В условиях экономического кризиса появляется необходимость анализа состава имущественных комплексов предприятий, как при проведении аудита, так и вне его, т.е. самими руководителями и собственниками предприятий, организаций: и коммерческих, и некоммерческих.
Данный анализ необходим для реальной оценки имущества предприятия, а также для оценки инвестиционной привлекательности с целью получения кредитов и любого вида финансирования. Для обеспечения достоверного отражения состава имущественного комплекса предприятий необходима инвентаризация и оценка, в том числе и инвентаризация нематериальных активов (далее по тексту – НМА).
Согласно Закону о бухгалтерском учете для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка этих обязательств и имущества. Так как перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация обязательна, и в категорию инвентаризируемого имущества входят также нематериальные активы. У многих организаций сегодня возникают вопросы о порядке проведения такой инвентаризации в соответствии с введением в действие IV части ГК РФ и нового ПБУ 14/2007, а также о порядке оформления документов по результатам инвентаризации.
Необходимость этого продиктована тем, что пересмотрено само понятие интеллектуальной собственности, уточнен ее состав, введены новые термины и определения. Все эти изменения потребовали актуализации норм бухгалтерского учета в области интеллектуальной собственности. Именно датой вступления в силу части четвертой ГК РФ обусловлена и дата введения в действие ПБУ 14/2007. Следует отметить, что ПБУ 14/2007 распространяется и на некоммерческие организации в отношении объектов, принимаемых к бухгалтерскому учету в 2008 и последующие годы. Встает вопрос, как принять к учету, можно ведь и при проведении инвентаризации, если в предыдущих периодах стоимость НМА не принималась в качестве расхода, так сказать легализовать сегодня уже имеющиеся НМА, такие как, например, коммерческое обозначение организации. Разработанный и не отраженный в учете фирменный знак, сайт организации, предприятия или учреждения, логотипы, обозначения, полезные модели, секреты производства и т.д. могут стать активами организации, при условии, если их принять к учету при проведении инвентаризации в текущем году. Как пример такого не учтенного НМА может являться какой-либо фильм, созданный ранее для рекламы, разработанный сайт предприятия, организации, учреждения или объединения. Однозначно являются не учтенными ранее затраты на коммерческое или фирменное обозначение организаций.
Форма распоряжения правом на фирменное наименование – это, безусловно свидетельство, которое можно получить после его регистрации, и в дальнейшем распоряжаться им с целью извлечения доходов.
Форма распоряжения правом на коммерческое обозначение – это внешнее выражение правомочий, входящих в состав права интеллектуальной собственности, и возможность самостоятельно определять судьбу объекта исключительного права путем совершения юридических действий, главным образом сделок.
В соответствии с действующим законодательством, а именно с п. 4 и п. 5 ст. 1539 ГК РФ, исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется. А передать право на использование коммерческого обозначения правообладатель может в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (ст. 656) или договором коммерческой концессии.
Как указано в статье В.И. Еременко, доктора юридических наук, начальника Отдела права Евразийского патентного ведомства, опубликованной в журнале "Законодательство и экономика" № 4 (апрель 2008 г.): «…Таким образом, законодатель выделил две основные формы распоряжения правом на коммерческое обозначение.
Роль таких средств выполняет исторически сложившаяся группа объектов промышленной собственности, получившая название средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Эта группа состоит из двух родственных по выполняемым функциям подгрупп – подгруппы средств индивидуализации продукции и подгруппы средств индивидуализации участников гражданского оборота. Эти подгруппы характеризуются особым набором конкретных средств индивидуализации, играющих специфическую роль в общественных отношениях, складывающихся в связи с применением к индивидуализируемому объекту.
Подгруппа средств индивидуализации продукции включает в себя товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, указания происхождения товаров.
Подгруппа средств индивидуализации участников гражданского оборота состоит из таких средств индивидуализации, как фирменные наименования и коммерческие обозначения».
Все указанные выше объекты могут стать активом организации и будут указывать на наличие имущества или имущественных прав, сделают баланс предприятия привлекательным.
При инвентаризации нематериальных активов проверяют:
- документы, подтверждающие права организации на объект нематериальных активов;
- правильность отражения объектов нематериальных активов в учете.
Результаты инвентаризации отражают в описи нематериальных активов (форма № ИНВ-1а). Если же данные описи отличаются от данных бухгалтерского учета, составляют сличительную ведомость (форма № ИНВ-18).
Действовавшее в предыдущий отчетный, как и в рассматриваемом периоде налоговое законодательство не предоставляло налогоплательщикам права учитывать расходы по созданию нематериальных активов по их рыночной стоимости.
Напротив, в пункте 3 статьи 257 НК РФ прямо указано, что для целей налогообложения прибыли первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, услуг сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств).
Норма же изложенная в бухгалтерском учете, а именно в разделе III ПБУ 14/2007, как значительное методологическое нововведение касается изменения стоимости нематериальных активов. В соответствии с предыдущей редакцией стандарта стоимость нематериальных активов, по которой они были приняты к учету, не подлежала изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с ПБУ 14/2007 изменение фактической (первоначальной) стоимости нематериального актива, по которой он принят к бухгалтерскому учету, допускается в случаях переоценки и обесценения нематериальных активов.
Следует отметить, что переоценивать нематериальные активы могут только коммерческие организации. При этом переоцениваться должны группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов. Переоцененная однородная группа нематериальных активов в последующем должна переоцениваться регулярно, чтобы их стоимость в бухгалтерской отчетности существенно не отличалась от текущей рыночной стоимости. Нематериальные активы могут проверяться на обесценение в порядке, определенном МСФО. Кажется, зачем инвентаризировать и проверять нематериальные активы на обесценение, если нет возможности учесть их в налоговом учете в качестве расхода?
Однако обратим внимание на нормы п.20 ст. 250 НК РФ, где указано, что доходами являются суммы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации. В то же время в статье ст. 254 НК РФ прямо предусмотрено, что в налоговом учете излишки, полученные от инвентаризации материально-производственных запасов и от разборки или демонтажа основных средств, признавать в объеме суммы налога на прибыль, которая будет уплачена в результате оприходования излишков. Т.е. фактическими затратами признаются затраты по налогу на прибыль, уплаченному от полученного внереализационного дохода в бюджет. По данной аналогии можно поступить и с излишками нематериальных активов, однако думается, что для этого необходимо будет в налоговое законодательство законодателю внести изменения.
По результатам проведенных инвентаризаций НМА стоимость оцененных по рыночной стоимости нематериальных активов будет поставлена на учет. Следует при этом отметить, что оценка может производиться в данном случае только независимыми оценщиками. Таким образом появляется возможность без дополнительных затрат повысить привлекательность баланса и сумму активов, реально отразив фактическое наличие нематериального актива. Проведение инвентаризации является также доказательством достоверности данных бухгалтерской отчетности.