1. Принятие Закона.
В 2003 году в план законопроектных работ Законодательного Собрания Омской области были включены разработка и принятие закона об инновационной деятельности. Была создана рабочая группа и Постановлением ЗС Омской области от 24 июня 2004 г. № 157 был принят Закон Омской области «Об инновационной деятельности на территории Омской области». 13 июля 2004 года он был подписан Губернатором и получил № 527-ОЗ.
Поскольку аналогичный Федеральный закон до сих пор не принят, за основу был принят Закон Томской области, в которой уже была создана и инновационная инфраструктура: технопарк, ряд инновационных центров, «Агентство развития Томской области», ещё в 1999 году был создан и получил государственную регистрацию Томский региональный некоммерческий фонд «Инновационно-технологический центр», выполняются инновационные программы и проекты и т.д.
Что дает наш Закон? Фактически он дает формат инновационной деятельности в Омской области. Что делать и как надо действовать. Теперь надо только организовать соответствующую деятельность.
Закон определяет основные направления государственной инновационной политики Омской области и регулирует правовые отношения органов государственной власти Омской области и субъектов инновационной деятельности в данной сфере. В Законе введены следующие основные понятия [1, ст.2]:
1) инновационная деятельность – деятельность, направленная на создание и вовлечение в экономический оборот результатов научных исследований, опытных конструкторских работ, новых или усовершенствованных видов продукции и технологий (нововведения);
2) государственная инновационная политика Омской области – совокупность целей, направлений, форм деятельности органов государственной власти Омской области по развитию инновационной деятельности на территории Омской области;
3) инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и иных), необходимых для осуществления инновационной деятельности;
4) инновационный проект – документация, предусматривающая технико-экономическое, социальное, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по их реализации в целях освоения и распространения новых видов продукции, технологий;
5) организации инновационной инфраструктуры – организации, осуществляющие и способствующие осуществлению инновационной деятельности: научно-технические, научно-исследовательские, образовательные, производственные организации и их объединения, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры;
6) инновационно-технологические центры – юридические лица, создаваемые в форме некоммерческих организаций для оказания субъектам инновационной деятельности содействия в выборе и реализации инновационных проектов, развитии их инновационной деятельности, защите и представлении их интересов в органах государственной власти Омской области, организациях, охране интеллектуальной собственности, аккредитованные в соответствии с Положением об аккредитации инновационно-технологических центров, утверждаемым Правительством Омской области.
В соответствии с законом «Государственная инновационная политика Омской области является неотъемлемой частью социально-экономической политики Омской области и имеет своей целью развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов Омской области, направляемых на создание наукоемких технологий и инновационной инфраструктуры, а также создание условий для стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, содействие развитию рынка инновационных проектов, поддержку и развитие научно-технического потенциала, выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции и расширение за счет этого налогооблагаемой базы в интересах населения Омской области» [1, ст.3].
Государственная инновационная политика Омской области осуществляется исходя из принципов:
1) признания социальной значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы развития рынка товаров и услуг, обеспечивающих приток финансовых и материальных ресурсов в экономику Омской области;
2) гласности выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов, осуществляемых в интересах Омской области;
3) единства организационной инфраструктуры инновационной и научно-исследовательской деятельности;
4) интеграции инновационной, инвестиционной, научной, научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности с целью обеспечения их комплексного взаимодействия с производством в условиях многоукладной экономики;
5) концентрации выделяемых на инновационную деятельность ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Омской области;
6) стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов через систему организационных, финансовых, налоговых, имущественных и иных льгот;
7) интенсификации развития инновационного потенциала научно-образовательной сферы Омской области;
8) создания условий для формирования современного технологического уровня в производственных отраслях Омской области;
9) объединения усилий органов государственной власти Омской области, общественных объединений, организаций для развития инновационной деятельности».
Основными направлениями государственной инновационной политики Омской области являются:
1) обеспечение увеличения валового регионального продукта за счет освоения производства принципиально новых для Омской области видов продукции и технологий, а также формирование и расширение на этой основе рынков их сбыта;
2) выявление отраслевых проблем, для решения которых требуется развитие инновационной деятельности, и концентрация необходимых для их решения ресурсов;
3) утверждение и реализация областных целевых программ для решения выявленных проблем с учетом выделяемых и привлекаемых ресурсов;
4) проведение конкурсов и осуществление других форм реализации инновационных проектов в интересах Омской области;
5) формирование эффективной системы государственного регулирования инновационной деятельности;
6) развитие инновационной инфраструктуры и формирование среды, привлекательной для инвестиций в производственную и социальную сферы Омской области;
7) создание условий для формирования единой организационной инфраструктуры экспертного, информационного, патентно-правового и иного обеспечения инновационной и научно-исследовательской деятельности;
8) создание условий для интеграции инновационной, научно-исследовательской и патентной деятельности;
9) содействие повышению уровня занятости высококвалифицированных специалистов, занимающихся научной и (или) научно-исследовательской деятельностью;
10) содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, деятельности научно-технических обществ, рационализаторов и изобретателей;
11) обеспечение информированности населения Омской области о принципах и ходе реализации государственной инновационной политики, а также мониторинг общественного мнения по данному вопросу [1, ст.4].
Субъектами инновационной деятельности на территории Омской области являются:
1) физические лица – граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, осуществляющие инновационную деятельность на территории Омской области;
2) организации – независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие инновационную деятельность на территории Омской области.
Субъектами, содействующими инновационной деятельности, являются:
1) инвесторы, осуществляющие финансирование инновационных проектов на территории Омской области;
2) организации инновационной инфраструктуры;
3) органы государственной власти Омской области и органы местного самоуправления Омской области, участвующие в регулировании инновационной деятельности;
4) общественные объединения, организации, способствующие развитию инновационной деятельности [1, ст.5].
Объектами инновационной деятельности, по поводу которых возникают правовые отношения между субъектами инновационной деятельности, являются осваиваемые на основе реализации результатов научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений:
1) новые технологии;
2) новые процессы в различных сферах деятельности человека, обеспечивающие социально-экономические и экологические эффекты от их реализации;
3) новые и значительно улучшенные продукты (товары, работы, услуги) различного характера [1, ст.6].
Инновационная деятельность может осуществляться в различных формах, в том числе при участии нескольких субъектов инновационной деятельности, связанных между собой научной, информационной, проектно-конструкторской деятельностью, через областную целевую программу, инновационный проект или областной заказ на создание и (или) реализацию продукции, созданной в результате инновационной деятельности [1, ст.7].
Органы государственной власти Омской области, уполномоченные в сфере регулирования инновационной деятельности на территории Омской области, в соответствии со своей компетенцией осуществляют государственную поддержку инновационной деятельности путем:
1) разработки и принятия правовых актов об инновационной деятельности в Омской области и организации их исполнения;
2) подготовки, утверждения и реализации областных целевых программ;
3) предоставления средств, гарантий и льгот субъектам инновационной деятельности за счет областного бюджета;
4) контроля за целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета на организацию и осуществление инновационной деятельности;
5) проведения аккредитации инновационно-технологических центров;
6) размещения на конкурсной основе областного заказа на создание наукоемкой продукции;
7) взаимодействия с инновационными, научными, научно-исследовательскими, образовательными, производственными организациями, общественными объединениями, осуществляющими или содействующими осуществлению инновационной деятельности [1, ст.8].
Источниками финансирования инновационной деятельности являются:
1) собственные средства субъектов инновационной деятельности;
2) средства областного бюджета;
3) внебюджетные источники;
4) иностранные инвестиции;
5) иные не запрещенные законодательством источники.
Финансирование инновационной деятельности из областного бюджета может осуществляться как на безвозвратной, так и на возвратной возмездной основе в соответствии с законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год, областными целевыми программами [1, ст.9].
В порядке стимулирования инновационной деятельности «Организациям инновационной инфраструктуры, аккредитованным как инновационно-технологические центры, субъектам инновационной деятельности, находящимся в договорных отношениях с аккредитованными инновационно-технологическими центрами, иным субъектам инновационной деятельности и их объединениям, инвесторам, финансирующим инновационные проекты Омской области, могут быть предоставлены: льготы по арендной плате за пользование объектами, находящимися в собственности Омской области, в соответствии с областным законодательством; налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах и сборах; инвестиционный налоговый кредит в соответствии с областным законом» [1, ст.10].
Настоящий Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть в июле 2004 года.
2. Инновационная экономика.
Президент России Дмитрий Медведев объявил в качестве современных приоритетных направлений страны «Четыре И»: «Институты», «Инфраструктуру», «Инновации» и «Инвестиции». Фактически все эти аспекты инновационной деятельности наш Закон использует.
Современные мировые тенденции связаны с переходом к новому типу экономического развития, основанному на непрерывном изменении и обновлении производственной базы, технологий, товаров и услуг, при котором инновации превращаются в главный вектор развития. Наибольшую роль при этом играет появление глобальных информационных сетей, позволяющих интенсифицировать информационный обмен и сотрудничество в научно-технической сфере, культуре, бизнесе. То есть, происходит создание глобального информационного поля, генерирующего знания и оказывающего существенное влияние на появление экономики нового типа – инновационной, в которой решающую роль играют знания, а производство знаний представляет собой источник экономического роста [2]. Экономика становится инновационной, если:
1) в обществе выделяется особая роль научных знаний, наблюдается положительное восприятие обществом и государством новых идей и технологий, появляется готовность к трансферу знаний, их практической реализации в различных сферах деятельности;
2) осуществляется автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления, в результате чего образуются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание информационных ресурсов в объёме, необходимом для поддержания растущего научно-технического прогресса;
3) сформированы инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовывать процессы, направленные на внедрение высоких технологий и выпуск конкурентоспособной продукции;
4) происходят радикальные изменения социальных структур, которые приводят к расширению и активизации инновационной деятельности не только в производственной, но и в других сферах – управлении, образовании, культуре, а также в быту;
5) создана система опережающей подготовки и переподготовки профессиональных кадров в области инноваций, эффективно реализующих комплексные проекты развития как производства, так и социальной сферы (территорий).
То есть, важнейшим условием развития является высокая инновационная активность на всех уровнях управления (общественном, государственном, предпринимательском), а также наличие эффективной инновационной инфраструктуры, которая становится базовой составляющей современного общества, фундаментом инновационной экономики.
Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных общественных и производственных институтов (организационно-управляющих и конструкторско-технологических систем, предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, отдельных ученых и изобретателей), необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности [2]. Очевидна неразрывная связь инновационной деятельности – нововведений – с наукой.
3. Связь с наукой.
В Омской области ещё в январе 2000 г. принят закон «О государственном регулировании в сфере научной деятельности и научно-технической политики в Омской области», в котором предусматривается финансирование научных исследований в размере не менее 2 % расходной части областного бюджета (в Федеральном законе – 4 %). В настоящее время оно много меньше, значительно уступает аналогичным расходам других регионов и далеко не соответствуют социальной значимости и экономической отдаче этого важнейшего сектора народно-хозяйственного комплекса. Законом также предусмотрено создание государственного (областного) фонда поддержки научно-технической деятельности, внебюджетного фонда научных исследований и экспериментальных разработок (за счет отчислений, относимых на себестоимость производимой продукции), а также формирование и реализация областных целевых научных программ по приоритетным направлениям.
Попытки создать областной совет по науке и реализовать научно-технические программы в интересах области были предприняты как во исполнение этого закона, а также ещё в начале 1990-х годов в соответствии с постановлением сессии Омского областного Совета народных депутатов «О развитии науки в условиях рыночной экономики» и решения Президиума Исполкома областного Совета «О путях развития науки в области» (от 05.11.1991 г. № 304-п), которым был, кроме того, утвержден «перечень приоритетных проблем развития области, требующих научного решения», актуальный и в настоящее время [4, 5].
Из региональных научно-инновационных программ, разработанных за прошедшие годы: «Омский регион», «Медприбор», «Омскинжиниринг», «Ремтрансмаш», «Электротехпром», «Движение и воздух», «Омские строительные материалы», «СибВПКнефтегаз» получила поддержку и развитие лишь «Омский регион» – до 2001 года и «СибВПКнефтегаз», существующая по настоящее время (уже в рамках новой программы «Сибирское машиностроение»).
При формировании и реализации омских региональных программ нами получен чрезвычайно интересный и важный опыт создания территориальных научно-производственных систем, основанный на объединении системного и программного подходов.
Проведенные в последние годы семинары и конференции, в том числе «Омские изобретатели ХХI века» и круглые столы по проблемам инновационного предпринимательства в рамках направления «Содействие коммерциализации интеллектуальной собственности» определили следующие ключевые проблемы активизации инновационной деятельности [4 - 6]: практическое отсутствие системы государственной поддержки инновационной сферы; очень велик налоговый пресс и фактически нет доступа к недорогим финансовым и материально-техническим ресурсам; практическое отсутствие инфраструктуры инновационной деятельности; недостаток квалифицированных кадров в инновационной сфере; необходимость широкой подготовки менеджеров инновационных процессов.
В эти годы были выработали следующие рекомендации по проведению инновационной политики в Омской области:
- создание инновационно-технологических центров (ИТЦ) как оптимальной формы для развития инновационного предпринимательства и внедрения в производство наукоемких технологий и конкурентоспособных изделий;
- выявление и координация деятельности инновационно активных организаций и специалистов, создание и развитие региональной распределенной инфраструктуры инновационной деятельности (Омского технопарка);
- разработка и реализация региональной «Программы активизации инновационной деятельности в Омской области» и закона «Об инновационной деятельности в Омской области» (закон принят);
- обеспечение интеграции всех секторов науки: отраслевого, вузовского и академического с производством в целях максимального сокращения времени внедрения новых технологий и выпуска конкурентоспособных изделий с момента появления новой идеи или разработки;
- разработка и реализация областных научных и научно-технических программ по приоритетным для области направлениям;
- разработка региональной Программы подготовки и переподготовки кадров, в том числе – высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, менеджеров инновационных процессов, работников муниципального и государственного управления, патентоведов;
- обеспечение льготного и многоканального финансирования НИОКР, внедрения их результатов, «ноу-хау» и изобретений в производство; привлечение необходимых финансовых ресурсов, включая областные, федеральные и внебюджетные источники, венчурный капитал, фонды, кредитные возможности коммерческих банков, межрегиональные и международные проекты;
- создание межрегиональных и региональных интегрированных структур, включающих в себя промышленные предприятия и отраслевые научные организации, способных самостоятельно финансировать новые разработки;
- создание областного Фонда интеллектуальной промышленной собственности;
- развитие современной опытно-экспериментальной и приборной базы для совместного использования вузами, предприятиями, научными и инновационными организациями (создан в Омском научном центре СО РАН);
- регулярное проведение региональных конференций и семинаров по инновационной и изобретательской деятельности; развитие деятельности областного общества ВОИР;
- создание постоянно действующей выставки продукции омских предприятий, новых разработок и изобретений; составление регионального Каталога инновационных проектов.
11 апреля 2007 года Постановлением Правительства Омской области № 43-п была принята «Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года» и принято решение разработать концепцию целевой программы Омской области «Развитие инновационной инфраструктуры Омской области до 2015 года».