Цивилизация существует в определённой системе смысловых и исторических координат. Основными осями координат каждой культуры являются измерения психологическое, социальное и природное. Но представим себе, что в одну систему координат неожиданно вторгается другая, и пространство существует уже не в трёх измерениях, не в трёх осях координат вокруг одной неподвижной точки отсчёта, а в шести, девяти, двенадцати измерениях, где каждое имеет свою точку отсчёта?.. Эта невозможная с физической точки зрения картина часто наблюдается в истории. В истории России часто случалось, что точка отсчёта, служившая центром исторической, социальной и духовной жизни русского общества, в короткое время сменялась, подобно тому как перемещается магнитный полюс Земли. Это происходило во время монгольского нашествия, когда в мир Киевской Руси, существовавший в европейской христианской системе координат, вторгся восточный монгольский кочевнический мир, сначала языческий, а затем мусульманский, где и общественная, и духовная система строилась вокруг совсем других смысловых центров, других идеалов… Такой же процесс происходил во время Петровских реформ, только движение русской культуры было обратным – от Востока к Западу. И в третий раз подобная смена координат и точек отсчёта произошла во время Октябрьской революции. Но в эти периоды происходило постепенное вытеснение одной системы другой либо их незаметное слияние; сейчас же в огромном цивилизационном поле России все ранее соперничавшие в ней центры духовного и исторического развития, распространяющие вокруг своё влияние, существуют рядом, порождая немыслимый разброд и духовно-политическую какофонию. Эта ситуация уникальна для историка, но печальна для современника.
Существование человека в многомерном культурно-социальном пространстве трагично: задействованный одновременно во множестве отдельных пространственных систем, он ощущает себя вовлечённым в движение гигантского механизма, чьё функционирование не подвергается воздействию разумной воли. Страх перед подобным образом мира заставляет человека искать твёрдой точки опоры, а в случае её отсутствия – непрерывно двигаться, чтобы не превратиться в пассивную жертву кризиса. Человек цепляется за какие-либо фальшивые культурные ценности либо безвольно дрейфует «вдоль по жизни», переходя от заблуждения к заблуждению. Человечество – Великая Машина – поглощает единичные жизни, которые необходимы как сырьё для производства новых ценностей… Борьба с Машиной становится смыслом деятельности наиболее стойких представителей человечества. Часть борется против целого во имя иного целого – вот в чём заключается трагизм этой ситуации! Найти единую точку отсчёта, единую систему ценностей, установить единые параметры общественного, духовного и физического бытия человека – вот к чему следует стремиться, чтобы преодолеть этот кризис. Следствиями этих устремлений являются новые открытия и достижения души человеческой, религии, философские учения, создания искусства и литературы. В конечном счёте главной целью деятельности человека на этом поприще является именно закрепление себя в бытии – культурном и социальном. Так трагизм исторического существования человека находит катарсис, разрешение в достижениях человеческого духа.
С древнейших времен культура являлась главным средством этого преодоления трагизма исторического бытия. Она есть организм, борющийся с механизмом космоса и превращающий механические явления мира в одухотворённые, живые, придающий миру определённое лицо, и главный стержень цивилизации, устанавливающий незыблемую точку отсчёта и систему координат, в которой человек может чувствовать себя на своём, только ему предназначенном месте в этом огромном и с каждым веком всё более неизмеримо непонятном мироздании.