Историю человечества можно сравнить с огромной горой. К её вершине – Истине Бытия – стремились все народы, но каждый шёл своим путём. Многие великие мыслители приближались к вершине и обретали возможность видеть всё человечество. И для них исчезали границы между странами и преграды между людьми разных культур.
«Великий поток стремится с Востока на Запад и с Запада на Восток… Все высшие проявления человеческой мысли сообщаются между собой», – сказал известный японский писатель Китамура Тококу.
В настоящее время в мире усиливаются интеграционные процессы, и возрастает стремление к расширению диалога между Востоком и Западом. Россия, расположенная между Европой и Азией, призвана к соединению культур Востока и Запада.
Можно говорить об особом пристрастии зарубежных культур к русским писателям и особенно к Ф. М. Достоевскому. Влияние творчества Достоевского на отечественную и мировую литературу – неоспоримо признанный факт. В литературоведении неоднократно рассматривались проблемы влияния творчества Достоевского на литературу Запада, но вопрос о влиянии русского писателя на литературу Востока недостаточно изучен.
Цель работы – изучить влияние философии личности в творчестве Ф. М. Достоевского на понимание и изображение человека в произведениях японских писателей ХХ века Акутагавы Рюноскэ, Мисимы Юкио, Оэ Кэндзабуро, сопоставить их концепции, найти точки соприкосновения между ними.
В традиционной культуре Японии проза считалась искусством второстепенным, развлекательным, несерьёзным.
Идеи восточной философии с её равнодушием ко всему индивидуальному в человеческой душе, особенно философии бусидо, мешали усвоению глубоких знаний о личности человека, о сложности и изменчивости характера, об острой борьбе разных начал в человеческой душе. Человек как личность мало интересовал писателей.
В ХХ веке ситуация изменилась. Япония «открыла двери» Западу. Приход в Японию европейской цивилизации с её индивидуалистическими тенденциями, потребительским отношением к жизни и природе и вызванный этим отдход от национальных духовных ценностей сильно повлияли на самосознание японцев. Разлад человека с собой, утрата самотождественности, одиночество стали «болезнью века».
Возникла потребность разобраться, что происходит в душе человека, необходимость «школы психологизма». Произведения Достоевского стали такой «школой». Его психологический метод изображения мира и человека сильно повлиял на становление реализма в японской литературе ХХ века.
Каковы же основные положения философии личности Достоевского?
Г. Померанц ввёл две формулы – так называемые формулы «эвклидовского» и «неэвклидовского» сознаний.
Основные положения, на которых базируется «эвклидовский» разум, выражаются составленной Г. Померанцем формулой:
А = А ≠ В ≠ С… ≠ N… ≠ ∞
(где А – конкретный человек; В, С, N – окружающие его люди; ∞ – человечество).
По этой формуле, человек равен только самому себе, у его личности нет точек соприкосновения с личностями других людей, он обособлен от человечества, не связан ни с чем происходящим в мире. Апологетом такого образа мышления является, в частности, Раскольников из «Преступления и наказания».
Формула «неэвклидовского» разума такова:
А ≠ А = В = С… = N… = ∞
По этой формуле, человек никогда не совпадает полностью с самим собой, со своими представлениями о себе, но всегда хотя бы частично совпадает с душой другого человека. Признание существования внутреннего родства всех людей приводит к обретению веры в бесконечное величие души человеческой и Духа Божия, свойственной, например, князю Мышкину или Алёше Карамазову.
Последняя формула ближе к восточной философии, чем к западной.
Из неё я выделил четыре аспекта, по которым сопоставил концепцию личности у Достоевского со взглядами японских писателей Акутагавы, Мисимы и Оэ:
1) многомерность сознания;
2) человек как со-бытие;
3) человек как часть высшего единства;
4) человек как точка зрения на мир.
Рассмотрим первый аспект.
Идея многомерности сознания человека, сложности его души вытекает из формулы А ≠ А. У Достоевского человек есть безграничная широта собственных мыслей, побуждений.
«Мир Достоевского» можно представить как разомкнутое кольцо, подобное подковообразному магниту. Полюса этого мира – «идеал Мадонны» и «идеал содомский»; их взаимоотношения определяет судьбы героев Достоевского. Так, в душе Дмитрия Карамазова происходит самоотрицание «идеала содомского», который отступает, побеждённый «идеалом Мадонны», и это становится началом духовного перерождения Дмитрия. В отличие от него, в душе Ивана Карамазова ни одно из противоположных духовных начал не может быть побеждено другим, и из-за этого душа Ивана словно разрывается на части.
