OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.18 · 22:57 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Управление
2008 — Тарадонов С.В. — Коммерческая концессия: бремя перемен, пути совершенствования правового регулирования
.


Тарадонов
Сергей Владимирович 

кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин
НОУ ВПО «Международный институт экономики и права»








Доклад 
на Всероссийской научно-практической конференции 
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты»
24-26 апреля 2008 года

Коммерческая концессия: бремя перемен, 
пути совершенствования правового регулирования

С 1 января 2008 года введена в действие часть четвертая Гражданского кодекса, объединившая нормы об объектах интеллектуальной собственности в Российской Федерации. В свою очередь, Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» внес в 31 закон изменения, которые коснулись и норм главы 54 ГК РФ, регламентирующих правовое регулирование института коммерческой концессии, который по своей природе тесно связан с правами на объекты интеллектуальной собственности. 
Какие же наиболее существенные нововведения появились в данной области? Произошло изменение в обязательном объекте договора концессии. Ранее в комплекс исключительных прав обязательно входило фирменное наименование, коммерческое обозначение, коммерческая информация, а товарный знак, знак обслуживания и подобное относились к числу факультативных (необязательных) объектов. С 1 января 2008 года товарный знак, знак обслуживания и коммерческое обозначение составляют обязательный объект исключительных прав, передаваемых по договору коммерческой концессии. Так, прекращение любого из этих прав без адекватной замены влечет прекращение всего договора коммерческой концессии. При этом в отношении коммерческого обозначения предполагается, что в случае его прекращения у пользователя возникает аналогичное право в отношении нового коммерческого обозначения, возникшего у правообладателя (ст. 1039 ГК РФ). Если же новое коммерческое обозначение пользователя не устраивает, он вправе в одностороннем порядке потребовать расторжения договора концессии с соразмерным уменьшением причитающегося правообладателю вознаграждения.
Выдвижение на первые роли товарных знаков и знаков обслуживания свидетельствует об искажении правовой природы договора коммерческой концессии, об отходе от мировых стандартов в указанной сфере.
К разочарованию поклонников торгового франчайзинга правила регистрации договоров концессии не только не упростились, но даже ужесточились. В прежней редакции п. 2 ст. 1028 ГК РФ хоть и содержалось наставление участникам концессии зарегистрировать договор в органе, осуществившем регистрацию юридического лица (т. е. в налоговом органе), серьезных негативных последствий это не влекло: просто стороны не могли ссылаться на незарегистрированный договор перед третьими лицами. Но к недействительности договора это не приводило. Исключение было предусмотрено лишь для объектов патентного права: договор концессии патентного объекта без регистрации в Роспатенте считался недействительным (абзац 4 п. 2 ст. 1028 ГК РФ в прежней редакции). Теперь же отсутствие регистрации в уполномоченном федеральном органе по интеллектуальной собственности (Роспатент) во всех случаях приводит к ничтожности договора коммерческой концессии. Государственной регистрации подлежит и любое изменение договора концессии. В новой редакции содержится оговорка о применении к договору концессии норм ГК РФ о лицензионном договоре (п. 4 ст. 1027). 

Учитывая вышеизложенное, проанализировав нормы действующего законодательства, считаем целесообразным вынести следующие предложения по его совершенствованию:
1. В целях приближения внутреннего российского законодательства к международным правовым нормам, регулирующим правоотношения связанные с франчайзинговой деятельностью, необходимо:
а) терминологически определить в отечественном Гражданском кодексе, соответствует ли понятие коммерческой концессии понятиям франчайзинга или франшизы;
б) исключить из ст. 1027 норму о применении к договору коммерческой концессии правил раздела VII о лицензионном договоре, поскольку глава 54 Гражданского кодекса РФ намного богаче по содержанию всех положений о лицензионном договоре относительно результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в части четвертой ГК РФ.
2. Исключить главу 54 из Гражданского кодекса РФ и выделить рассматриваемые правоотношения в отдельный федеральный закон или федеральным законом внести дополнения, приводящие в соответствие договор коммерческой концессии с международными нормами, регулирующими франчайзинговые отношения.
3. В целях расширения сферы применения договора коммерческой концессии в предпринимательской деятельности необходимо внести существенные дополнения в главу 54 Гражданского кодекса РФ, а именно:
а) включить понятие «коммерческий опыт» в состав ст. 1027 ГК РФ с дефиницией «все знания, сведения и прочая информация, полученные по данному договору от правообладателя с момента начала переговоров до момента окончания действия договора»;
б) изменить ст. 1027 ГК РФ в части заключения договора на определенный срок, так как его основным предметом являются исключительные права, подтверждаемые патентами или свидетельствами, срок действия которых ограничен. Вот почему в п. 1 ст. 1027 ГК РФ слова «срок или без указания срока» следует заменить на «определенный срок»;
в) указать в ст. 1038 ГК РФ в качестве правопреемника не только правообладателя, но и пользователя, поскольку буквальное толкование действующей нормы ведет к существенному ограничению прав последнего, для чего абзац 1 п. 2 ст. 1038 ГК РФ изложить в следующей редакции: «В случае смерти правообладателя или пользователя его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. В противном случае договор прекращает свое действие»;
г) уточнить ст. 1039 ГК РФ в части условий, а именно уменьшения вознаграждения правообладателя при смене своего коммерческого обозначения. Предлагаем производить уменьшение вознаграждения только тогда, когда условия договора для пользователя стали невыгодными, изложив данную статью в следующей редакции: «В случае изменения правообладателем своего коммерческого обозначения, права на использование которого входят в комплекс исключительных прав, договор коммерческой концессии действует в отношении нового коммерческого обозначения правообладателя. Если пользователю причинены убытки в результате изменения коммерческого обозначения, последний вправе потребовать уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения»;
д) исключить из п. 1 ст. 1035 ГК РФ слова «на тех же условиях». Это необходимо исходя из того, что понятие «на тех же условиях» слишком трудно трактуется. «Те же условия» предложить пользователю в полном объеме весьма сложно;
ж) внести отдельной правовой нормой положения о применении договора коммерческой концессии в дистрибьюторские отношения, связанные с передачей прав на интеллектуальную собственность. Данную статью можно было бы назвать «Отношения об исключительном сбыте».


Опубликовано:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты» 
24-26 апреля 2008 года, г. Омск

 
 
Автор : Тарадонов Сергей Владимирович  —  Каталог : Экономика. Управление
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD