земля Алтая…»*16:
Вновь земля Алтая
от цветов хмельная,
вновь вода святая
серебрит в ключах.
В воображении читателя возникает образ цветущего края с горами, убегающими «в голубые дали», с быстрой Катунью, над которой «зажигает искры солнце на закате золотого дня». Поэтесса живописует иконописными красками природу родной земли, используя золотой, серебряный и голубой цвет. В ключах «вода святая», как в храме. Святость малой родины подчёркивается в стихотворении непринуждённо и естественно, без пафоса и надрыва. Может быть, поэтому так просто и гармонично звучат финальные строки:
Где-то на кедрушке
спряталась кукушка.
Не жалей, подружка,
вёсен для меня!*17
Мы видим божественное поклонение лирической героини родному краю, горячую любовь к нему. И беспрестанное обращение её к природе продиктовано кровной связью с ней. Истоки нравственных чувств – на малой родине.
Вера в помощь природы
Возрождаюсь, светлею, душой молодея.*18
А. Соляник
Стихи о природе не просто созерцательны. Они передают все нюансы души лирической героини, которая ищет защиты от жизненных невзгод у берёз, у реки, у росистого луга, у кукушки, у моря…
В часы уныния ей хочется «распахнуть окно дождю навстречу», она знает, что «синий вечер принесёт покой»*19.
И природа помогает обрести душевное равновесие, спасает в трудную минуту, вселяет надежду:
Отчего так легко и на взлёте душа.
Будто кто ей небесные дарит одежды.
Просто утренний свет и природа свежа.
А заря на востоке алеет надеждой.*20
В стихотворении «Снова слышу – дождь по крыше…»*21 лирическая героиня ждёт прихода бабьего лета, которое поможет ей укрыться от суеты жизни:
На глазах то ль дождь, то ль слёзы.
Утешает то, что скоро
обласкает бабье лето …
Ляжет на душу бальзамом –
тишиною листопада.
Природа дарует тишину и умиротворение:
Так по-домашнему уютно и тепло,
В закатный час, в полях овсяных и гречишных,
Где затерялось наше тихое село.*22
Врачуя душу, «томительной струной» высоко в небе звенит жаворонок:
И эта песня, этот голос светлый, тонкий,
Мне душу лечит …*23
Лирическая героиня черпает силы в природе, она не представляет жизни без неё:
В окна глядя, выстроились сосны,
стройные, как мачты корабля.
Ранним утром будят веткой росной.
И зовут в цветущие поля.*24
Её привлекает не только привычный пейзаж, она ощущает и «кровное родство с морем»*25, спешит к нему, чтобы
Раскинув руки, точно крылья,
Взмыть в отражение луны,
И в миг последнего усилья
Бесшумно скрыться в синь волны.*26
Лирическая героиня с нетерпением ждёт встречи с водной стихией. Чтобы передать динамику её чувств, автор использует глаголы: «лечу», «ступить», «ощутить», «вдохнуть», «задержать», «сбежать», «взмыть», «скрыться». Сравнение раскинутых рук с крыльями усиливает ощущение движения. Шум моря передаётся с помощью особой организации речи – аллитерации. Воображение читателя рисует удивительную картину, наполненную яркими переживаниями героини.
Море живое, оно понимает, даёт душевные силы, освобождает от печали:
Ступила на берег песчаный
Море со мной заодно.
