OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.18 · 23:29 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииБюллетень ЭКОКУЛЬТЭкопром • Новации
2012 — Горелов Д.Н. — Движитель типа «машущее крыло» для речных судов
.
Сетевое издание по вопросам экологической культуры
Бюллетень ЭКОКУЛЬТ
ЭКОПРОМ • НОВАЦИИ


Горелов
Дмитрий Николаевич

главный научный сотрудник Омского филиала Института математики СО РАН,
доктор технических наук, профессор,
академик Академии транспорта РФ


Движитель типа «машущее крыло»
для речных судов


Одним из направлений моей работы является создание речного судна для малых рек Сибири с движителем типа «машущее крыло», способным эффективно работать в условиях предельного мелководья.

Ломоносов предсказал, что «могущество России прирастать будет Сибирью». Но освоение Сибири происходит в условиях сурового климата, заболоченности огромных территорий, безбрежной тайги и практически полного отсутствия дорог. Транссибирская магистраль, связывающая европейскую часть России с Дальним Востоком, перегружена и проходит южнее большинства месторождений. Природа дала Сибири широко разветвлённую систему магистральных и малых рек, которые являются естественными транспортными артериями. Поэтому в Сибири речной транспорт занимает особое место. В средней и северной частях региона и на северо-востоке речной транспорт является практически единственным для перевозки массовых грузов на значительные расстояния.
Речные магистрали в Сибири представлены не только крупными водными магистралями, но и множеством боковых малых рек, которые пригодны для судоходства.
Характерной особенностью малых рек является мелководье и узкий извилистый фарватер. Для плавания по таким рекам нужны специализированные суда с движителями, способными эффективно работать в условиях предельного мелководья. Анализ показал, что наиболее перспективными для этой цели являются двухкорпусные суда (катамараны) с движителями типа «машущее крыло», которые создают силу тяги за счёт колебаний крыльев.
Машущее крыло является одним из основных движителей в природе. Такой движитель может работать с бóльшим коэффициентом полезного действия.
Теоретические и экспериментальные исследования, проведённые в разных странах, позволили понять механизм образования силы тяги у машущего крыла и её зависимость от формы крыла и закона\\законов его колебаний. Имеющийся банк знаний позволяет с пониманием и целенаправленно проектировать движители типа «машущее крыло» для судов, предназначенных для плавания по малым рекам. Однако до сих пор какие-либо серьёзные разработки в этом направлении отсутствуют.
Слишком жёсткие условия должны предъявляться крыльевому движителю. Помимо эффективности работы на предельном мелководье такой движитель должен обеспечивать высокую маневренность судна в условиях извилистого и узкого фарватера и быть способным длительное время работать при высоком уровне пульсирующих гидродинамических нагрузок, действующих на колеблющиеся крылья, а его конструкция должна быть предельно простой и малогабаритной. При этом целесообразно, чтобы движитель мог создавать тягу в любом направлении, выполняя дополнительно роль рулевого устройства. Следует отметить, что в этом случае судно с крыльевым движителем может маневрировать даже в «стоячей воде». Кроме того, крыльевой движитель должен отвечать необходимым экологическим требованиям.

К разработке такого крыльевого движителя приступили около 30 лет назад в Институте гидродинамики Сибирского отделения Академии наук. Была создана лаборатория гидродинамики крыльевых движителей, которую перевели затем в Омск. Проводились теоретические и экспериментальные исследования, в результате которых разработано несколько принципиальных схем крыльевого движителя, удовлетворяющего указанным выше требованиям, вырабатывались рекомендации по проектированию. Но наступила «перестройка» и все исследования были заморожены.
Наступили тяжёлые времена и для речного транспорта. Сократился объём перевозок, практически прекратилось строительство новых судов и освоение новых водных путей. Сегодня Россия вместе с остальным миром оказалась в условиях экономического кризиса. Для выхода из кризиса нужны новые технологии, новые идеи, обновление парка машин и оборудования. В частности, для речного транспорта следует возобновить дальнейшее освоение малых рек Сибири с развитием современной инфраструктуры.
В этих условиях становится актуальной работа по созданию специализированного речного судна с крыльевым движителем, который при существенно меньшем энергопотреблении ещё обладает высокой маневренностью и не нуждается в рулевых устройствах.
Реализация этого проекта возможна только при соответствующей финансовой поддержке проектирования и изготовления экспериментальной установки для испытаний двух вариантов движителя с переменным вектором силы тяги, проведения испытаний, проектирования реального крыльевого движителя (движителя с переменным вектором силы тяги) и создания нового типа судна с таким движителем, которое может эксплуатироваться не только на малых реках, но и в любом водном бассейне.



© Д.Н.Горелов, 2012
адрес эл.почты автора: gorelov@ofim.oscsbras.ru



Опубликовано:

12.11.2012
Бюллетень ЭКОКУЛЬТ • Рубрика «Идеи и концепции»

 
 
Автор : Горелов Дмитрий Николаевич  —  Каталог : Экопром • Новации
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: машущее крыло, двигатель, речные суда
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD