С древних времён в сознании людей жила мысль о сходстве человека и мира, микрокосма и макрокосма. Развивая эту идею, можно сказать, что микрокосмом является и любое поэтическое произведение. Зарождение стихотворения всегда подобно зарождению космоса. Ему сопутствует Большой Взрыв, происходящий в отдельно взятой черепной коробке поэта.
Что же является его причиной?
В начале космоса, по данным современной науки, существовали две гигантские звезды, которые сблизились и взорвались как сверхновые. Из их атомов состоит Вселенная: одна рука человека может состоять из атомов одной звезды, а другая – из атомов другой. Так и стихотворение рождается в результате сближения двух идей (говоря условно, Эроса и Танатоса) – и большого взрыва. В результате возникает нечто третье – Номос. В любом стихотворении можно выделить две противоположные идеи, тезис, антитезис, развитие темы и синтез. Борьба и единство этих начал образует диалектическую основу творчества.
Вселенная стихотворения состоит из «поэтического вещества», поэтических атомов – мельчайших творческих импульсов, созидательных и разрушительных. Но, как 99 процентов пространства Вселенной занимает пустота между атомами, так и 99 процентов пространства стихотворения – это пустота между словами и их смыслом. В ней и пребывает то «вещество поэзии», которое составляет её сущность.
Элементы Вселенной – звёзды и галактики – разбегаются, занимая всё большее пространство. Так и стихотворение возникает вследствие взаимного отторжения элементов.
Вокруг звёзд образуются планеты, которые становятся пригодны для жизни только после остывания материи. Так и стихотворение становится пригодным для жизни только после остывания «поэтического вещества». Вещество это может быть механическим, мёртвым, и органическим, живым. Так и поэтическое вещество ценно только в том случае, если оно является органическим, то есть свободно саморазвивающимся. И, как органические существа могут быть одушевлёнными, наделёнными даром познания и мысли, так и стихотворение должно быть не только органическим, но и одушевлённым, мыслящим, любящим и желающим.
Какой же закон управляет развитием поэтической вселенной? Его можно сформулировать следующим образом: энергия стихотворения равна массе человеческого опыта, вложенного в него, помноженной на скорость движения света мысли, возведённой в степень вдохновения.
Таковы первые краткие наброски поэтической космологии. Надеюсь, что они найдут отклик и желание продолжать их у читательской аудитории.