Духовное состояние, подобное состоянию Ивана Карамазова, передал великий японский писатель Акутагава Рюноскэ во многих своих произведениях. Он пытался примирить непримиримое – добро и зло, полярные силы сознания. Своё духовное состояние передал Акутагава в «Диалоге во тьме», где герой разговаривает с демоном. Этот диалог является, по выражению Л.Холодовича, «усложнённым вариантом разговора Ивана Карамазова с чёртом».
Второй аспект – идея о жизни человека как о со-бытии, сосуществовании, взаимодействии с окружающими его людьми, с Богом и природой. Он вытекает из формулы А = В. Только соединяясь со всеобщим и определяя своё место в мире, человек обретает индивидуальность. Такое представление о человеке хорошо выражает схема Вселенной в виде пересечения двух осей, образующих крест, в центре которого – человек, вверху – небо (Бог), внизу – земля (природа), слева и справа-люди.
Идеи, сходные с этими, выразил в своих произведениях японский писатель, лауреат Нобелевской премии, Оэ Кэндзабуро. Он испытал сильное влияние Достоевского (в этом он признавался в «Письме японца, учившегося у русской литературы»). В романе «Потоп» писатель развивает мысли Достоевского о гибельности «обособления» человеческой души, Оэ говорит: «Кажется, Достоевскому принадлежат слова о том, что в природе всё прекрасно, будь то один листок дерева или луч солнца. И это напоминает нам… о противоречии между техникой и человеческой жизнью, между одним человеком и другим, наконец, о противоречии человека с самим собой». Жизнь человека в философии Оэ есть со-бытие, и такое её понимание автором, несомненно, сложилось под влиянием Достоевского.
Далее, человек у Достоевского есть часть высшего единства. Это вытекает из формулы А = ∞. Всё человечество есть homo macsimus – единое тело, единая душа, возникающая из бесконечного множества отдельных личностей, как собор из камней. Эта философская идея выражается в литературе способом организации системы образов героев на основе принципа сверхлица. Согласно этому принципу, герои литературного произведения также составляют некое единство, которое Г. Гессе назвал сверхлицом. Принцип сверхлица возник как обобщение темы «двойничества», вошедшей в мировую литературу благодаря Достоевскому. Так, в «Преступлении и наказании» Лужин и Свидригайлов – «двойники Раскольникова» — воплощают собой разные стороны души главного героя. Подобным образом организована система образов в «Бесах». «Шaтoв, П. Bepxoвeнcкий, Kиpиллoв – лишь чacти pacпaвшeйcя личнocти Cтaвpoгинa» (Бердяев).
Принцип сверхлица использовал Мисима Юкио в своих произведениях. В «Золотом Храме» главному герою Мидзогути постоянно сопутствуют два человека, воплощающие различные стороны его души. Цурукава несёт в себе всё светлое, чистое и прекрасное, а Касиваги – все низкое и безобразное, что есть в сердце Мидзогути.
Четвёртый аспект философии личности у Достоевского – идея о том, что человек есть особая точка зрения на мир и на себя. Достоевский синтезирует мир через сознание своих героев.
Так, в «Преступлении и наказании» мир показан как бы глазами Раскольникова, личность и теория которого рассматриваются с точек зрения других героев. Через их восприятие ему и его теории даётся оценка.
Такой же подход к изображению мира и человека в нём прослеживается во многих произведениях Акутагавы Рюноскэ. В новелле «В чаще» одно и то же событие (убийство самурая разбойником) показано сразу с нескольких точек зрения – разбойника, жертвы и его жены.
Таким образом, сопоставив концепции личности у Достоевского и у вышеназванных писателей Японии, можно сделать вывод о несомненном влиянии Достоевского на их творчество в этом вопросе. Во многом благодаря воздействию его творчества писатели Страны Восходящего Солнца впервые прибегли к методу анализа в изображении человека, заглянули в тайники его души, бездонной, сложной, противоречивой. Сознавая взаимную зависимость и общность человека с другими людьми и природой, рассматривая его как часть Целого, они стали изображать мир при помощи «сквозного видения» через сознание своих героев. Так японская литература начала свой диалог с литературой России.