Одна из основных идей управления интеллектуальной собственностью (далее ИС) – более эффективное использование уже существующего знания, распространение имеющегося эффективного опыта. В ее реализации используются следующие подходы:
- хранение, оценка, распределение и использование таких активов, как авторские права, патенты, лицензии;
- сбор, организация и распространение невещественного знания (ноу-хау, индивидуальный опыт, инновационные решения и пр.);
- создание в организации соответствующей корпоративной культуры и интерактивной среды для обучения, в рамках которой люди передают опыт, делятся полученными навыками и способствуют возникновению нового знания.
Полагаем, что при реализации того или иного подхода следует избегать излишней технократичности. Целесообразней применять не только постоянное наращивание информационной базы, но и создание свободного доступа к ней со стороны сотрудников и партнеров предприятия в рамках командной работы над общими знаниями.
В последнее время многие западные фирмы стали вводить в штат организаций специальную должность: директор по управлению знаниями. Например, McKincey – это директор по знаниям, в Scandia – директор по интеллектуальному капиталу, в Buckman Labs – директор по передаче знаний, в Dow Chemical – директор по интеллектуальным активам. Несмотря на разные названия, обязанности этих управляющих во многом сходны, они должны:
- создавать и применять инфраструктуру передачи знаний, включая библиотеку, базы знаний, компьютерные сети, исследовательские центры, оргструктуру, ориентированную на знания;
- управлять отношениями с внешними поставщиками информации и знаний;
- содействовать процессу создания новых знаний в рамках стратегического планирования, маркетинговых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и воплощению их в новых продуктах и технологиях; измерять величину IQ и содействовать его увеличению;
- управлять персоналом в сфере менеджмента знаний;
- формировать и реализовывать стратегию в сфере менеджмента знаний.
Учитывая сложность объекта управления, недостаточно иметь на предприятии директора по знаниям и группу подчиненных ему сотрудников. Согласно современным концепциям управления это должна быть отлично организованная, сплоченная команда, в которой создана благоприятная, благожелательная психологическая атмосфера.
Полагаем, что современному предприятию целесообразно для ускорения освоения потенциала ИС создать в рамках системы управления знаниями ряд управленческих структур, способствующих продвижению и освоению новшества, начиная с момента его зарождения и заканчивая выводом новшества на рынок. На начальном этапе возникновения новшества желательно создать собственную команду генерирования ИС: так называемый клуб думающих инженеров, т. е. ведущих специалистов в той или иной сфере деятельности предприятия, способных к проявлению творческой и рационализаторской мысли.
Подобные подразделения уже существовали во времена СССР в системе заводской науки в виде бюро рационализации, однако в период трансформации экономики подверглись сокращению.
Особую актуальность в настоящее время приобретает идея возрождения системы научно-производственных объединений, где отношения строятся не на системе планово-обязательных мероприятий, а на контрактной и взаимовыгодной основе. Допустим, к освоению того или иного проекта подключается группа ученых-разработчиков, это снизит затраты на подготовку работников предприятия, адаптацию их к новой технологии, позволит все возникшие проблемы решать в последней инстанции. Ученые получают возможность претворения своих идей в жизнь, участвуя в прибылях, предусмотренных авторским и патентным правом. Предприятие получает реальную возможность избежать ненужных проволочек в освоении новых технологий.
Таким образом, еще один значительный ресурс ускорения освоения потенциала ИС скрыт в своеобразном тройственном союзе, который позволяет объединить научные подразделения институтов, производителей, маркетологов и инвесторов.
Это косвенно подтверждается природой объектов интеллектуальной собственности, в том числе – неотчуждаемостью интеллектуального продукта от его создателя.
Считаем, что на таких взаимовыгодных условиях должна формироваться и собственная команда продвижения ИС, что не исключает, а подразумевает активное участие представителей отраслевой науки в процессе освоения потенциала ИС. Руководству целесообразнее сформировать центры ответственности, т. е. назначать лиц, ответственных за внедрение ИС (специалистов в области внедрения объекта ИС и специалистов в области управления).
Схема 1.