Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2018.12.15 · 23:48 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииБюллетень ЭКОКУЛЬТЭкополитика • Государство
2012 — Кассал Б.Ю. — Красные книги муниципальных районов
.
Сетевое издание по вопросам экологической культуры
Бюллетень ЭКОКУЛЬТ
ЭКОПОЛИТИКА • ГОСУДАРСТВО


Кассал
Борис Юрьевич

президент Омского областного клуба натуралистов «Птичья Гавань»,
действительный член Русского географического общества (РГО),
доцент, кандидат ветеринарных наук


Красные книги
муниципальных районов


Создание муниципальных районных Красных книг субъектов Российской Федерации как документа по выявлению, учёту и законодательной охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, грибов и растений необходимо для перехода на новый качественный уровень инвентаризации и учёта объектов наиболее угрожаемой компоненты биоразнообразия в соответствии с международными стандартами.

В целях правового обеспечения охраны диких животных и дикорастущих растений в 2005 году впервые в Омской области постановлением губернатора была учреждена региональная Красная книга.
Указом губернатора Омской области также был утверждён Перечень животных, растений и грибов, занесённых в Красную книгу Омской области, подготовленный специалистами на основании многолетних исследований, в который были включены 292 вида. Утверждение этого Перечня послужило основанием для дальнейшей работы по ведению Красной книги [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11].

