Вопрос финансирования деятельности, а тем более инновационной деятельности, стоит достаточно остро.
В целом, существует мировая практика привлечения средств в инновационную сферу. Чаще всего средства идут через фонды венчурного финансирования, участниками которых выступают как государство, так и частные инвесторы. Безусловно, существует достаточно мощная грантовая поддержка. Кроме того, действующие предприятия, заинтересованные в своём развитии, направляют средства на инновации. Это зарубежный опыт. А что же в России?
Представители власти достаточно активно говорят об инновационном пути развития экономики, который, по сути, в действительности может сохранить Россию как самостоятельную, экономически независимую страну.
Что для этого делается? Активно власть, прежде всего федеральная, пытается создать условия для формирования эффективно функционирующей инфраструктуры поддержки инноваций. Наступая сразу по всем фронтам. Формируя нормативную правовую базу, создавая и участвуя в венчурных фондах, путём финансирования Фонда поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, проводя политику по линии Минобрнауки РФ по поддержке перспективных научных исследований и разработок, стимулируя создание особых экономических зон технико-внедренческого типа, технопарков и бизнес-инкубаторов.
Что же всё-таки нужно для открытия возможностей финансирования инноваций?
Во-первых, чёткое законодательное закрепление критериев инноваций и инновационной деятельности.
Во-вторых, подготовка специалистов, ориентированных на поиск и коммерциализацию новшеств, умеющих проводить и проходить необходимые предприятиям процедуры для подготовки инновационного проекта и его финансирования.
В-третьих, создание информационного поля, доступного и читаемого, как для претендентов (носителей инноваций), так и для инвесторов.
В-четвёртых, безусловно, наличие достаточно компетентных лиц, как в бизнесе, так и во власти (к ней это в большей степени относится), способных принимать решения о размещении средств в рискованных проектах.
Что делается в этом направлении в Омской области? Если по порядку.
Законодательно Омская область относительно недавно определила ряд понятий в инновационной сфере путём принятия Закона об инновационной деятельности, но он носит рамочный характер, механизмы не определены. Начальный этап формирования инновационной инфраструктуры, как на базе ВУЗов, так и научно-исследовательских институтов, пройден. Определены направления совместных действий – в частности, создан межвузовский центр трансфера технологий.
Властью предприняты меры по созданию и функционированию бизнес-инкубатора, условий для старта и развития инновационных проектов. В настоящее время идёт речь о необходимости создания промышленного парка и, как перспектива, технопарка. Причём ничего сложного – необходимы три составляющие: политическая воля, средства (финансовые) и земля. В дальнейшем техника процесса известна.
Что касается финансирования, то как таковое прямое финансирование осуществляется только за счёт грантов, которые привлекают ВУЗы, сами предприятия реинвестируют средства в свои инновации, и гранты, в частности, Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства, но не на реализацию самого инновационного проекта, а лишь на его оформление, приведение в соответствие с требованиями потенциального инвестора.
Важной составляющей поддержки инноваций является своевременная и полная информация о бизнес-партнёрах, такую информацию в полном объёме по предприятиям Евросоюза сможет предоставить созданный на базе бизнес-инкубатора ЕвроИнфоКорреспондентский центр. Финансирование его деятельности осуществляется Министерством экономики Омской области.
Для развития системы финансирования инноваций потребуется ещё много усилий, как научной общественности, так и бизнеса, и, конечно, власти. Главное, чтобы усилия были однонаправленными и своевременными.