Тесное взаимодействие государств-участников СНГ имеет большое значение не только для расширения и укрепления торгово-экономических связей между государствами, но и для осуществления совместных мер по защите прав потребителей и производителей от реализации продукции, изготавливаемой с нарушением прав интеллектуальной собственности.
Для России необходимость расширения и углубления международного сотрудничества по защите прав интеллектуальной собственности (далее – ИС) обусловлена рядом причин:
- быстрым развитием интеграционных процессов в мире, а также расширением политических, экономических, культурных, гуманитарных и иных связей между странами;
- приоритетным направлением внешней политики России, ориентированным на обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества (в рамках СНГ) задачам национальной безопасности страны;
- актуализацией дальнейшего развития правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдением международно-правовых обязательств Российской Федерации (в составе СНГ) в сфере борьбы с экономической преступностью;
- восстановлением и совершенствованием хозяйственных связей между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ, нарушенные с распадом СССР;
- проведением работы по сближению законодательства стран СНГ в части урегулирования межгосударственного движения товаров и услуг (включая законодательство о качестве и стандартизации товаров и услуг);
- межрегиональным и межгосударственным индустриальным характером оборота контрафактной и фальсифицированной продукции;
- статистикой, подтверждающей, что значительная часть контрафактных товаров (как российских, так и иностранных) производится в ближнем зарубежье;
- отсутствием фактического контроля над ввозом и использованием высококлассного оборудования (в том числе полиграфического), с помощью которого преступники изготавливают продукцию с нарушением прав ИС по широкой номенклатуре товаров;
- упрощением порядка въезда и выезда за пределы РФ, пограничного и таможенного контроля, вследствие чего в страну ввозится для сбыта значительное количество контрафактной продукции.
В настоящее время налаживание и развитие экономического международного сотрудничества – одна из главных задач для всех стран СНГ, в том числе в сфере создания эффективной комплексной системы противодействия обороту товаров, изготовленных с нарушением прав ИС.
Для координации совместных действий по предупреждению и пресечению оборота контрафактных товаров, а также фактов применения методов недобросовестной конкуренции государства-участники СНГ организуют сотрудничество по следующим направлениям:
- разработка и соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности, а также использование в правоприменительной практике четких, прозрачных, предсказуемых процедур и руководящих принципов;
- приведение национальных законодательств в соответствие с международными стандартами в области охраны и защиты прав ИС;
- наращивание совместных усилий по обнаружению, пресечению продажи и распространения контрафактной продукции посредством сети Internet, а также по сокращению пиратства в режиме on-line;
- улучшение координации стратегий по борьбе с преступлениями в сфере торговли контрафактной продукцией и интеллектуального «пиратства», а также повышение согласованности действий между правоохранительными органами, включая совместный анализ рисков;
- сотрудничество с партнерами из стран СНГ по обмену опытом в сфере обучения персонала и оказания технического содействия для достижения общих целей;
- выявление и пресечение фактов использования товарных знаков третьими лицами в нарушение прав владельцев;
- взаимовыгодное проведение мероприятий по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию правонарушений и преступлений в области интеллектуальной собственности;
- предупреждение проникновения через таможенные границы на территории стран СНГ товаров, изготовленных и реализуемых с нарушением прав интеллектуальной собственности;
- создание общей информационной базы данных по правонарушениям в области интеллектуальной собственности с перечислением субъектов, имеющих доступ к ней;
- обмен информацией для пресечения использования каких-либо средств при обозначении товара, указывающего отличное от истинного места происхождения товара, вводящего в заблуждение потребителей в отношении географического происхождения товара;
- оперативно-розыскное, справочное и криминалистическое информирование о конкретных фактах, событиях, лицах, причастных к производству и реализации товаров, нарушающих право ИС;
- оказание взаимной помощи в создании, функционировании и взаимодействии электронных средств связи, обеспечивающих работу компетентных органов;
- проведение совместных научных исследований, семинаров и симпозиумов по обмену опытом в организации работы, использовании современных форм, методов и научно-технических средств при выявлении и пресечении фактов изготовления и сбыта контрафактных товаров;
- участие в совместных разработках новых уголовно-правовых мер борьбы с оборотом товаров, изготовленных с нарушением прав ИС;
- создание рабочих групп и обмен экспертами по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества;
- предоставление по запросам сторон нормативных актов, регламентирующих какой-либо вид деятельности в области интеллектуальной собственности;
- обмен учебной, методической и специальной литературой;
- углубление межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ в области стандартизации, метрологии и сертификации продукции.
Многие направления возможного сотрудничества стран-участниц СНГ в борьбе с незаконным оборотом различных видов товаров успешно реализуются в конкретных двухсторонних и многосторонних договорах и соглашениях.
Так, в 2006 году девять ведущих фармацевтических ассоциаций стран СНГ и Межгосударственная комиссия по стандартизации, регистрации и контролю за качеством лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники государств-участников СНГ подписали Декларацию о сотрудничестве, которая определила основные принципы взаимодействия стран-участниц внутри некоммерческого проекта «Фармсодружество». Цель – создание единого пространства, позволяющего представителям фармацевтической отрасли обмениваться опытом, вырабатывать стратегии взаимодействия с правительствами и способствовать становлению цивилизованного фармацевтического рынка без контрафакта.
Ежегодно проходят заседания Совместной рабочей комиссии государств-участников Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности, где рассматриваются проблемы гармонизации законодательства СНГ в сфере охраны прав ИС, вопросы урегулирования ситуаций с обозначениями, которые длительное время использовались на территории СССР многими производителями для маркировки своей продукции независимо друг от друга, а также проблемы определения приоритетов в борьбе с контрафактной продукцией и др.
В условиях технического прогресса и жесткой конкуренции неизбежно возникают как новые формы сотрудничества, так и различные конфликтные ситуации. Все это потребует формирования защитных механизмов: эффективных правовых и организационных институтов. Отметим, что взаимоотношения государств-участников СНГ строятся на прагматичной, взаимовыгодной основе, это отвечает их национальным интересам, и общему стремлению соответствовать реалиям времени.
Таким образом, укрепление международных связей России с мировым сообществом в целом и со странами СНГ в сфере защиты ИС должно происходить в направлении существенного сокращения мировой торговли контрафактной и фальсифицированной продукцией, а также организации совместной борьбы против транснациональных сетей, способствующих незаконной торговле.