Несмотря на то, что Красная книга Омской области, как первый опыт регионального издания, не была лишена недостатков, она сыграла свою положительную роль как средство экологического информирования и привлечения внимания населения к проблемам охраны редких и исчезающих видов. Однако из практических мер по сохранению объектов растительного и животного мира, занесённых в Красную книгу Омской области, в 2005-2011 годах не было сделано ничего. Из-за некомпетентности конкретных чиновников Правительства Омской области, курирующих ведение Красной книги Омской области сначала в Министерстве промышленной политики, транспорта и связи Омской области, затем в правопреемнике [этого вопроса] – Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области, не была спланирована соответствующая работа и не предусмотрены средства в бюджете области на её выполнение. Скудость выделяемых средств на ведение работ по Красной книге Омской области позволяло решать лишь небольшие локальные задачи по мониторингу видов на отдельных участках, при отсутствии единого стратегического плана.
Поэтому не были выполнены кадастровые работы по группам животных, грибов и растений, в т.ч. не составлен энтомологический, ихтиологический, орнитологический, териологический кадастры и кадастры малоизученных групп растений (мхов, плаунов, лишайников) и грибов по ключевым территориям, по малым и средним рекам области. В частности, не проведён учёт фауны рукокрылых, не получены данные мониторинговых работ на ключевых орнитологических и териологических территориях, на эталонных ландшафтно-флористических участках. На территориях всех муниципальных образований области не были в полном объёме проведены мероприятия по выявлению мест обитания и определению численности объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу Омской области. Были отменены природоохранные статусы существовавших до 2007 года особо охраняемых природных территорий (ООПТ) – памятников природы областного и районного значения – и не было организовано ни одной новой ООПТ регионального или иного значения. Не было теоретически разработано и практически реализовано никаких мероприятий по изучению и сохранению популяций видов редких и исчезающих животных, грибов и растений; в частности, не было создано ни одного ботанического или энтомологического микрозаказника, ни одной дуплянки для летучих мышей, ни одной платформы для гнезда крупной хищной птицы. Для информирования населения о биологическом разнообразии области и вопросам его сохранения не выпускалось никаких печатных изданий (книг, брошюр, плакатов, буклетов и т.д.).
Существующий обширный перечень проблем в этой сфере природоохранной деятельности невозможно решить в полном объёме за два года, оставшиеся до запланированного в 2014 году переиздания Красной книги Омской области, даже при полной концентрации на них усилий специалистов и природоохранных структур. Отчасти выходом из такой ситуации может стать подготовка и издание Красных книг муниципальных районов Омской области и/или групп муниципальных районов, начиная с 2014 года. Из таких муниципальных Красных книг через некоторое время будет возможно составление расширенной и обновлённой Красной книги Омской области, в которой будут устранены недостатки первого издания 2005 года. Для этого необходимо составление единого стратегического плана работ по природоохранной деятельности в аспекте ведения Красной книги, и его последовательная реализация, в т.ч. формирование нескольких исследовательских коллективов с единым координационным центром, их параллельная работа по сбору и обработке первичной информации на разных территориях Омской области, разработка и реализация природоохранных мероприятий по сохранению как отдельных видов животных, грибов и растений, так и всего биологического многообразия. В отсутствие всего этого готовящееся переиздание Красной книги Омской области в 2014 году будет отличаться от её первого издания в 2005 году лишь количественными данными о фиксации новых встреч животных, грибов и растений охраняемых видов, повторяя все имеющиеся в ней недостатки и невыполнение практических работ по их охране.
Омская область – подходящая территория для того, чтобы на её примере формировать решения многих возникающих вопросов по охране редких и исчезающих видов животных, грибов и растений. Аналогов предлагаемых самодостаточных и оригинальных Красных книг отдельных муниципальных районов Омской области в Российской Федерации не имеется. Даже у нашего географически ближайшего соседа – Алтайского края – районные Красные книги были созданы путём примитивного вычленения из общекраевой Красной книги, с полным копированием соответствующей каждому муниципальному району края информации.
Юридическим основанием для создания Красной книги муниципального района Омской области должно стать постановление глав районов «О Красной книге N-ского района: с целью реализации пункт 9 статьи 15 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. и Федерального Закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г., об учреждении Красной книги N-ского муниципального района; об утверждении списка животных, грибов и растений, включённых в Красную книгу, согласно приложения; о выявлении и включении в Красную книгу ценных природных объектов в качестве потенциальных ООПТ».
В Красной книге N-ского муниципального района должен быть показан весь спектр угрожаемых видов животных, грибов и растений, обеспеченных законодательной охраной в пределах района, области, страны. В него может быть включено определённое количество видов растений, лишайников, грибов, животных, в числе которых насекомые, рыбы, земноводные, рептилии, птицы и млекопитающие. Для каждого вида должны быть приведены сведения по морфологии, экологии, биологии, распространению, а также рекомендуемые мероприятия по его охране. Поэтому целесообразно сформировать книгу из четырёх разделов: «Позвоночные животные», «Беспозвоночные животные», «Семенные растения», «Споровые растения и грибы». Материалы этих разделов должны быть составлены по единой схеме и методике, основанной на одной базе данных. Кроме того, может быть предложено определённое количество площадных и точечных природных объектов для выделения их в качестве потенциальных ООПТ различного статуса. Описание должно быть сопровождено рисунками и фотографиями, поскольку предназначено широкому кругу читателей.
При составлении Красной книги N-ского муниципального района Омской области следует учесть, что в отдельном небольшом регионе с незначительным эндемизмом редко встречаются виды, которым угрожает полное исчезновение в масштабах континента. Поэтому в неё целесообразно вносить виды, редкие только для данного региона, учёт которых имеет несомненное краеведческое значение. В связи с этим, для Красной книги муниципального района требуется коррекция принятых на уровне области статусов видов: районный статус вида должен чётко указывать, местное или глобальное значение имеет сохранение соответствующего вида в данной местности, в соответствии с дополненным региональным списком видов, специальная охрана которых регламентирована местными законодательными актами.
Универсальная международная система категорий статуса, принятая Международным союзом охраны природы (МСОП) для оценки состояния популяций редких и исчезающих видов животных, грибов и растений, предполагает следующую номенклатуру категорий: 0 – вероятно, исчезнувшие; 1 – находящиеся под угрозой исчезновения; 2 – сокращающие численность и/или ареал; 3 – редкие виды или виды с узким ареалом; 4 – неопределённые (слабо изученные) по статусу; 5 – восстанавливающие численность. Но эти характеристики никак не соотносятся с общим распространением и численностью вида, поэтому на уровне отдельного муниципального района области существующая система должна быть дополнена независимой от неё шкалой общего распространения: А – вид эндемичен или субэндемичен для данного региона; Б – вид распространён более широко, но в целом редок и внесён в Красную книгу более высокого ранга (Омской области, России или МСОП); В – вид в целом не является редким или эндемичным, хотя может быть редким для данного региона; Г – вид со слабо изученным распространением; Д – заносной (в частности, синантропный) вид. Обе шкалы статусов легко совмещаются путём придания видам бинарных статусов (например , , и т.п.). Это позволяет отделить виды, сохранение которых имеет глобальное значение, от объектов местной, краеведческой охраны природы. При этом для многих видов в большинстве случаев наиболее корректным является статус «4» (недостаточно изученный вид). Для каждого вида, занесённого в список, должна быть приведена оценка степени угрозы исчезновения (природоохранный статус) в границах N-ского муниципального района Омской области, с принятием законодательных мер по его охране.
Работа по выявлению, учёту и законодательной охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, грибов и растений в нашей стране достигла такого размаха, что стала актуальной задача создания единого перечня объектов животного и растительного мира, взятых в России под особую государственную охрану, и его ведения. Формат такого документа заимствован из практики работы Комиссии по редким видам МСОП, которая с середины 1980-х годов каждые два года публикует сигнальные бюллетени «IUCN Red List of Threatened Animals» и «IUCN Red List of Threatened Plants». В этих бюллетенях фиксируется состояние находящихся под угрозой исчезновения видов животных, грибов и растений мира. Издание и ведение Красной книги животных, грибов и растений России означает переход на новый качественный уровень инвентаризации и учёта объектов наиболее подверженной угрозе компоненты биоразнообразия, на уровень международного стандарта. Определённая роль в этом будет принадлежать муниципальным районным Красным книгам областей, краёв и республик – субъектов Российской Федерации.

___________________________
1. Красная книга Омской области / Правительство Омской области, ОмГПУ. Ответ. ред. Г.Н. Сидоров, В.Н. Русаков. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. – 460 с.
2. Кассал Б.Ю., Сидоров Г.Н. Редкие и исчезающие животные в Красной книге Омской области // Труды Зоологической Комиссии. Ежегодник. Вып.3: Сб.науч.тр. / Под ред. Б.Ю. Кассала. – Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2006. – 155 с. – С. 148-155.
3. Сидоров Г.Н., Кассал Б.Ю. Раздел «Животные» в Красной книге Омской области // Проблемы Красных книг регионов России: Матер. Межрегион. науч.-практ. конф. (30.11-01.12.2006, Пермь) / Перм.ун-т. – Пермь: ПермГУ, 2006. – 282 с. – С.57-61.
4. Сидоров Г.Н., Кассал Б.Ю. Результаты мониторинга животных, занесенных в Красную книгу Омской области // Омская биологическая школа. Ежегодник. Вып.5: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Б.Ю. Кассала. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008-а. – 162 с. – С. 126-144.
5. Сидоров Г.Н., Кассал Б.Ю. Животные Красной книги и система Особо охраняемых природных территорий Омской области // Особо охраняемые природные территории: Науч.практ.конф. Русского географического общества, г. СПб, 3-4.12.2008: Сб.науч.тр. . – СПб.: РГО, 2008-б. – С.298-300.
6. Кассал Б.Ю. Опыт создания базы данных Красной книги Омской области (животные) // Формирование баз данных по биоразнообразию – опыт, проблемы, решения: Матер. Международ.науч-практ.конф. (Барнаул, 13-15 мая 2009 г.). – Барнаул: Изд-во «ARTИКА», 2009. – 284 с. – С.112-121.
7. Сидоров Г.Н., Кассал Б.Ю. Результаты мониторинга в 2009 г. занесенных в Красную книгу Омской области животных // Омская биологическая школа: Межвуз. сб. науч. тр. Ежегодник / под ред. Б.Ю. Кассала. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010. – Вып. 6. – 164 с. – С.99-111.
8. Сидоров Г.Н., Кассал Б.Ю. База данных Красной книги животных Омской области // Естественные науки и экология: Ежегодник. Вып.15: Межвуз. сб. науч. тр. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011-а. – С.137-140.
9. Сидоров Г.Н., Кассал Б.Ю. Результаты мониторинга в 2010 г. животных, включенных в Красную книгу Омской области // Омская биологическая школа: Межвуз. сб. науч. тр. Ежегодник / под ред. Б.Ю. Кассала. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011-б. – Вып. 8. – 170 с. – С. 130-139.
10. Кассал Б.Ю., Сидоров Г.Н. Система особо охраняемых природных территорий и животные Красной книги Омской области // Социально-экономическое развитие и историко-культурное наследие Тарского Прииртышья: Матер. VI регион.науч.-практ.конф., посвящ. 120-летию со дня рожд. А.В. Ваганова (г. Тара, 1-2 марта 2012 г.). – Омск: ООО «Амфора», 2012. - 290 с. – С. 244-247.
11. Кассал Б.Ю. О создании Красной книги Тарского района // Социально-экономическое развитие и историко-культурное наследие Тарского Прииртышья: Матер. VI регион.науч.-практ.конф., посвящ. 120-летию со дня рожд. А.В. Ваганова (г. Тара, 1-2 марта 2012 г.). – Омск: ООО «Амфора», 2012. – 290 с. – С. 248-253.

© Б.Ю. Кассал, 2012
адрес эл.почты автора: bykassal@mail.ru



Первая публикация: Кассал Б.Ю. Красные книги муниципальных районов: возможность и необходимость создания // Природные ресурсы, биоразнообразие и перспективы естественнонаучного образования: Матер.Международ.науч.-практ.конф., посвящ.памяти И. В. Бекишевой – ученого и педагога. – Омск, 2012. – 237 с. – С.108-112.

Опубликовано:

19.10.2012
Бюллетень ЭКОКУЛЬТ • Рубрика «Мониторинг и анализ»

 
 
Автор : Кассал Борис Юрьевич  —  Каталог : Экополитика • Государство
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: Красная книга, экология, природные ресурсы, муниципальные районы
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD