OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.24 · 08:40 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Маркетинг
2012 — Лизунов В.В. — О стратегических направлениях развития Омской области
.
IV научно-практическая конференция
«Инновационная система Омской области:
состояние, проблемы, перспективы»
Целевая программа
ИННОВАТИКА
28 ноября 2012 года
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ


Лизунов
Владимир Васильевич

кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Омского института (филиала)
ГОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет»,
председатель Комитета по инновационной деятельности при Омской ТПП


О стратегических направлениях развития
Омской области

Доклад


1. НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

Выводы ведущих экспертов – социологов и политологов – ясны и очевидны: в настоящее время крайне необходим переход российского общества в новое качество, в котором три главные силы развития – власть, народ и бизнес – вступят, наконец, в полноценное и полномасштабное социальное партнёрство.
Актуальной и эффективной формой социального партнёрства является согласование интересов, разработка стратегических концепций и планов социально-экономического развития территорий, которая стала в ХХ веке необходимой для многих городов и регионов мира вследствие значительных изменений условий хозяйственного освоения планеты.
Особую значимость социальное партнёрство и стратегии развития приобретают для России в современных социально-экономических и геополитических условиях, поскольку только на этой основе органы управления и общественность смогут не просто выработать антикризисные меры, но и определить (с учётом потребностей населения, заинтересованных сторон и стратегических партнёров) судьбу своей территории в долгосрочной перспективе.

Вопросы стратегического планирования и управления для человечества оказались тесно связанными с проблемами устойчивого развития регионов и цивилизации в целом.
Рассмотренные мировым сообществом на конференциях ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 и 1997 годах, на Всемирном саммите в Йоханнесбурге в сентябре 2002 года, на форуме «Рио+20» в 2012 году они предполагают сбалансированное развитие трёх составляющих: природы, общества и экономики.
Необходимо рассматривать экономические, социальные и экологические аспекты, которые все требуют системного подхода для устранения неравномерностей и диспропорций в развитии, которые ведут к обострению кризисных ситуаций.
Опыт стратегического планирования позволяет выделить несколько основных положений, имеющих важное значение для городского сообщества:
1. Концепция и Стратегический план служит современным вариантом общественного договора, заключаемого между всеми участниками городского сообщества.
2. Концепция и Стратегический план выступают документами, с которыми согласуются все серьёзные решения, принимаемые органами власти, представителями деловых кругов, городским сообществом, инвесторами.
3. Концепция и Стратегический план способствуют формированию представлений о городе, как о целостной многофункциональной системе с потенциалом саморазвития.
4. Стратегическое планирование является механизмом для привлечения инвестиций.
5. Стратегическое планирование – необходимое условие повышения имиджа города.

2. КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г. ОМСКА

В городе Омск в период с 1999 по 2002 годы по инициативе Омского Дома учёных творческой группой специалистов была разработана «Концепция стратегического развития г. Омска», в которой был учтён опыт создания стратегических планов и концепций ряда российских городов: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга, Тольятти, Череповца, программы «Евроград-21» и других регионов.
Концепция завершает более чем десятилетний отрезок в истории Омска, связанный с попытками городского сообщества самоопределиться в выборе долгосрочной стратегии.
В 1999 году были выделены три стратегии развития города: инерционный, промышленного развития, многофункциональный.
В том же году проект Концепции был рассмотрен на общегородской конференции с участием представителей других городов и регионов, Евросоюза, Государственной Думы и федеральных министерств и получил одобрение и поддержку.
В 1998-1999 годах создаются специальные структуры: тематические комиссии, экспертный совет, проектно-аналитическая группа с участием представителей вузов, научных организаций, органов муниципального и регионального управления, промышленных предприятий и сферы бизнеса, которые занимаются подготовкой и анализом отраслевых материалов.
Было сформировано 13 тематических комиссий, в работе которых приняло участие более 300 человек.
В декабре 2002 года окончательный вариант Концепции был представлен общественности и рассмотрен на конференции в Администрации Омской области.
В нём излагаются основные методологические и системные принципы Концепции, проводится анализ современного состояния и перспектив развития Омска, формулируется Миссия города «Омск – ведущий многоотраслевой, деловой и культурный центр Сибири», приводятся рекомендации по реализации Концепции.
Были проведены общественные слушания, учтены замечания и дополнения специалистов органов управления и различных организаций.
Концепция служит основой для формирования системы стратегического управления города Омска, разработки Стратегического плана, а также – Генерального плана развития города.
Положительный результат в этих процессах достигается только при тесном сотрудничестве основных субъектов – стратегических партнёров: органов управления, бизнеса, промышленности, науки, образования и населения.
В это время (2002-2004 гг.) Омск был признан одним из лидеров стратегического планирования в России.
Авторский коллектив Концепции:
1. Колоколов Александр Александрович – д.ф.-м.н., профессор, зав.лабораторией Омского филиала Института математики СО РАН, председатель Совета Омского Дома учёных – руководитель авторского коллектива;
2. Карпов Валерий Васильевич – д.э.н., профессор, зав.кафедрой ОмГТУ, заведующий Омской экономической лабораторией ИЭиОПП СО РАН;
3. Лебедев Виталий Матвеевич – д.т.н., профессор, зав. кафедрой ОмГУПС;
4. Лизунов Владимир Васильевич – к.ф.-м.н., директор Омского научно-образовательного комплекса, зам. пред. Совета Омского Дома учёных – учёный секретарь авторского коллектива;
5. Разумов Владимир Ильич – д.ф.н., профессор ОмГУ;
6. Рой Олег Михайлович – д.с.н., профессор, зав. кафедрой ОмГУ;
7. Рыженко Леонид Игоревич – к.т.н., председатель Совета ИСИД, исполнительный директор Агентства социально-экономического развития г.Омска;
8. Соловьёв Анатолий Алексеевич – к.ф.-м.н., профессор, зав. кафедрой Омского танкового инженерного института.

Работа проводилась с участием представителей департаментов администрации г. Омска и комитетов Администрации Омской области, с учётом замечаний и предложений населения, служб и организаций.
Город должен быть корпорацией, объединяющей всех горожан для гуманитарного, экологического и экономически сбалансированного развития территории.
При формировании и реализации стратегии развития города выявляются различные ресурсы, моделируются варианты городского развития, определяются «точки роста» и «чёрные дыры» в экономике и социальной сфере, обеспечивается взаимодействие субъектов городского сообщества, формируются механизмы организации населения.

Разработка и реализация Концепции основываются на следующих группах принципов:
I. Принципы социального партнёрства:
Гражданское согласие и мотивация населения. Предусматривает широкое предоставление объективной информации горожанам о содержании Концепции и ходе работ по её реализации, обсуждение и общественная экспертиза.
Баланс интересов, стратегическое партнёрство. Нацеливает на согласование позиций и действий стратегических партнёров и участников процессов, определяющих развитие города (включая социальные группы, общественные объединения, различные уровни управления и т.д.).
Легитимность. Ориентация законотворчества города и области на представленные в документе перспективы развития Омска.
Ответственность. Предполагает создание процедуры распределения ответственности за исполнение положений документа между органами местного самоуправления, стратегическими партнёрами и конкретными исполнителями.
II. Принципы управления развитием:
Целенаправленность. Все положения Концепции увязываются с целями, задачами, миссией города и направлены на их реализацию.
Комплексность. Учитываются принципы и механизмы, по которым важнейшие функции и структурные элементы города связаны между собой.
Иерархичность. Город рассматривается как целостность, встроенная в субъект Федерации, регион, федеральный округ, страну и мировое сообщество. Одновременно Омск представляется иерархической системой, где протекают организационные и управляющие взаимодействия вертикального и горизонтального характера.
Многофункциональность и многовариантность. Город Омск представляет собой многофункциональную систему, в которой разные функции подсистем имеют различные веса, которые меняются с течением времени.
Адаптивность и минимизация рисков. Учёт возможности изменения внутренней и внешней среды. Стратегия развития города должна повысить адаптивные свойства городских систем. Проведение оценки различных потерь, которые могут возникнуть в процессе реализации Концепции.
Превентивность. Предусмотрение мероприятий, нацеленных на предотвращение негативных процессов и угроз. Мониторинг. Постоянный контроль реализации и корректировка разработанных в Концепции положений.
III. Принципы саморазвития города:
Интеграция и аккумуляция потенциала развития. В Концепцию закладываются механизмы привлечения внутренних и внешних по отношению к городу ресурсов, их концентрация на решении приоритетных задач (партнёрство, инновационный и коммуникативный потенциал и т.п.).
Мотивация и стимулирование. Применяются виды деятельности, обеспечивающие формирование и использование в качестве ресурса различных проявлений инициативы физических, юридических лиц и органов управления.
Перманентный успех. При реализации Концепции поэтапно включаются быстро и эффективно выполняемые мероприятия, которые показывают реальность претворения в жизнь планов стратегического развития. Эти мероприятия необходимо широко пропагандировать в СМИ.
Ориентация на человека и семью. Точкой приложения ряда проектов стратегического развития города должна выступить семья как базовая ячейка общества, выполняющая многочисленные функции. При этом следует учитывать демографические факторы и социологическую информацию.

В разработанных и изложенных в Концепции сценариях будущее Омска представляется как развитие постиндустриального города с высокоразвитой экономикой, современными отраслями промышленности, обновленной инфраструктурой и эффективной системой жизнеобеспечения, реконструированным историческим центром, с представительствами международных фирм и конгресс-холлами.
Развитие Омска как крупного информационного центра и мультимодального транспортно-торгового узла подразумевает:
 Использование мощного потенциала оборонно-промышленного комплекса.
 Производство перспективной продукции радио-приборостроения, авиационных, железнодорожных, водных и космических транспортных средств.
 Эффективная поддержка Транссибирской магистрали как современного трансконтинентального международного транспортного коридора с меридианальными ответвлениями для освоения богатств Сибири.
 Обеспечение взаимодействия Севера и Юга (северные регионы Сибири и Центральная Азия).
• Расширение взаимодействий между городом и районами области.
• Развитие производства и переработки сельхозпродукции.
 Обеспечение техникой агропромышленного комплекса и отраслей по добыче полезных ископаемых, а также их глубокой переработкой в г. Омске и Омской области (в том числе циркон-титановых песков).
• Развитие омского Севера.

Привлекательным для мирового сообщества является мегапроект развития Омска как промышленного, духовного, научного, образовательного и культурного центра Сибири, для чего имеются все реальные основания, исторические корни и стратегические перспективы.
Плохо идёт процесс осознания омским сообществом известного принципа: регион, не занимающийся системными вопросами своего стратегического развития, лишается собственных перспектив и становится объектом «колониальной» экспансии со стороны других, более активных городов и регионов.
Износ городской инфраструктуры, систем жизнеобеспечения, а также крупные перспективные предпринимательские проекты требуют разработки новых инвестиционно привлекательных схем, которые в соответствии с Концепцией стратегического развития города должны объединяться в комплексные межотраслевые долгосрочные программы, обеспечивающие сбалансированное социально-экономическое развитие территорий.

3. СТРАТЕГИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 2020

В 2006 году специалистами министерства экономики Омской области разработана «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года», которая в настоящее время требует корректировки. В 2010 году распоряжением Правительства России утверждена «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года», положения которой также необходимо учесть при корректировке омских стратегических документов.
Утверждённая Губернатором Омской области в 2006 году «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года» содержит следующие конкурентные преимущества Омской области:
1. Значительный ресурсный потенциал: кадровый, природный, инвестиционный.
2. Наличие развитого обрабатывающего производства: химического и нефтехимического комплекса, нефтепереработки, производства пищевых продуктов, строительных материалов, машиностроения, лесопереработки.
3. Выгодное географическое положение.
4. Развитая транспортная система.
5. Промышленное освоение природных ресурсов Севера Омской области.
6. Развитый научно-образовательный комплекс.
7. Наукоёмкие технологии производства.
8. Современная бизнес- и производственная инфраструктура.
9. Значительный потенциал развития малого предпринимательства.
10. Эффективное внешнеэкономическое сотрудничество, значительный объём внешнеторгового оборота.
Ограничивающими факторами являются:
1. Значительный износ основных фондов в секторах экономики и инфраструктуре.
2. Высокая затратность экономики вследствие суровых климатических условий, низкой производительности труда, высоких материало- и энергоёмкости продукции, тарифов естественных монополий.
3. Зависимость энергосистемы Омской области от поставок угля из Республики Казахстан.
4. Перевод экономикообразующих организаций Омской области на процессинг.
5. Зависимость доходной части областного бюджета от платежей основного налогоплательщика – открытого акционерного общества «Сибнефть».
6. Старение кадров в отраслях материального производства.
7. Сокращение численности населения Омской области.
8. Обезвоживание и загрязнение реки Иртыш как основного источника водоснабжения Омской области.
9. Наличие на территории Омской области потенциальных источников чрезвычайных экологических ситуаций.

4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

В качестве продолжения работ по стратегическому развитию города Омск и Омской области нами предлагается разработка концептуальных схем сбалансированного развития производственно-экологических территорий с оптимальной транспортной инфраструктурой на базе реструктурирования существующих крупных промышленных зон предприятий (в том числе – оборонных), экологических объектов, жилых микрорайонов и пустырей, создания эффективных транспортно-логистических систем и рекреационно-экологических зон.

Проект «ПЭЗ ЛАО»

Цель проекта: разработка Концепции создания пилотной сбалансированной производственно-экологической зоны (ПЭЗ) нового типа (XXI века) на территории Ленинского административного округа (ЛАО) города Омска с учётом кластерной реструктуризации ОАО «ПО Иртыш», ОАО «КБТМ», НИИ ТКД, жилых микрорайонов, экологических объектов и пустырей, создания эффективных транспортно-логистических систем и рекреационно-экологических зон.
Эта цель достигается решением следующих задач:
1. Поиск, отбор и анализ имеющихся градостроительных архитектурно-планировочных, экологических, транспортных и других информационных материалов по объектам на территории выделенной производственно-экологической зоны.
2. Проведение необходимых комплексных обследований на местности с целью оформления заключений о состоянии и ресурсных возможностях различных участков территории.
3. Разработка комплексной Концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа (XXI века) на территории ЛАО города Омска (промышленных зон НИИ ТКД, ОАО «ПО Иртыш», ОАО «КБТМ», жилых микрорайонов, экологических объектов и пустырей) с проектами рекреационно-экологических зон.
Основные этапы проекта:
Этап 1. Поиск, отбор и анализ имеющихся градостроительных архитектурно-планировочных, экологических, транспортных и других информационных материалов по объектам на территории, выделенной жилой и производственно-экологической зоны.
Этап 2. Создание рабочих групп, разработка заданий и проведение необходимых специализированных и комплексных обследований на местности с целью оформления заключений о состоянии и ресурсных возможностях различных объектов и участков территории.
Этап 3. Привлечение необходимых специалистов и разработка материалов комплексной Концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа (XXI века) на территории ЛАО города Омска с проектами рекреационно-экологических зон.
Этап 4. Составление итогового отчёта, презентация и публичное обсуждение комплексной Концепции создания пилотной производственно-экологической зоны нового типа.
Этап 5. Подведение итогов общественных обсуждений и разработка рекомендаций по реализации проекта.
Исполнители Проекта:
Исполнителями и участниками работ по проекту являются специалисты и волонтёры – члены Омского регионального отделения Российской инженерной академии (ОмО РИА), члены Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), члены Омского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП), члены экологического клуба «Луч», учащиеся и сотрудники Омского филиала Российского государственного производственно-педагогического университета (РГППУ), учащиеся и преподаватели гимназии №147, члены Экологического клуба при гимназии, активисты КТОСов, работники промышленных предприятий, специалисты администрации города Омска и Ленинского административного округа, преподаватели и студенты омских вузов.

Евразийские проекты

В соответствии с Программой фундаментальных исследований Сибирского отделения (СО) РАН на 2013-2020 гг. «Определение стратегических направлений развития Сибири, её северно-арктической зоны и приграничных территорий в условиях глобальных вызовов XXI века» нами предлагается формирование и выполнение следующих направлений работ.

1. Направление «ВО ВИС - ОмЛоком».
Реализация предложения Второго съезда инженеров Сибири, проведённого Российской инженерной академией (РИА) и Правительством Омской области в Омске 18 марта 2008 года, по созданию в Омске Восточного отделения Высшего инженерного Совета (ВИС) России с целью выявления ресурсов, разработки и координации программ прорывного инновационного развития восточных регионов России.
Основание направления «ВО ВИС - ОмЛоком»:
Наличие в Омске ряда предприятий оборонно-промышленного комплекса, находящихся в стадии реорганизации и реформирования. Концепция «Омский Локомотив», на основании которой был создан Омский региональный бизнес-инкубатор (РБИ), предусматривает реформирование оборонных предприятий, имеющих избыточные (для нынешних оборонных заказов) производственные площади и высококвалифицированный инженерный корпус, в сеть малых и средних инновационных предприятий, реализующих собственные новые разработки или использующие разработки ведущих предприятий мира (Япония, Беларусь, Германия, Южная Корея и т.д.), производящих инженерную технику и подвижной состав для использования в АПК и ЖКК Сибири и Центральной Азии, а также – для создания перспективного Евразийского мультимодального транспортного центра в Омской области.

2. Направление «ОмТранс - Меридиан».
Учитывая чрезвычайно выгодное географическое положение города Омск – на Транссибирской магистрали, реке Иртыш и в центральной зоне Евразии («хартленд»), в рамках Концепции «Омский Локомотив» разработан перспективный Омский транспортный мегапроект, направленный на создание меридианального мультимодального транспортного коридора (как элемента будущего транспортного каркаса Сибири и Центральной Азии), проходящего через Казахстан и соединяющего китайский город Урумчи (на строящейся Транскитайской железнодорожной магистрали, выходящей в Южную Европу) и заполярный Салехард.
Основание направления «ОмТранс - Меридиан»:
Омский транспортный мегапроект не только эффективно реализует омский транзитный потенциал и обеспечивает создание в Омской области Евразийского мультимодального (железнодорожного, автомобильного, водного и авиационного) транспортного узла для сверхоптимальных меридианальных грузо- и пассажироперевозок (в том числе – трансконтинентальных), но и формирование технолого-производственной системы (на базе омских КБ и заводов) для его технического обеспечения, что продолжает и вносит новое содержание в исторические традиции и функции города Омска как «ворот в Азию», а также обеспечивает выполнение федеральных и международных программ развития Севера Сибири и активизации использования Северного Морского пути.

3. Направление «Омск - Евразия».
С учётом модификации предложения С.К.Шойгу о переносе столицы России в Сибирь, а также процессов формирования Евразийского Союза, целесообразно создание в Омской области ряда функциональных Российских Евразийских центров.
Основание направления «Омск - Евразия»:
Реализации Концепции «Омский Локомотив» позволит обеспечить выполнение ряда функций, передаваемых российскими федеральными органами в Сибирь, а также создать ряд координирующих функциональных Евразийских центров в Омской области, имеющей выгодное географическое положение (Ближнее Зауралье, 1000-километровая граница с Казахстаном), оперативно выполняющих новые функции, связанных с формированием и деятельностью Евразийского Союза.


© В.В.Лизунов, 2012
адрес эл.почты автора: vladvasil@yandex.ru

→ Тезисы доклада (слайд-фильм): презентация



Обнародовано:

28 ноября 2012 года
IV научно-практическая конференция
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»

(28.11.2012, г. Омск, Омский научный центр Сибирского отделения Российской Академии Наук)
в рамках Целевой программы ИННОВАТИКА

 
 
Автор : Лизунов Владимир Васильевич  —  Каталог : Экономика. Маркетинг
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: менеджмент, стратегический план, управление проектами, инновации
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD