Искусство покорения народных масс политиком сродни искусство покорения женщины мужчиной. Политик в этом случае выступает в роли мужчины (активного элемента), а толпа – в роли женщины (пассивного элемента). В их взаимоотношениях можно выделить следующие этапы:
1. Большой Взрыв. В начале карьеры политик, как правило, производит скандал для привлечения к себе внимания общества.
2. Конфликт и падение. Добившись известности, политик резко падает вниз в социальном измерении (демонстративный отказ от должности, уход в оппозицию, заключение, изгнание и др.). Большая часть общества в результате настраивается категорически против него, но меньшая часть – «бунтовщики по природе» – начинает поклоняться ему «в знак протеста».
3. Неожиданный взлёт. Политик совершает поступок, признаваемый подвигом (примеры – Аркольский мост, остановка корниловского выступления), после чего к нему возвращается влияние и почёт.
4. Самоумаление политика. Политик неожиданно отказывается от привилегий и становится на колени перед простым народом.
5. Ответное самоумаление народа. Народ в порыве благородных чувств падает перед политиком, чтобы поднять его с колен.
6. Формирование вертикали власти. Политик, почувствовав народную любовь, крепко встаёт на ноги… а народ на неопределённый срок остаётся на коленях.
Всё в этом процессе аналогично развитию отношений между мужчиной и женщиной: знакомство – конфликт (вызываемый мужчиной) – примирение (вызываемое им же) – мужчина делает вид, что подчиняется женщине – женщина по-настоящему подчиняется мужчине – мужчина закрепляет своё главенство.
В будущем «романе вождя с нацией» возможны два пути развития событий: либо путь постоянного разжигания и угасания конфликтов (по скрытой инициативе политика), либо путь «брака по расчёту» и установления равнодушно-благожелательных отношений. Народ может свергнуть правителя, которого ненавидит, может (при определённом воздействии) возненавидеть того, кого любит, но не может избавиться от того, к которому просто привык. Равнодушие скрепляет союзы (брачные и политические) сильнее всего.
Таким образом, можно говорить о своего рода «политическом Эросе», силе любви народа к лидеру, являющейся, как правило, проекцией потребности каждого «маленького» человека в ком-то родном, кто всегда готов оказать ему покровительство. Если семья есть ячейка общества, то государство есть своего рода гиперсемья. Отношение народа к своему вождю – это проекция отношения человека либо к родителю (пример – «отец народов» Сталин), либо к партнёру по браку (пример – «муж германской нации» Гитлер), либо к ребёнку, достигшему зрелости и совершающего подвиги «во имя отца своего» (пример – «маленький капрал» Наполеон, выросший из ничтожества в императоры на глазах у всего народа). В свете этих воззрений сакраментальная фраза «сын за отца не отвечает» приобретает новый, неожиданный смысл, над которым, несомненно, стоит задуматься.
Государство можно сравнить не только с семьёй. Оно есть ещё и колоссальный движущийся атом, который состоит из ядра (основы общества, его сверхактивных политических элементов) и электронов (частиц, вращающихся вокруг ядра).
Ядро состоит из двух противоположных по идеологии социальных групп (западники и славянофилы, либералы и патриоты, реформаторы и консерваторы и т. д.). Чем дальше они расходятся идеологически, тем крепче они связаны друг с другом: дружить можно и на расстоянии, а драться – только вцепившись друг в друга и слившись в единый ком; вражда связывает сильнее, чем дружба. Борьба и единство политических антиподов в равной степени цементируют общество, но основные созидающие силы общества вращаются вокруг ядра, – не вокруг тех или других его составляющих, а вокруг борьбы как таковой, – не присоединяясь к нему.
В этом мире бесконечного движения успешный политик, как правило, позиционирует себя как переходную точку между двумя бесконечностями, двумя периодами истории страны: тёмным (отрицательным) прошлым и светлым (положительным) будущим. То есть, он фактически находится в положении нуля между бесконечностями положительных и отрицательных чисел. Его «нулевое» достоинство – главный фактор, определяющий степень прочности его власти. У настоящего политика вместо собственного лица должно быть зеркало, в котором каждый мог бы увидеть себя.
Лицом политика является установленная им цель собственной деятельности. Но присутствие у государства, его правящей партии либо её лидера какой-либо ясно выраженной цели, по достижении которой ничего не надо будет делать, есть гарант гибели государства либо лидера. Опытные лидеры устанавливают общее направление своей деятельности (экономическое развитие, демократизация, прогресс в какой-либо важной для общества сфере), но не указывают конечной точки пути и – тем более – даты достижения этой точки, т.к. этим самым они назначают дату своих политических похорон. Главное – выбрать себе миссию, которую можно успешно выполнять всю жизнь, не боясь, что она когда-либо будет выполнена до конца.
Впрочем, это проявление общего закона человеческой жизни – жизнь бесконечна именно в силу отсутствия у неё конечной цели. Жизнь, имеющая цель, конечна, следовательно, бессмысленна. Смысл и цель жизни – далеко не одно и то же. Смысл может и должен быть у каждого конкретного мига, у каждого отрывка жизни, но у всей жизни его в принципе не должно быть – иначе жить будет незачем.
Поэтому экзистенциальная бесцельность индивидуальной деятельности каждого из нас, как и кажущаяся бесцельность политической суматохи современного мира, не должны смущать нас. Слава провидению за то, что мы не знаем, для чего живём! Если бы мы знали, то и жить нам, скорее всего, не захотелось бы.