Смыло волной печали
И унесло на дно.*27
Омытая волнами, лирическая героиня видит, как «в серебристо-синем потоке светится» её «тело»*28. Она знает, что море очищает, врачует не только тело, но и душу. Понятным становится признание:
В море, как в бога, верю …*29
В стихотворении «Ночь. Стога»*30 дана умиротворённая картина ночи, вливающая в душу покой и благодать. Кажется, что стоишь у полотна Левитана «Стога. Сумерки». И в том, и в другом произведении нет грубых и резких контрастов, вся освещённая луной местность тончайше выписана: у художника – кистью, у поэтессы – словом. И на картине, и в стихотворении мы находим одинаковые образы: «густое марево тумана», «в мерцанье зыбком спят стога», стога «облиты лунным молоком»… Душа открывается навстречу тишине и замирает от необъяснимого ощущения счастья. Природа ласкает, любит, она удивительно щедра и бескорыстна:
И на добро не ждёт ответа
Природы ясная душа.*31
Поэтесса одухотворяет росистый луг, реку, ветер, ели, ночь, тростник… Там, «в просторах скошенных полей»*32, поймут и помогут. И лирическая героиня бесконечно благодарна природе, верит в неё, обращается к ней как к высшей разумной силе.
Обновлённой и просветлённой от общения с природой, ей хочется жить, потому что «лесная дорога … на небо ведёт», а «малиновки голос призывно-ответный … возбуждает мечты»:
И хочется слушать, шагать бесконечно
По этой дороге лесной …
Влюблённой, счастливой… иной.*33
Мы видим, что героиня ищет спасения в мире природы от одиночества, тоски, неудач. «Природы ясная душа»*34 понимает её, бескорыстно помогает, спасает, очищает.
Слияние с природой
И не понять, где я, а где – природа.*35
А. Соляник
Стихи Альбины Соляник отличает сильное поэтическое волнение, свидетельствующее о трепетной связи душевного мира лирической героини с окружающей природой. Она обращается к ней не только в моменты отчаяния, но и тогда, когда радость переполняет сердце. Необходимость единения становится потребностью, условием существования:
А на родине моей лето.
Земляники на полях – страсть!
разнотравья и разноцветов –
руки вскинуть, в травы упасть…*36
«В травы упасть»*36 и слушать, «как растёт трава», «как сова над ухом дышит, в речке плещется луна»*37.
Сосновый бор узнаёт её:
Подойду к деревьям:
«Здравствуй», –
шепчут кроной дерева.
Прислонюсь к стволу и слышу,
как пульсирует сосна …*38
Мы видим, что лирическую героиню отличает тонкий слух, чуткое сердце, наполненное любовью к природе. Её острое обоняние различает запахи «берёзового дождя», пахнущего «листвой и грибами», и дождя в сосновом бору, «настоянного на хвое и смолах», дождей, «что в ягодных сеют оврагах»*39.
Она знает, что «прилипчивый репей … в жаркий день воды не просит»*40, подмечает, что «в ночь пучка зацвела в овражке», радуется, увидев «цветы душистой резеды», жалеет «голубые незабудки», которые ей «в глаза глядят … глазами, мокрыми от слёз»*41. Героиня ощущает себя частью природы:
Как хорошо бродить босой
по лужам, в рощице березовой,
низ платья замочив росой.*42
Ей хорошо. Обращаясь к «июлю грозовому», она просит:
… не спеши уходить,
продлись, животворное благо.*43
В стихотворении «К морю»*44 лирическая героиня хочет «слиться с волнами и ветром». Она с нетерпением и восторгом ждёт встречи с морем. Её сердце переполнено радостью предстоящего свидания. Мы видим героиню, не ждущую сочувствия и помощи, а сильную и решительную, готовую поделиться своим счастьем с водной стихией. Кольцевая композиция стихотворения передаёт острое желание лирической героини увидеть море: в начале – «Я еду к морю, еду в горы…»; в конце – «Я еду к морю, еду к морю».
Поражают метафорические образы природы: «там небо рдеет на закате, стекая красками на воду», «чаша моря, словно кратер, дымится розово под сводом», «на травах воздух там настоян, густой, хоть режь его кусками». Появляется новое ощущение связи лирической героини с миром, с космосом, со Вселенной: ночью «космос нежной мягкой лапой мою планету обнимает». И сразу – «ночные светлячки, как звёзды», «лунной крошкой покрыты винограда гроздья…» Мир – единое целое, а героиня – часть его:
Я еду к морю, еду в горы,
чтоб слиться с волнами и ветром.
Долой печали, беды, горе.
Я еду к морю, еду к морю.*44
Ощущая кровную связь с окружающим миром, лирическая героиня с восторгом встречает смену времён года. Ей нравится любая пора, но особенно осень, располагающая к размышлению, осмыслению жизни. Находясь «в гармонии с осенней позолотой», героиня остро чувствует единение с природой и «сопричастность к смене бытия»*45.
Природа – та духовная среда, которая просветляет и обогащает человека, определяет его нравственные ориентиры. В стихотворении «О эта дивная пора!..»*46 даётся образ осени. Красочность и эстетичность изображаемого завораживают читателя. Живо рисуется картина сентября сродни левитановской: прозрачные синие воды, потемневшие от тени, янтарная нежность листвы в кронах могучих лип, скошенная трава… Игра света и тени. Запах осени – «лимонна свежесть», «пряная терпкость травы»… Физически ощущается покой, благодать и чистота:
…Душа притихшая светла.
Слезами, как дождём, омыта.
И пыль сует с неё сошла.
Душа высокому открыта.
Нравственное озарение передаёт строка: «Душа высокому открыта»*46. Осенняя природа очистила душу героини, отмела суетливое и ненужное, обозначила путь к высокому и светлому.
Найдя согласие с природой, слившись с нею, лирическая героиня обрела внутреннюю гармонию, обогатила душу, открыла сердце свету и любви.
Постижение мудрости
… И не властен
Надо мной блуждающий во мгле
Вирус бездуховности, забвенья.*47
А. Соляник
Общаясь с природой, проникая в её тайны, лирическая героиня хочет понять смысл человеческого существования, постичь мудрость жизни.
Так, в стихотворении «Какая осень. Ах, какая осень!..»*48 мы любуемся «тихим листопадом» в «золотые дни», ощущаем в сухом воздухе запах дыма «выжигаемой стерни», чувствуем сладкую истому в груди… И вдруг замечаем на пляже «девочку на шаре»:
… Взгляни,
какое чудо – девочка и осень.
Мяч голубой на золотом песке …
Совмещено несовместимое: девочка – это символ весны, начала жизни, а осень – пора увядания и смерти. В этом «несовмещении» заключена великая мудрость бытия. Природа находится в вечном движении и обновлении, а человек смертен, его «жизни миг висит на волоске». Значит, каждое мгновение своего существования нужно наполнять радостью и смыслом, торопиться жить, любить, творить… И каждый раз ждать прихода новой весны! Лирическая героиня хочет знать, что такое счастье, и осенняя природа помогает ей в этом.
В стихотворении «Осенний день. Октябрь на исходе…»*49 она видит опустевшую берёзовую рощу, и сердце её наполняется грустью. Но вот героиня замечает «под ногой, в сырой аллее» рубинами алеющую рябину. И это как намёк на то,
Что всё вернётся… И случится счастье.
Ещё придёт весна …
А вместе с весной – обновление чувств, желаний, стремлений… Она признаётся:
Что значит счастье… нет вопросов.
Когда вокруг цветёт весна.*50
Лирическая героиня понимает, что истина бытия заключается не в пустой жизненной суете, не в отвлечённых понятиях. «Пустые слова», «суета» – всё «растворится в тумане». И память «высветит» и «сохранит навсегда»
… и влажную зелень травы вдоль дороги,
и пение птиц по весне.
В листе лопуха… горсть блестящих смородин.
Нет… Истина не в вине.*51
Истина жизни – в самой жизни, в вечных и мудрых законах природы.
«Вольная и мятежная» душа лирической героини рвётся в небо. Она как птица, которой «в гнезде не сидится»*52. Но почему же ей «больно в небе заснеженном»? Слишком высоко находится её мечта, для достижения цели требуется много сил. Но лирическая героиня не согласна на меньшее. И пусть «крылья заломлены ветром порывистым», она не откажется от полёта:
…Глянула вниз и вмиг протрезвела.
Но не забыло полёта тело.*52
Память полёта – неистребимая сила, влекущая ввысь, к свету.
Трепетная и чуткая лирическая героиня становится решительной и стремительной в стихотворении «Сон»*53. Ей чуждо бездействие, она жаждет активной жизни. В белом безмолвии «по белой дороге, зимней дороге» её мчат кони:
Сани взлетают на спусках пологих,
Звенит на полозьях горячая сталь.
Художественный рисунок стихотворения удивителен, он живо передаёт мощное движение, чёткий ритм, широкий размах, удаль. Обилие глаголов сообщает динамику событиям: «сани взлетают», «сталь звенит», «кони шарахнутся, всхрапнут, понесутся», «дрожь забьёт», «сугробы взметнутся»… Таинственная и загадочная сибирская зима предстаёт во всей своей красе: мы видим «бесконечную снежную даль», «ледовые замки», «туман над рекой». Над белым безмолвием «бледная лунность и звёздная россыпь…» Куда же понесут кони лирическую героиню? Находим строки:
Дорогою млечной помчат в бесконечность
Меня мои кони по снежной степи.
Это вовсе не уход от реальной жизни, а поиск возвышенного и вечного на земле.
Лирическая героиня знает, что только в слиянии с природой можно достичь душевной гармонии. В стихотворении «Я, как проросшее зерно…»*54 автор прибегает к детализации образа – сравнивает лирическую героиню с проросшим зерном, колосом:
Я, как проросшее зерно,
Твоим, земля, питаюсь соком …
Как колос, впитываю я
И синь небес, и солнца краски,
Восторг грозы, печаль дождя …
Став частью природы, героиня понимает своё предназначение:
Как сыплется в ладонь зерно,
Прольюсь я к жаждущим словами.
И утолю хотя б в одном
Души святую боль и пламя.
В этом стихотворении трудно отделить лирическую героиню от автора. Очевидно одно: природа помогает человеку обрести себя, найти своё место в жизни, понять своё предназначение. Для кого-то смыслом существования становится поэтическое творчество…
В поисках истины, в желании понять, в чём заключается предназначение человека, героиня прислушивается к природе, сливается с нею, превращается то в проросшее зерно, то в птицу, то устремляется в небо. Много ответов она находит и у моря. Водная стихия не раз врачевала ей душу, давала силы для жизни. Находясь на берегу моря, лирическая героиня делает открытие:
Как несоразмерны – величье небес
и моря житейского волны.
Причины страданий, которых не счесть,
ничтожны и выдумок полны.*55
Она понимает ненужность пустых обид, незначительность коротких встреч, разлук, тоски… На фоне огромного, великого и вечного неба эти страдания представляются пустой суетой. Необходимость возвышения над мелочностью повседневной жизни становится очевидной.
Героиня осознаёт, что связана с миром природы незримыми нитями:
Но здесь, где сливаются небо, земля
и моря бескрайние воды,
песчинкою зримой присутствую я,
как нерв оголённый природы.*56
Она «нерв» природы – самая чувствительная её «песчинка», она присутствует во всём, и в ней присутствует весь мир.
Нужно заметить, что в пейзажных стихах Альбина Соляник продолжает лучшие традиции русской классической поэзии. Так, например, Фёдор Иванович Тютчев утверждал незримую связь человека с природой («Всё во мне, и я во всём!..»*57). Однако у классика мы находим некий конфликт человека и окружающего мира («Откуда, как разлад возник?.. // Душа не то поёт, что море…»*58). У поэтессы этого непонимания, «разлада» нет: мы наблюдаем полное согласие, слияние, «кровное родство» души лирической героини с миром природы.
