OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.24 · 04:56 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМБИБЛИОПОСТ
БИБЛИОПОСТ — С.П.Денисенко — «Наша жизнь представляет собой грустную картину захолустья»
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Сергей Денисенко
БИБЛИОПОСТ • BIBLIOPOST • • •
OM
“Наша жизнь представляет собой
грустную картину захолустья”,
или “Мы не имеем понятия
о своём отечестве…”
Сначала озаглавил материал кратко, всего тремя словами: «СИБИРЬ КАК КОЛОНИЯ». Но почему-то вдруг жутковато мне сделалось. И я «наступил на горло собственной песне». Впрочем, «песня» – не моя, не я всё это изрёк (хотя, как говорится, с удовольствием подписался бы). Фразы, вынесенные в заголовок, произнесены и напечатаны почти полтора века назад нашим легендарным земляком – выдающимся публицистом, общественным деятелем, писателем, учёным, критиком, журналистом Николаем Михайловичем Ядринцевым, чьё 170-летие только что было отмечено в Омске: и замечательной выставкой в Историко-краеведческом музее, и проведением крупномасштабной Всероссийской научно-практической конференции «Первые Ядринцевские чтения».
…Не покидает мысль шальная: вот бы заставить всех «власть имущих», всех чиновников всех городов и весей российских (включая депутатов всех уровней власти) – в обязательном (пусть даже принудительном!) порядке перечесть очерки и статьи Ядринцева, написанные им в 1860-1890-е годы! То-то весело было бы! То-то опешили бы все да в ступор встали! И, может, наконец-то перестали бы бесконечной говорильней заниматься, «велосипеды изобретать» да из года в год, под гомерический хохот всего мира, так называемую «национальную идею» искать!..
…Вспоминаю, как и сам «встал в ступор», когда выпала мне в 2000-м году ответственная радость – стать редактором уникального культурологического книжного проекта: по инициативе и при финансовой поддержке «Омскпромстройбанка» был издан в роскошном полиграфическом исполнении миниатюрный трёхтомник избранных статей, очерков и фельетонов Николая Ядринцева под общим названием «Спящая красавица» (идея, концепция, подготовка текстов и примечаний, вступительная статья к трёхтомнику – всё это сделала большой специалист в области литературной и общественной жизни Сибири XIX века, кандидат филологических наук Анастасия Григорьевна Кандеева; более 30 лет она работала в Омском педагогическом институте).
Я читал-перечитывал тогда Ядринцева – и у меня мороз по коже шёл: созвучие сегодняшнему времени было просто невероятным!.. Практически все тексты – ОСТРОсовременные! Я словно разговаривал с «человеком на все времена», с человеком, обладающим не просто энциклопедическими знаниями, но и планетарным мышлением! Я разговаривал со своим земляком, омичом, который ещё в XIX веке смотрел на родную Сибирь как на Евразию, у которой будет особая роль в истории не только России, но и всего мира!..
О, земляки-современники мои! О, наследники тех, кто были однажды «столичными жителями» (когда Омск ненадолго стал столицей России)! О, омичи-«провинциалы», которые благодаря отдельному государству по имени Москва постепенно становятся «глухими провинциалами» и теряют важнейшее – САМОуважение! Отвлекитесь всего на пять-семь минуточек от своих дел (не сомневаюсь, – праведных) и прочтите несколько коротких фрагментов из посланий Николая Ядринцева, как будто адресованных (ещё в XIX веке) всем нам сегодняшним!.. Как минимум из самоуважения к себе – прочтите! К вам обращается Николай Ядринцев!
«…Каждый европеец имеет в своём отечестве практическое дело, он достиг единения с народом и живёт его жизнью, он трудится для частной и общей жизни народа. У нас, напротив, в поисках за идеалом, мы хотим любить народ, но постоянно отдаляемся от практических интересов к его жизни, от вопросов местных, частных; поэтому не можем составить себе никакого представления и об общем. Мы хотим всё, но не любим ничего…
Точно так же мы не имеем понятия и о своём отечестве. Только из местных и частных интересов складывается жизнь народная. Без этого изучения мы не поймём ни народа, ни России, не сможем составить о ней и представления.»
