Как средство организации общества они существенно уменьшают трансакционные издержки, преодолевая ассиметрию в информации, а как продукт – приобретают свой спрос, расширяя потребление.
Все перечисленные последствия информатизации общества в явной и неявной форме приводят к дефляции. Трансакционные издержки, сопровождающие взаимодействие экономических агентов, усиливают риск определенных потерь в бизнесе. Среди данных издержек четко выделяются те, что существенно повышают цены на продукцию – издержки поиска информации, защиты прав собственности, оппортунистического поведения. Они могут выражаться в ценах так же, как и затраты на сырье и материалы, вызывая инфляцию издержек. В западной правовой системе наиболее точно определены права собственника, имеются развитая инфраструктура по сбору информации, институты преодоления оппортунистического поведения. Это способствует снижению трансакционных издержек и уровня цен.
Информатизация общества также подразумевает использование в хозяйственной и коммерческой практике широкого спектра коммуникационных технологий – электронной почты, факса, электронного обмена данными ЕDI, интернета, интранета (корпоративного интернета), экстранета (электронного обмена информацией с внешним миром). За время существования электронной коммерции (коммерческой деятельности, осуществляемой электронным путем при использовании выше указанных технологий) сформировалось мнение, что цены онлайн ниже, чем на традиционных рынках.
Можно назвать как минимум две причины низких цен на виртуальных рынках. Во-первых, у потребителя в системе «Интернет» возникает возможность получить совершенную информацию о товарах и их ценах. Использование поисковых машин облегчает задачу определения наименьшей цены. По мере совершенствования поисковых технологий и приобретения навыков работы с ними снижаются издержки поиска информации. Обладая полными сведениями о ценах на онлайн-рынках, потребитель становится высоко чувствителен к изменению цен. Если цена на товар высокая, он в реальном времени может отказаться от него и переключиться на товар другого производителя либо на товар-заменитель. Ценовая конкуренция среди интернет-продавцов увеличивается: им приходится устанавливать низкие цены, иначе они не обеспечат необходимый объем продаж.
Во-вторых, интернет-продавец получает возможность быстрее реагировать на изменение спроса и предложения – сделки осуществляются в реальном времени, что снижает трансакционные издержки и издержки меню. На традиционном рынке постоянной стала тенденция роста цен на товары. Одной из причин является несовершенная информация, которая заставляет продавцов посредством инфляции страховать свой бизнес. Продавец изменит цену только в том случае, если рост спроса компенсирует ее снижение и ожидаемая выгода будет выше издержек. В том числе и издержек меню. Ведь ему придется поменять ценники и прайс-листы. В интернет-рынке продавец имеет возможность быстро определить выгоду снижения цены. Издержки меню будут минимальными, сократятся и трансакционные издержки [2, 33-35].
Интернет-технологии приводят к индивидуализации товара и сделок. В мире глобальной мобильности происходит быстрое превращение ранее уникальных продуктов в обыденные. Поэтому создание новых товаров требует информации об изменившихся индивидуальных потребностях. В мире разнообразных продуктов каждый товар находит своего конктетного покупателя. Это значит, что цена на данный товар тоже индивидуальна и локализуется в рамках данной трансакции. Иными словами, цена как универсальная категория теряет свой смысл. Количественная экономика уступает место качественной. В этих условиях индекс потребительских цен становится показателем, неадекватно отражающим ценовые тенденции в экономике. Так как индивидуальная сделка предполагает соглашение обеих сторон, а мобильность позволяет потребителю найти свой товар и свою цену, в качественной экономике отпадает возможность влияния цен на уровень потребления.
Информатизация общества в целом усиливает мобильность населения, в результате чего возрастает острота конкуренции на рынке товаров и услуг. Во-первых, ожесточается конкуренция среди продавцов. Все они хотят продать свои товары подороже, но в условиях высокой мобильности потребителей вынуждены снижать цены, чтобы не потерять покупателя. Во-вторых, мобильность покупателей позволяет им перемещаться в рыночном пространстве и приобретать товары по меньшей цене. Таким образом, информатизация общества превращает мобильность потребителей в ту силу, которая может сплотить их, противодействуя монополизму.
В целом, в информационной экономике ослабляется тенденция роста цен за счет: сокращения издержек (производства, трансакционных, меню и т. д.); мобильности, альтернативности и информированности потребителя; индивидуализации цен. Заметим, что среди механизмов дефляции отсутствует фактор снижения потребительского спроса. Как свидетельствуют оценки исследователей, уже в ближайшее десятилетие увеличение доходов населения будет происходить при снижении цен на товары и услуги.