Другой замечательный поэт Афанасий Афанасьевич Фет советует: «Учись у них – у дуба, у берёзы»*59. Героиня Альбины Соляник учится у моря, у цветов, у дождя, у синего вечера, у сосны…
И у поэтов-классиков, и у поэтессы человек – неотъемлемая часть природы, которая оказывает сильное влияние на его сознание, формирование мировоззрения. И Альбина Соляник с присущей ей простотой и ясностью утверждает эти мысли вслед за Тютчевым и Фетом, обогащая пейзажную лирику женской мудростью и удивительной искренностью.
Для лирической героини единственно верный путь поиска смысла жизни – обращение к природе. Она знает, что только там найдёт истину. И она находит её. Потрясает своими духовно-нравственными открытиями стихотворение «Воспеваю камень, он живой…»*60. Для героини «камень … живой» – «кость земли, опора и твердыня», «море – кровь земли, её настой», «а душа земли – огонь на дне». Она ощущает кровное родство с морем, в её душе горит «огонь земли». Благотворный, очистительный «огонь земли» сжигает всё наносное и недостойное, облагораживает мысли, обостряет чувства, помогает возвыситься духовно:
И пока огонь горит во мне,
Чувствую и мыслю. И не властен
Надо мной блуждающий во мгле
Вирус бездуховности, забвенья.
Лирическая героиня приходит к осознанию нравственной ответственности человека перед собой и миром:
Нет, не зря живу я на земле,
Помня о своём предназначенье.
Благодаря общению с природой, она достигает духовных высот, понимает своё предназначение.
Мы видим, что лирическая героиня проходит путь от простого созерцания природы к полному слиянию с ней. Природа для неё среда, которая формирует нравственные качества человека: бережное отношение к родной земле, любовь к окружающему миру и чувство ответственности перед ним. Героиня понимает, что нужно ценить жизнь, отмести всё пустое и мелочное, определить для себя возвышенную мечту и стремиться к ней, достойно выполнить своё предназначение на земле. Этим духовно-нравственным открытиям она обязана природе.
* * *
Удивительно ясные и бесхитростные, светлые и добрые стихи Альбины Соляник заставляют размышлять о вечных духовных ценностях: любви к природе и родной земле, ответственности человека перед собой и окружающим миром, о выборе высокой жизненной цели и своём предназначении. Они помогают понять, что каждый из нас незримыми нитями связан с родной природой, с малой родиной, что любовь к России начинается с трепетного и бережного отношения к той земле, на которой родился и вырос.
Г. Г. Кабзистова,
учитель русского языка и литературы,
Заслуженный учитель РФ.
Омск, 2010
 
**1 О. Клишин. «В колючем золотом венце…» // Литературный Омск. —
2001. — Окт.
**2 В. И. Хомяков. Сибирская Ипокрена. Литературные портреты омских
писателей. — Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2003.
**3 Омские писатели. Литературные портреты. Справочник для
образовательных учреждений. — Омск, 2007. — С. 102-103.
**4 Там же.
**5 Т. Четверикова. Отправляемся в Беловодье! // А. Соляник. Беловодье –
родина весны. Книга стихов. — Омск : Омское кн. изд-во, 2008. — С. 3-4.
**6 В. И. Хомяков. Сибирская Ипокрена. Литературные портреты омских
писателей. — Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2003.
**7 Омские писатели. Литературные портреты. Справочник для
образовательных учреждений. — Омск, 2007. — С. 102-103.
**8 «На родине и солнце светит ярче…» // А. Соляник. Тоска по огню.
Стихи. — Омск : Омское кн. изд-во, 1998. — С. 27.
**9 Рондо // А. Соляник. Колдуют над Россией снегопады… — Омск : [б. и.],
2002. — С. 50-51.
*10 «Рассказы… восторги… О Волге, о Волге…» // А. Соляник. Колдуют
над Россией снегопады… Стихи. — Омск : [б. и.], 2002. — С. 20-21.
*11 «В сторону, что родиной зовётся…» // А. Соляник. Музыка дождя.
Стихи. — Омск : [б. и.], 1997. — С. 14.
*12 Последнее лето детства // А. Соляник. В лабиринтах памяти моей.
Стихи. — Омск : ИД «ЛЕО», 2004. — С. 7.
*13 «Мой милый сердцу край, мой дом родной!..» // А. Соляник.
В лабиринтах памяти моей. Стихи. — Омск : ИД «ЛЕО», 2004. — С. 15.
*14 «Рассказы… восторги… О Волге, о Волге…» // А. Соляник. Колдуют
над Россией снегопады… Стихи. — Омск : [б. и.], 2002. — С. 20-21.
*15 Там же.
*16 «Вновь земля Алтая…» // А. Соляник. Беловодье – родина весны. Книга
стихов. — Омск : Омское кн. изд-во, 2008. — С. 99.
*17 Там же.
*18 Маме // А. Соляник. Колдуют над Россией снегопады… Стихи. — Омск :
[б. и.], 2002. — С. 21-22.
*19 Окно в сад // А. Соляник. Беловодье – родина весны. Книга стихов. —
Омск : Омское кн. изд-во, 2008. — С. 95.
*20 Маме // А. Соляник. Колдуют над Россией снегопады… Стихи. — Омск :
[б. и.], 2002. — С. 21-22.
*21 «Снова слышу – дождь по крыше…» // А. Соляник. Колдуют над
Россией снегопады… Стихи. — Омск : [б. и.], 2002. — С. 27.
*22 «В просторах скошенных полей светло и пусто…» // А. Соляник.
Беловодье – родина весны. Книга стихов. — Омск : Омское кн. изд-во,
2008. — С. 85.
*23 Там же.
*24 «В окна глядя, выстроились сосны…» // А. Соляник. В лабиринтах
памяти моей. Стихи. — Омск : ИД «ЛЕО», 2004. — С. 22.
*25 А. Соляник. «Воспеваю камень, он живой…» // Омская правда. — 2004.
*26 «Чем объяснить влеченье к морю…» // А. Соляник. Беловодье – родина
весны. Книга стихов. — Омск : Омское кн. изд-во, 2008. — С. 20.
*27 А. Соляник. Воздушные фрегаты // Молодой сибиряк. — 1996.
*28 Там же.
*29 Осень в Крыму // А. Соляник. Музыка дождя. Стихи. — Омск : [б. и.],
1997. — С. 19.
*30 Ночь. Стога // А. Соляник. Тоска по огню. Стихи. — Омск : Омское кн.
изд-во, 1998. — С. 31.
*31 Там же.
*32 «В просторах скошенных полей светло и пусто…» // А. Соляник.
Беловодье – родина весны. Книга стихов. — Омск : Омское кн. изд-во,
2008. — С. 85.
*33 «Теряясь в тумане, лесная дорога…» // А. Соляник. Беловодье – родина
весны. Книга стихов. — Омск : Омское кн. изд-во, 2008. — С. 89.
*34 Ночь. Стога // А. Соляник. Тоска по огню. — Омск : Омское кн. изд-во,
1998. — С. 31.
*35 «Мелодия была совсем проста…» // А. Соляник. Беловодье – родина
весны. Книга стихов. — Омск : Омское кн. изд-во, 2008. — С. 26.
*36 «А на родине моей лето…» // А. Соляник. В лабиринтах памяти моей.
Стихи. — Омск : ИД «ЛЕО», 2004. — С. 8.
*37 «Тишина в бору сосновом…» // А. Соляник. Тоска по огню. Стихи. —
Омск : Омское кн. изд-во, 1998. — С. 30.
*38 Там же.
*39 Дожди // А. Соляник. В лабиринтах памяти моей. Стихи. — Омск :
ИД «ЛЕО», 2004. — С. 25-26.
*40 «Здесь просто всё и без затей…» // А. Соляник. В лабиринтах памяти
моей. Стихи. — Омск : ИД «ЛЕО», 2004. — С. 9.
*41 «Ещё недавно талым водам…» // А. Соляник. Колдуют над Россией
снегопады… Стихи. — Омск : [б. и.], 2002. — С. 16-17.