«Исключительно спекулятивная торговля Сибири сделала её неразборчивой в средствах наживания денег, а быстрое обогащение золотым промыслом, откупами, контрабандой или деланием фальшивых ассигнаций – дало возможность вести жизнь самого расточительного мота. В наших купеческих городах с утра до вечера играют в карты на целые тысячи и поглощают в громадном количестве шампанское…
Жизнь наших городов полна самых безобразных деяний… Между сибирскими купцами есть типы самодуров, дошедших до апофеоза своего величия. Кутежи сибирских купцов вошли в России в пословицу. Когда-то в наших городах сибирские миллионеры давали праздники, поражавшие своей роскошью, на которых лилось шампанское целыми бочками, сжигались тысячные фейерверки, куда приглашались все без исключения, где для потехи, на драку, кидались целые горсти золота и целые горсти проигрывались гостям в карты…»
«Что такое Россия? Это есть провинция или целая масса провинций, имеющих свои местные особенности, свой характер, свои местные вопросы, только в пределах которых она и может быть изучена…
Под именем разработки областного вопроса должно разуметь не какой-либо узкий городской провинциализм, но обобщение народных интересов в их естественных этнографических границах; не мелочь губернской городской жизни является подкладкою их, но интерес народа. Выходя из этого положения, провинциальный вопрос имеет самостоятельную почву в жизни народной, он имеет своё место в жизни государственной, имеет своё историческое значение в жизни каждого народа.
Желающим изучить своё отечество и быть полезным ему прежде всего должно спуститься до этих практических вопросов народной жизни; только спустившись до этих местных практических задач, до местных потребностей и работая в этих пределах, человек может быть полезен народу, – но ещё более необходимо изучать их и выяснять самим провинциалам. Это будет не разъединение интересов и отвлечение от общих задач, но создание общественного интереса, на котором основана связь всех провинций, всех людей, всего государства и всего человечества…»
«Жизнь нашей страны вовсе не носит отпечатка той блестящей цивилизации, которую вырабатывают передовые народы и которой рукоплещет мир; напротив, наша жизнь представляет собой грустную картину захолустья, свойственную всем дальним провинциям, составляющим Империю русскую.
…На днях мы с одним старожилом разбирали нашу жизнь, да вдруг задались вопросом, подобно некрасовским странникам. “А что? Кому в Сибири хорошо живётся?ˮ, “Кому живётся весело, вольготноˮ в сей глуши?..»
«Сибирь славилась своим богатством и богачами. Гм! Много ли памятников осталось от наших богачей? Может быть, Сибирь усеяна фабриками и заводами? Может быть, наши богачи создали нам бездну школ, библиотек, музеев и кабинетов учёных редкостей? Нет, Сибирь по-прежнему пустынна и невежественна; а где же наши миллионы? где наше золото, которое вырабатывалось кровавым потом нашего народа на рудниках и приисках? Эти миллионы пропиты, проиграны в карты, промотаны по ярмарочным шинкам, – вот где наши миллионы! Безобразная жизнь буржуазии показывает крайнее неразвитие и состояние на степени самого грубого невежества нашего общества…»
«Никакая реформа не мыслима в стране, ежели не будет в ней образованных людей, способствующих ей… Ни политическое, ни экономическое процветание не будет доступно стране, в особенности стране молодой, как Сибирь, без умственного развития, потому что величайшим двигателем всей человеческой истории было знание. Без знания нет богатой страны!..
Мы должны обратить внимание на то, чтобы дать средства к образованию нашей молодёжи… Пусть всё сибирское общество соединится, чтобы воспитать детей своей родины! На молодом, образованном поколении Сибири сосредоточиваются все наши надежды. Я знаю, на молодое поколение в последнее время сыплются самые бессмысленные упрёки, самые грязные клеветы, самые низкие предательства, распускаемые рутинными публицистами: но как бы то ни было, по самому естественному закону, молодому поколению принадлежит будущее, а по историческому закону мирового прогресса – оно будет лучше старого…
Будем же помогать этому молодому поколению всеми силами в его образовании!.. И без боязни, когда придёт время, вверим ему судьбу нашего общества со словами: да будет благословенно образованное молодое поколение Сибири!»
«…Сибири суждена роль – создать ту цивилизацию, которая будет служить последним звеном, смыкающим образованные народы умеренного пояса северного полушария… И мой дух невольно замер пред неразрешимой загадкой будущего. Я думал о тебе, моя далёкая таинственная страна, моя страна-ребёнок. Может быть, и ты когда-нибудь прикуёшь внимание цивилизованного мира.
…Мне рисуется целая страна… Мне чудится, что в ней где-то таится чистый источник жизни, где-то лежат заколдованные народные силы, где-то скрывается тайна грядущего. И эта страна предстаёт передо мною неразгаданным, таинственным краем противоположностей и контрастов. Страна мороза и тропического лета… страна светлого неба и мрачного существования… страна, где много хлеба и люди вымирают от голода… страна здорового воздуха и ужасных эпидемий… страна, обильная серебром и золотом, но где казённые заводы идут в убыток… страна прекрасных природных путей и безобразных дорог, которые века исправляются, но остаются неисправными… страна отдалённая, где за расстоянием теряется человеческий стон… страна, в которой злоупотребления не составляют редкости… льготная страна для мошенников, но ужас для честного человека… страна богатства, роскоши и истощения… страна спячки и смерти, где вечностью пользуются моменты, но люди не оставляют никакого следа… страна несчастья и обетованная земля русского народа… страна величайшего произвола и страна приволья… страна надежд и отчаяния… страна красоты и безобразия… и, тем не менее, край непробуженных сил и загадочного будущего!»
…Что ж, в таких случаях обычно пишут: «КОММЕНТАРИЙ: без комментариев». Но я не хочу сейчас ставить точку, процитировав для вас фрагменты статей Ядринцева «Кому в Сибири хорошо живётся», «Любовь к Родине как главный деятель культурной и общественной жизни», «Океаническая цивилизация» и других. Ещё одна цитата – из статьи Николая Михайловича «Жизнь первого журналиста»; в ней, по сути, он о себе пишет, но главное – он говорит об истинном предназначении журналистики, о смысле журналистской профессии, о миссии журналиста на этой земле. Ах, как хотелось бы, чтобы строчки эти прочитали сейчас все нынешние и будущие журналисты Сибири и земли Омской!.. Внимание! Слово – Николаю Ядринцеву:
«Судьба первого журналиста похожа на судьбу сказочного героя. Он так же, как царевич, хочет разбудить спящую жизнь своего народа. Он так же с мечом в руке прокладывает себе дорогу, перед ним так же лежит дремучий лес невежества, вражды, злобы… Он один должен совмещать в себе все таланты, все знания, все специальности. Он историк и романтик, поэт и учёный, археолог и публицист. Он должен приходить на помощь везде и всюду, он один обязан изобразить целый стройный оркестр и, зачастую не справившись с флейтой, хватается за колотушку турецкого барабана.
…Громадная сеть тяжёлых обид, горечи и ядовитых упрёков – вот жизнь первого журналиста. Он должен нести насмешки за бездарность своего народа, он должен гореть от стыда за его недостатки, приходить в отчаяние от его непробудного сна. Как человек непризнанной профессии, он даже не имеет права искать сочувствия у своих же земляков и сородичей. Он один всегда и везде.
Когда общество, для которого он работает, не хочет ничего ни понимать, ни видеть, – журналист обязан чувствовать и видеть за него. К его сердцу проведены невидимые нервы и нити целого огромного организма, и он должен живо чувствовать на себе все оскорбления, наносимые этому обществу. Он должен страдать за него, негодовать и ненавидеть…
И всё-таки он продолжает мечтать, потому что только одно это даёт ему веру и энергию творить. Он мечтает, как влюблённый, как юноша, а его слушает отупелая, чёрствая, вся ушедшая в брюхо мещанская среда… Правда, у него есть утешение: он ни разу не покривил душой, он всегда был честен, он никогда не торговал своими убеждениями. Умирая где-нибудь на распутье, в нищете, всеми покинутый, он будет полон сознания, что не напрасно прошла его трудовая жизнь, что не окончательно зарастёт травой та малая, когда-то им самим пройденная тропинка…»
Омск, уважай себя: читай Ядринцева!
Сергей Денисенко.
Ноябрь, 2012.
Омск.
 
Опубликовано: 4 июня 2014 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 01.06.2014.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : БИБЛИОПОСТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: OMIZDAT, BIBLIOPOST, эссе-клуб, БИБЛИОПОСТ, альманах
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD