Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 году, оказал шоковое воздействие на все без исключения секторы российской экономики. И дело не только в том, что снижение мировых цен и падение совокупного спроса на основные товары российского экспорта негативно отразилось на потребительском рынке России. Внешний шок выявил и неэффективность бизнес-процессов на многих предприятиях, в частности – избыточную занятость, чрезмерно рискованную финансовую политику. Соответственно, возникает вопрос: смогли ли российские компании извлечь уроки из финансового кризиса, сменили ли вектор развития с захвата новых рынков на повышение эффективности использования ресурсов?
Положительный ответ подразумевает рост инновационной активности предприятий в конечном итоге, но прежде всего – затрат на инновационную деятельность. Однако кризис практически не отразился на уровне инновационной активности промышленных предприятий. По-прежнему примерно каждая десятая компания осуществляет инновационную деятельность; доля инновационной продукции в объёме отгруженной практически восстановилась в докризисных значениях (4,9% и 5,1% соответственно). Доля организаций, реализующих нововведения в сфере маркетинга, упала всего на 0,2% – с 2,6% в 2008 году до 2,4% в 2009 году.
Впрочем, доля инновационно-активных предприятий не является абсолютно надёжным показателем. Во-первых, в крупных компаниях всегда найдётся подразделение, в котором осуществляется освоение нового оборудования, вида сырья и т.п. Во-вторых, инновации различаются по масштабу. Скажем, разработка изделия не имеющего аналогов и товара с улучшенными характеристиками, при отсутствии детальной статистической информации, будут учитываться одинаково. Кроме того, грань между нововведениями различного масштаба весьма условна и определяется предприятиями самостоятельно. Наконец, инновационная активность является итоговым показателем, однако цель настоящего исследования требует обращения к индикаторам, характеризующим инициацию и результативность инновационной деятельности.
Рассмотрим выпуск инновационной продукции.
Выпуск инновационной продукции рос высокими темпами до 2007 года, в 2009 году наблюдается снижение на 18%, однако годом позже объём производства инновационной продукции восстанавливается практически полностью. Обращает на себя внимание тот факт, что доля инновационной продукции в отгруженной росла вплоть до наступления кризиса. Темпы этого увеличения показывают скорость обновления в экономике России: вытеснение устаревшей продукции происходит очень медленно, на наш взгляд. Финансовый кризис отразился на спросе на инновационную продукцию: сокращение составило 26%.
Впрочем, на изменение общего объёма значительное влияние оказывает динамика в отраслях-лидерах по производству инновационной продукции. На четыре сектора – пищевая промышленность, металлургия, химия и производство транспортных средств – в 2009 году пришлось 67% всего объёма инновационной продукции, выпущенной в обрабатывающей промышленности. Поэтому спад в обрабатывающей промышленности в 2009 году на 22% по отношению к 2008 году легко объясним снижением в транспортном секторе (35%), металлургии (17%), химии (20%).
С другой стороны, несмотря на кризис, настоящий бум выпуска инновационной продукции имел место в лёгкой и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в энергетике. В кожевенной отрасли, к примеру, инновационной продукции было выпущено в 3,55 раза больше, в энергетике – в 2,61 раза. В 2010 году можно говорить о «второй волне» инновационного роста: выпуск инновационной продукции вырос уже в десяти секторах, при этом в лёгкой промышленности и энергетике, наоборот, наблюдался сильный спад. Прогресс наблюдался в химической и нефтехимической промышленности, металлургии, а также отраслях, связанных с производством машин и оборудования.
Для определения характера роста в 2010 году нами были сопоставлены темпы роста объёма отгруженной продукции в целом к предыдущему году с аналогичным показателем по инновационной продукции. Заметно, что в 2010 году вырос спрос на продукцию всех отраслей, за исключением машиностроения, однако опережение производства инновационной продукции наблюдалось лишь в целлюлозно-бумажном секторе, производстве кокса и нефтепродуктов, мебели и ювелирных изделий (прочие производства). В лёгкой промышленности, напротив, имел место сильный спад. Другими словами, нет оснований говорить о радикальном изменении потребностей потребителей или выходе отечественных компаний в более высокие сегменты рынка. Если же мы осуществим расчёт и сравнительный анализ показателей 2010 года и докризисного 2007 года, то окажется, что в большинстве отраслей, за исключением текстильной, целлюлозно-бумажной, производство кокса и нефтепродуктов и энергетики, структура выпуска не претерпела радикальных изменений.
Таким образом, мировой финансовый кризис в краткосрочном периоде не оказал значимого влияния на инновационную активность большинства отраслей. При характеристике долгосрочных аспектов влияния финансового кризиса на инновационную деятельность необходимо принять во внимание, что реализация инновационных проектов требует времени, поэтому в 2009-2010 годы компании могли лишь закончить уже начатые проекты. Реализация новых требует возрастания расходов на инновационную деятельность.
© К.И.Грасмик, 2012