Наша эпоха – это эпоха открытия основ материального мира, приобщения человека к бесконечности космоса и бесконечности микромира, эпоха прикосновения к безднам, которые были скрыты от людей предшествующих эпох под тонкой плёнкой незнания. Одна за другой разверзаются перед нашими взорами бездны мира внешнего, и бездны мира внутреннего, таящегося в нас, откликаются на зовы извне брожением и переменами в самых первоосновах человеческой души. Новые кризисы, не только в экономике, но и в психике человечества, заставляют нас тревожиться и создавать новые теории и учения, ставящие своей целью если не гармонизацию нашей жизни, то хотя бы её постижение. Такими теориями были психоанализ, аналитическая психология Юнга, учения Адлера и других мыслителей. Но, несмотря на это, кризисность остаётся главным параметром нашего бытия. Разрыв между мыслями и поступками остаётся для мира более вредоносным, чем разрыв между богатыми и бедными или бездна непонимания между цивилизациями. Как же преодолеть кризис существования? Тут необходимо прикосновение к сердцевине внутренней жизни человека, более глубокое, чем то, которое предлагают нам Фрейд, Юнг и другие мыслители прошлого.
1. Традиционный психоанализ З. Фрейда ставил своей целью исследование структур человеческого бессознательного – Эго, Супер-Эго и Ид. Учение Юнга создавалось вокруг постулатов о существовании структур коллективного бессознательного – архетипов. Эти теории сосредотачивали своё внимание именно на формах психической жизни человека, упуская из внимания материал, которому придаётся та или иная форма, тогда как главной причиной большинства расстройств человеческого сознания являются именно пороки материала, самого «вещества существования», а не каких-либо форм, принимаемых им. Если продолжить библейскую метафору сравнения человека с глиняным сосудом, то мы, признав сосуд непригодным к использованию, обнаружив на нём трещины, обращаемся с нашими претензиями к мастеру, который украшал сосуд узорами, тогда как на самом деле причина надлома таится в плохом приготовлении глины или неправильном обжиге сосуда. Узоры на его внешних стенах к надлому и трещине никакого отношения не имеют.
2. Что же представляет из себя «вещество существования»? И как оно организовано?
Психика человека состоит из ряда первоэлементов – «атомов психики», «единиц психической жизни». Наряду с тканью поступков, слов, мыслей, чувств, есть ткань из единиц сознания, управляющих первыми. Эти атомы – элементарные импульсы и рефлексы психической жизни, существование которых, в отличие от архетипов и структур Фрейда, находит подтверждение в науке. Сознание обладает двумя признаками: цельностью и сложностью. Оно одновременно органично и организовано. Каковы же принципы его организации?
2.1. Череда атомов сознания прерывна, и сознание представляет из себя не столько прямую, сколько пунктир, в «белых пятнах» которого и происходит подлинная работа по формированию основ человеческой души. Душа базируется на пустоте – традиционное восточное представление о Пустоте как о первооснове мира находит новое выражение! Для психики важнее переходные области между первоэлементами, чем сами элементы. Области разрыва, проходя через которые, мысль преобразуется в чувство, а чувство – в желание и волевое побуждение,– вот что определяет движение внутренней жизни человека!
2.2. Организация «государства атомов» человеческого сознания подобна организации государства. Как в государстве может быть парламентская система, при которой ряд депутатов принимает решения, а президент только даёт ему законную силу, и президентская система, при которой основная власть сосредоточена в руках одного лица, – в человеческой психике волевой диктат может исходить от единого центра или от совокупности напластований элементов внутренней жизни человека. Есть законодательная, исполнительная и судебная власть души и есть масса первоэлементов психической структуры, избирающих эту власть и покоряющихся её организующей воле.
2.3. Подобно тому как существует письменность, сводящая язык к ряду букв – немногочисленных условных знаков, не имеющих сходства с явлениями реальной жизни, – и письменность иероглифическая, в которой язык формируется из колоссального ряда иероглифов, своеобразных маленьких смысловых княжеств, имеющих определённый изобразительный смысл, при оперировании которыми разум переходит от одной грани мира к другой, – так и «алфавит души» может быть организован по двум подобным принципам.
3. Жизнь человека, какой она должна быть, представляет из себя равномерное и гармоничное движение потока этих атомов сознания, единиц мысли, слова и действия. Нарушение этого движения есть психическая болезнь. Есть два вида нарушений: ускорение и замедление движения. В результате происходит нарушение равновесия внутреннего мира, накопление чрезмерного напряжения атомов в определённом участке «пространства сознания». Личность деструктурируется, становится хаосоцентричной. Преодоление хаосоцентричности конкретной личности и человеческого общества вообще – главная задача современной науки!
Болезнь конкретного человека, проявляющаяся в нарушении движения «атомов сознания», может быть вызвана двумя основными причинами: несовпадением человека с миром и несовпадением человека с собой. Первый тип расстройства заключается в том, что движение психических процессов в человеке не совпадает с темпами общественной жизни. Здесь следует помнить правило: важно не то, сколько человек живёт, а то, в какую сторону он живет. Движение основных мыслительных, эмоциональных и волевых процессов в душе человека может не совпадать по направлению с движением Машины, именуемой обществом. В результате человек начинает противопоставлять себя обществу и наперекор излишней структурированности общественной жизни культивировать в себе хаос – или, напротив, подавлять этот хаос максимальной регламентацией и регулированием всех процессов своей жизни. Но попытка скрыть хаос – это лишь знак наиболее глубокого соприкосновения с хаосом.
Другой тип расстройства – несовпадение человека с собой – гораздо сложнее. Здесь расстройство истекает именно из «белых пятен сознания», которые становятся для человека первостепенными и вытесняют элементы «организации» в хаос. «Организм» выступает против «организации» – вот в чём причина этого кризиса! Этот кризис требует более глубокого проникновения в хаос, чем предыдущий тип. Здесь затрагиваются основные слои человеческого бытия, сама человеческая «экзистенция», и излечение от этого расстройства возможно только с помощью максимального напряжения всех человеческих сил.
4. Какими методами мы можем излечиться от расстройств «вещества существования»? Методы психоанализа не всегда эффективны. Психоанализ – это своего рода «моральное саморасчленение», это взор человека на свой внутренний мир через окно, покрытое тонким и прочным стеклом, позволяющим видеть, но не воздействовать на явления видимого мира. Необходим психосинтез, который стал бы не «окном в мир», а «выходом на улицу через дверь». Но создать целостный и гармоничный мир из первоэлементов, обнаруженных анализом, – это задача, сопоставимая с созданием вселенной… Поэтому наиболее подходящим объектом для изучения принципов психосинтеза является психология творчества – высшей формы синтеза нового мира из элементов внешней и внутренней жизни человека разумного.
4.1. Арс Магна. Творчество является главным методом преодоления хаосоцентричности. Оно есть упорядочение «единиц мысли, слова и действия» в законченные структуры. По какому же принципу создаются комбинации из «атомов сознания»? Этот принцип вызывает в памяти разработанную средневековым философом Раймундо Луллием особую модель мира, признанную современными специалистами ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) одним из первых прототипов так называемого «морфологического ящика». Его модель «Арс МАГНА» представляла из себя систему концентрических кругов, размещённых на одной оси. Каждый круг был разделён на большое количество секторов, на которых были написаны основные философские понятия. При вращении кругов друг относительно друга различные секторы выстраивались в ряды, и прежде несовместимые понятия, включенные в эти ряды, образовывали новые интеллектуальные структуры. Подобным образом в процессе творчества происходит взаимодействие различных интеллектуальных планов, и в результате формируется новая – творческая – философия жизни.
4.2. Хаосотерапия. Для преодоления хаосоцентричности личности необходимо выделить в личности несколько основных «опорных точек сознания», основных убеждений, сторон, лиц человеческой души. Они должны быть противопоставлены друг другу, их следует максимально глубоко разделить и сгруппировать вокруг них «атомы мысли», после чего наступает следующий этап «хаосотерапии» – столкновение противоположностей. Они сближаются, и в результате этого сближения в сознании накапливается напряжение, заряд внутренней силы, которая может быть направлена как на созидание, так и на разрушение. На этом этапе очень важно не допустить деструктивного проявления энергии сознания… Главной задачей хаосотерапии является направление энергии на созидание, на самовыражение в творчестве, на обретение катарсиса. Мгновенное освобождение души от бремени, от тяжести, накопленной хаосом, приносит ощущение облегчения и ясности мировосприятия. Следует зафиксировать это состояние, объяснить человеку сущность произошедшего процесса, чтобы он мог подобным образом контролировать свою внутреннюю жизнь и в случае повторного кризиса самостоятельно гармонизировать свою личность.
Эти положения – только вступление к теории психосинтеза, теории, создание которой принадлежит отдалённому будущему. Но, несмотря на разрыв, отделяющий нас от будущих поколений, которые смогут найти средства для преодоления внешних и внутренних кризисов существования, мы должны работать в направлении, которое нам указывает Время, чтобы всеобъемлющая наука будущего, которую можно назвать Космософией, приобрела для нас более ясные и отчётливые черты.