*42 «Здесь просто всё и без затей…» // А. Соляник. В лабиринтах памяти
моей. Стихи. — Омск : ИД «ЛЕО», 2004. — С. 9.
*43 Дожди // А. Соляник. В лабиринтах памяти моей. Стихи. — Омск :
ИД «ЛЕО», 2004. — С. 25-26.
*44 К морю // А. Соляник. В лабиринтах памяти моей. Стихи. — Омск :
ИД «ЛЕО», 2004. — С. 17.
*45 «Прилёта журавлей не наблюдала…» // А. Соляник. Колдуют над
Россией снегопады… Стихи. — Омск : [б. и.], 2002. — С. 26.
*46 «О эта дивная пора!..» // А. Соляник. Колдуют над Россией снегопады…
Стихи. — Омск : [б. и.], 2002. — С. 24-25.
*47 А. Соляник. «Воспеваю камень, он живой…» // Омская правда. — 2004.
*48 «Какая осень. Ах, какая осень!..» // А. Соляник. В лабиринтах памяти
моей. Стихи. — Омск : ИД «ЛЕО», 2004. — С. 26.
*49 «Осенний день. Октябрь на исходе…» // А. Соляник. В лабиринтах
памяти моей. Стихи. — Омск : ИД «ЛЕО», 2004. — С. 24.
*50 «Весна. Сиреневые кущи…» // А. Соляник. Колдуют над Россией
снегопады… Стихи. — Омск : [б. и.], 2002. — С. 14.
*51 «Вокзалы, перроны, узлы, чемоданы…» // А. Соляник. Колдуют над
Россией снегопады… Стихи. — Омск : [б. и.], 2002. — С. 5.
*52 «А люди, как птицы. В гнезде не сидится…» // А. Соляник. В лабиринтах
памяти моей. Стихи. — Омск : ИД «ЛЕО», 2004. — С. 30.
*53 Сон // А. Соляник. Колдуют над Россией снегопады… Стихи. — Омск :
[б. и.], 2002. — С. 30-31.
*54 «Я, как проросшее зерно…» // А. Соляник. Ещё не осень… Стихи. —
Омск : [б. и.], 2001. — С. 3.
*55 У моря // А. Соляник. В лабиринтах памяти моей. Стихи. — Омск :
ИД «ЛЕО», 2004. — С. 20.
*56 Там же.
*57 Ф. Тютчев. «Тени сизые смесились…» // Ф. И. Тютчев. О вещая душа
моя!.. Стихотворения. Переводы. — Москва : Школа-Пресс, 1995. —
С. 109.
*58 Ф. Тютчев. «Певучесть есть в морских волнах…» // Ф. И. Тютчев.
О вещая душа моя!.. Стихотворения. Переводы. — Москва :
Школа-Пресс, 1995. — С. 196.
*59 А. Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы» // Ф. Тютчев, А. Фет.
Стихотворения. — Москва : Олимп, 1997. — С. 288.
*60 А. Соляник. «Воспеваю камень, он живой…» // Омская правда. — 2004.
 
Книги Альбины Ильиничны Соляник «Музыка дождя» (Омск, 1997), «Тоска по огню» (Омск, 1998), «В лабиринтах памяти моей» (Омск, 2004) представлены в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (см. релиз / текст).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : Изд. автора, 1997.
А. И. Соляник.
Музыка дождя.
Стихи.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : Омское книжное изд-во, 1998.
А. И. Соляник.
Тоска по огню.
Стихи.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : ИД «ЛЕО», 2004.
А. И. Соляник.
В лабиринтах памяти моей.
Стихи.
 
Опубликовано:
8 ноября 2017 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 08.11.2017
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : БИБЛИОПОСТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного механизмов и инструментов).
—  tags: BIBLIOPOST, OMIZDAT, эссе-клуб, альманах, БИБЛИОПОСТ
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD