OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.20 · 05:40 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Маркетинг
2011 — Гончаренко А.А., Кныш Н.А. — Малые инновационные предприятия при вузах и инновационная система региона
.


Гончаренко
Александр Александрович
директор Межвузовского инновационного бизнес-инкубатора ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»

Кныш
Наталья Александровна

кандидат исторических наук, начальник Центра инновационных компетенций Межвузовского инновационного бизнес-инкубатора ФГБОУ ВПО
«Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»








Доклад 
на третьей научно-практической конференции 
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»
15 декабря 2011 года

Малые инновационные предприятия при вузах 
и инновационная система региона: 
перспективы и проблемы взаимодействия

Одним из основных направлений деятельности современных университетов является содействие проведению взятого в стране политического курса на инновационное развитие и повышению конкурентоспособности соответствующих регионов через создание научно-технических разработок и выработку инновационных решений, их коммерциализацию и внедрение в реальный сектор экономики регионов и страны в целом. Функционирование омских вузов свидетельствует об усилении практической значимости проводимых ими научно-исследовательских работ и возможности их применения для развития региональной экономики инновационного типа. Инновационная деятельность вузов в возможных пределах ориентирована на направления, приоритетные для развития ключевых промышленных кластеров Омской области, решающих проблемы импортозамещения для региональной и российской экономики и обеспечивающих выход на мировые рынки с конкурентоспособной продукцией. 
Непосредственно производителями наукоёмкой продукции могут в настоящий момент выступать малые инновационные предприятия, созданные при вузе. Правовой основой для создания инновационных предприятий при бюджетных научных учреждениях и государственных высших учебных заведениях стал Федеральный закон № 217 от 02.08.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Основной целью закона является обеспечение внедрения в производство результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат учреждениям науки и образования, поскольку созданы за счёт бюджетных средств. Закон предоставил возможность для учреждений науки и образования быть участниками и учредителями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям. 

Малые инновационные предприятия (МИП), создающиеся при вузах, являются результатом отработанного механизма трансформации разработок в предприятия, обеспечивающие полный производственный цикл и способствующие повышению уровня занятости населения, появлению новых рабочих мест в научно-технической сфере, увеличения объёмов выпуска инновационной продукции и её доли в общем объёме отгруженных товаров, работ и услуг. Инновационная деятельность на таких предприятиях может быть представлена достаточно широко: как любое изменение товара или услуги – от усовершенствования отдельных видов продукции, ранее выпускаемой на предприятии, до создания новых видов товаров и услуг в промышленной, научно-технической и других сферах. В среднем на одно МИП приходится до 3-4 направлений научно-технической деятельности. Эти направления, как правило, взаимно дополняют друг друга и способствуют выживанию МИП в случае возникающих сложностей в производстве и сбыте продукции одного вида.
Малые инновационные предприятия создаются в тех нишах, где имеется достаточно редкое сочетание наличия разработчиков и разработок научного и технического уровня. Необходимость такого сочетания и определили ниши и направления современно научно-технического предпринимательства, в том числе и в г. Омске:
- компьютеры и информационные продукты, средства программного обеспечения и мультимедиа;
- приборостроение и электроника;
- разработка, производство и ремонт оборудования;
- здравоохранение, включая лекарства, материалы, инструменты, электронное приборостроение для медицины;
- строительные технологии и материалы, инструменты;
- биотехнологии, пищевые и химические продукты и добавки;
- экология, приборы контроля энерго- и ресурсосбережения;
- образовательные дистанционные услуги и наукоёмкий консалтинг и пр. 
Несмотря на то, что основная часть научно-технического потенциала региона сосредоточена в крупных хозяйственных образованиях, но и малые инновационные предприятия могут играть немалую роль в развитии этого потенциала. Малые и средние предприятия практически всегда опережают крупные предприятия по части коммерциализации результатов НИОКР.
Месть и роль малых инновационных предприятий в создании эффективной инновационной системы региона, способствующей развитию научно-технического потенциала, продвижению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики региона заключается в следующем: 
Создание новшеств. МИП способны очень динамично и гибко реагировать на изменения, как потребительского спроса, так и на новые предложения и перспективы, открывающиеся на базе использования результатов исследований и разработок.
Доведение научных знаний до промышленного производства (опытно-конструкторские, испытательные работы, опытное производство в рамках МИП).
Производство наукоёмкой продукции на самостоятельной основе либо совместно с другими организациями (крупный, средний и малый бизнес, в том числе госзаказ, другие МИП). Развитие механизмов инновационного взаимодействия МИП и крупного бизнеса возможно на основе формирования аутсорсинга.
Организация дополнительных рабочих мест, в том числе и для высококвалифицированных специалистов, научных работников, студентов, аспирантов, способных работать в условиях поиска, как новых научных решений, так и финансовых возможностей для реализации научно-технических достижений во всех отраслях народного хозяйства. Сохранение трудового потенциала отечественной науки.
Актуализация роли новатора в обществе и, прежде всего, в среде молодёжи.
Обеспечение эффективной связи между отдельными элементами инновационной системы региона. 
Малые инновационные предприятия с их научно-техническим потенциалом выступают одной из форм, способствующих реализации стратегии регионального научно-технологического развития. Но развитие МИП на сегодняшний день затруднено рядом факторов. Сегодня вполне представлены элементы инновационной инфраструктуры, обеспечивающие малые инновационные предприятия офисными помещениями и услугами сопровождающего консалтинга. 

Сегодня малые инновационные предприятия нуждаются в обеспечении лабораторными и производственными площадями, оборудованием для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, инжиниринговых услуг. Проблемы найти необходимое оборудование практически не стоит. На рынке представлен широкий спектр оборудования разных производителей и разных ценовых категорий и выбор не представляет проблемы. Проблема в финансировании – оборудование дорогое и у компаний нет возможности его приобрести. Одним из вариантов решения данной проблемы может стать создание единой распределённой сети центров коллективного пользования (ЦКП) для доступа начинающих научных коллективов и стартовых инновационных компаний к современному оборудованию и технологиям, обеспечивающим возможность разработки и организации производства конкурентоспособной продукции в быстрорастущих сегментах мирового рынка. Подобная сеть ЦКП обеспечит полный цикл создания наукоёмкой продукции, включая возможность разработки и организации опытного производства. Линейка ЦКП должна включать современные установки для производства высокотехнологичной продукции и обеспечивать, как минимум, три основных технологических этапа:
1. Проектирование.
2. Изготовление шаблонов.
3. Прототипирование.

Основная цель научно-производственных комплексов – обеспечить кооперацию, способствующую изготовлению и  продвижению научных технологий на предприятия. В рамках таких комплексов созданы возможности для развития предприятий всех приоритетных для региона направлений. Необходимо, чтобы каждый руководитель, разработчик мог доработать свой проект до стадии промышленного масштабирования.
При омских вузах созданы инновационные предприятий, но для дальнейшего их развития требуется создать в Омской области научно-производственный комплекс (в виде промышленного парка или технопарковой зоны, возможны другие организационные формы производственных площадок), но это должен быть комплекс современной технической и технологической инфраструктуры, который обеспечит полный процесс создания высокотехнологичной продукции посредством предоставления компаниям современных научно-производственных площадей и доступа к исследовательскому, проектному, технологическому оборудованию и новейшим технологиям. Основными направлениями деятельности таких комплексов должны быть:
Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в приоритетных для региона направлениях. 
Предоставление технологических услуг малым наукоёмким предприятиям г. Омска на базе созданных центров коллективного пользования современным оборудованием, центров прототипирования и др.
Для региональной инновационной структуры такой научно-производственный комплекс позволит:
1) Создать в Омском регионе современную инфраструктуру, отвечающую требованиям развития предпринимательства в научно-технической сфере и высокотехнологичных производств.
2) Выполнить функции «системного интегратора» инновационной активности в регионе.
3) Сформировать комфортную инновационную среду для реализации наукоёмких проектов в высокотехнологических сферах экономики.
4) Координировать программы развития малых инновационных предприятий и непосредственно участвовать в этих программах.

Обозначенная в докладе тема поднимает ряд актуальных вопросов, на которые ещё предстоит ответить: Как чувствуют себя предприниматели от науки в бизнес-среде города и региона в целом? Какие проблемы – правовые, экономические, административные, социальные – являются барьерами для развития их инициативы? В каких отраслях народного хозяйства региона малые инновационные предприятия при вузах могли бы найти применение (МИП и кластеры Омского региона)? Одним из основных показателей развития экономики инновационного типа является доля инновационной продукции (в общем объёме произведённой продукции) и увеличение доли оборота организаций малого инновационного предпринимательства (в общем обороте организаций). В связи с этим, какими являются реальные основные финансово-экономические показатели работы малого инновационного бизнеса – оборот и прибыль? Отношение руководства малых инновационных компаний к формам поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровне? Активность участия предпринимателей в государственных конкурсах и программах? Насколько эффективны программы поддержки малого и среднего предпринимательства? Отличия в востребованности отдельных видов государственной поддержки в зависимости от отраслей, в которых работают предприятия. Кадровый вопрос – в чём его содержание и насколько он объективен? Ряд открытых на сегодня вопросов, связанных с функционированием малых инновационных предприятий, может быть продолжен от частных вопросов развития каждой отдельной компании до вопросов, касающихся всей сферы развития инновационного предпринимательства. Остановимся на вопросе, связанном с формами поддержки предпринимательства на региональном уровне. 
О необходимости государственной поддержки сектора малого инновационного предпринимательства свидетельствует не только отечественный опыт, но и мировой опыт развития наукоёмкого предпринимательства. Внешняя среда «достаточно агрессивна» по отношению к малому предпринимательству. И государственная поддержка должна позволить компенсировать эти вызовы внешней среды. В Омском регионе поддержкой малого бизнеса занимается ряд организаций:
Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства.
Государственное учреждение Омской области «Омский региональный бизнес-инкубатор». 
Казённое учреждение города Омска «Центр поддержки предпринимательства».
Региональная общественная организация Омской области «Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства». 
Региональная общественная организация «Омский областной союз предпринимателей».
Омская торгово-промышленная палата и др.
Все перечисленные организации оказывают разные виды помощи предпринимателям – от информационной и консультационной до финансовой. Среди конкретных форм государственной поддержки предпринимательства, реализуемой на территории Омской области, можно назвать следующие: 
1) Гранты субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела (в размере 200 тысяч рублей) и на создание инновационных компаний (в размере 500 тысяч рублей). 
2) Возмещение части суммы процентов по кредиту; части лизинговых платежей; части страховой премии; части расходов, связанных с выплатой вознаграждения по договорам банковской гарантии, поручительства; части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ; части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченными кредитными потребительскими кооперативами; затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению; затрат на обучение субъектами малого предпринимательства своих работников на образовательных курсах; части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным сельскохозяйственными потребительскими кооперативами; расходов, связанных с участием субъектов малого предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых за пределами Омской области; затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, являющимся действующими инновационными компаниями; части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлечённым на срок не более 3 лет в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства не ранее 1 января 2005 года или субъектами среднего предпринимательства не ранее 1 января 2008 года. 
3) Предоставление поручительства Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства при получении кредита или заключении договора лизинга. 
4) Микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства. Ограничения на пути привлечения банковского финансирования достаточно традиционные. Основными причинами «неиспользования» государственных денежных средств являются: высокие процентные ставки по кредитам, сложность оформления документов, ограниченные денежные возможности бюджетов – слишком маленький размер максимально возможной суммы, которую можно взять. И если с точки зрения банков плата за пользование ресурсами и обеспечение кредитов являются жёсткими ограничителями, то упрощение оформления кредитов – задача вполне реальная для коммерческих банков, но на сегодняшний день этот вопрос остаётся открытым.
Среди различных видов предоставляемой финансовой поддержки наиболее эффективными для малого инновационного предпринимательства называются следующие: предоставление субсидий на оборудование; участие в государственном и муниципальном заказе; субсидии на возмещение платежей за аренду; предоставление субсидий (грантов) на старт бизнеса и возмещение лизинговых платежей. Сумма выделяемых грантов не позволяет приобрести необходимое оборудование для налаживания даже опытной партии высокотехнологичной продукции.  

При запуске и первоначальном развитии инновационных предприятий существенное значение для финансового положения компании имеет налоговый режим. Налогообложение традиционно является одной из самых актуальных и сложных проблем для малого предпринимательства в целом и инновационного в частности. На большей части созданных при вузах предприятий применяется общая система налогообложения, в настоящий момент ряд предприятий переходят на упрощённую систему налогообложения, которая позволяет использовать для начисления страховых взносов пониженные тарифы (снижение до 14 %). Большой проблемой для начинающего предпринимателя является отсутствие стабильности в налогообложении – частые изменения правил налогообложения и налоговых ставок при отсутствии своевременных разъяснений по применению новых правил. Отсутствие понятной, прозрачной и предсказуемой системы налогообложения заставляет предпринимателей искать способы «оптимизации налогообложения» через применение нелегальных схем. 

Анализ и учёт всех выше обозначенных обстоятельств (в большей мере они все разрешимы, но при условии принятия ряда принципиальных решений на государственном уровне, с законодательным закреплением), позволяет, на наш взгляд, рассматривать малые инновационные предприятия как одну из форм, способствующих реализации стратегии регионального научно-технологического развития. Не думаем, что кто-то будет оспаривать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью любой региональной экономики, нацеленной на свое поступательное развитие. Не скажем ничего нового, перечисляя те функции, который малый бизнес, в том числе и инновационный, призван выполнять – обеспечение инновационного развития, насыщение рынка высокотехнологичными товарами и услугами, решение социальных вопросов, обеспечение самозанятости населения, создание новых рабочих мест и др. Но, несмотря на декларируемую важность в целом малого предпринимательства и малого инновационного предпринимательства в частности, несмотря на разработку и реализацию различных мероприятий, направленных на развитие данного сектора, на совершенствование инфраструктурной поддержки, у малого инновационного бизнеса остаются неразрешённые проблемы. И для развития инновационного предпринимательства в регионе требуется решение ряда вопросов. Резюмируем лишь некоторые из них:
Формирование научно-технологических, производственных парков, технопарковых зон и региональных центров современного оборудования и технологий.
Высокое налогообложение и рост страховых взносов фонда оплаты труда. Высокие ставки процентов за кредит
Данный вопрос можно решить путём установления местных налоговых преференций, направленных на стимулирование развития МИП в регионе. Налоговое стимулирование расходов МИП необходимо для снижения себестоимости наукоёмкой продукции, привлечения в бизнес квалифицированного исследовательского персонала, амортизации научного оборудования, стимулирования инновационной деятельности в приоритетных направлениях и пр. Стимулирование возможно по формам (уменьшение налогооблагаемой базы, снижение налога на исчисленную прибыль корпораций) или по временным рамкам (возможность для вновь создающихся малых инновационных фирм переноса налоговых льгот на будущие налоговые периоды, что актуально по причине связанной с полным отсутствием в данный период времени прибыли) и др. 
Продолжение осуществления специальных целевых программ на региональном уровне по поддержке инновационного предпринимательства.
Прямые государственные субсидии и целевые ассигнования региональных органов власти на развитие инновационного предпринимательства.
Мобилизация ресурсов частного сектора на решение задач регионального научно-технического развития.
Совершенствование информационной, коммуникационной, финансовой инфраструктуры.
Организация управленческого консультирования предпринимателей.

В заключение, ещё раз акцентируем внимание на общепризнанном факте – одним из основных условий создания инновационной структуры экономики региона является эффективное взаимодействие региональных органов власти, научных институтов, образовательных учреждений, производственных предприятий и бизнеса. И это взаимодействие должно выходить дальше подписания многочисленных договоров и соглашений, декларирующих совместные действия в развитии и поддержке инновационного предпринимательства. На сегодняшний день в большинстве случаев такое взаимодействие всё же остается «бумажным», на практике стороны не всегда готовы идти на уступки, необходимые при выполнении совместных проектов. Но при этом, можно ответить и позитивные подвижки в данном вопросе. Что касается образовательных учреждений, то сегодня функционирование инновационной инфраструктуры вузов и созданных при них малых инновационных предприятий направлено на повышение экономической отдачи от образовательной и научной деятельности вуза и его всестороннее вовлечение в инновационную региональную сферу, на решение вопроса превращения фундаментальных знаний в наукоёмкие технологии и прикладные научно-технические разработки, способные создавать высокотехнологичную продукцию и внедрение этой продукции в реальный сектор экономики. Инновационный университетский комплекс позволит решить проблемы, связанные с подготовкой студентов и их быстрой адаптацией к производственной деятельности. В итоге это создаст возможность в оптимальные сроки увеличить интеллектуальный потенциал региональных предприятий и обновить производство за счёт наукоёмких технологий. От этого выиграют все заинтересованные стороны. Местные предприятия, связанные со сферой производства, могут получить от вузов и созданных при них компаний существенную подпитку в виде свежих идей, разработок и молодых специалистов, подготовленных к работе в новых экономических условиях. Сосредоточенные в регионе научные коллективы и отдельные учёные найдут новые сферы приложения своих знаний и дополнительные источники финансирования НИОКР. Следовательно, активнее заработает в интересах региона такой крайне важный фактор экономического роста, как человеческий капитал. В масштабах малого инновационного предприятия можно отработать технологию, создать мини-установку. Что позволит определить – насколько реально и выгодно производственное масштабирование той или иной научной продукции. При этом от предприятий малого наукоёмкого бизнеса не стоит ожидать немедленной отдачи. Существующая мировая практика показывает, что проходит несколько лет, прежде чем вновь созданное предприятие закрепляется на рынке и начинает приносить реальный доход. Нужно и понимать, что многие из созданных фирм прекратят свое существование. И как показывает всё та же практика, развитию малого наукоёмкого предпринимательства необходима постоянная государственная поддержка.
 

Опубликовано:
Материалы третьй научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 
15 декабря 2011 года, г. Омск

 
 
Автор : Гончаренко Александр Александрович  —  Каталог : Экономика. Маркетинг
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD